Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:08, курсовая работа
Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытаться проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь.
Задачи: дать определение понятия инфляции и ее классификацию, выявить основные причины инфляционных процессов, изучить социально-экономические последствия. Выявить причины формирования инфляции в Беларуси, а также меры принимаемые правительством Республики Беларусь для снижения инфляции.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Сущность, причины и виды инфляции………………………………..5
1.1 Понятие и сущность инфляции………………………………………………5
1.2 Причины инфляции…………………………………………………………...6
1.3 Виды инфляции………………………………………………………...……12
1.4 Экономические и социальные последствия инфляции………...………….16
Глава 2. Антиинфляционная политика Республики Беларусь…………….…19
2.1 Причины инфляции в Республике Беларусь…………………………...…..19
2.2 Сущность и методы антиинфляционной политики…………………..……21
2.3 Антиинфляционная политика проводимая в Республике Беларусь…...…22
Глава 3. Основные направления совершенствования антиинфляционной политики в Республики Беларусь………………………………………………27
Заключение…………………………………………...…………………………33
Список используемой литературы………………………...…………………36
Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:
Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции, так по состоянию на 1 января 2010 года он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.
Таким образом, совокупность всех эти экономических факторов в большей или меньшей степени влияют на рост инфляции в Беларуси. Так, инфляция в 2009 году удалось удержать в рамках прогноза, который подразумевал, что индекс потребительских цен в стране вырастет не более чем на 9-11 %. Итоговый показатель задержался аккурат между верхней и нижней прогнозной планкой и составил 10,1 %. Это немного по сравнению с 13,3 % в 2008 году и 12,1 % в 2007 году. Однако, если сравнивать итоги минувшего года, наша страна на фоне других государств выглядит лишь крепким середнячком, но отнюдь не рекордсменом.
В рыночной экономике, как
свидетельствует зарубежный опыт, избавиться
от инфляции невозможно. Однако можно
ее сделать умеренной и
Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные (17, с 1).
Косвенные методы.
Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы.
Прямые методы регулирования
покупательной способности
Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
Государственное регулирование цен;
Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
2.3 Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь
Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.
С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. В Беларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2009 год, который направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.
Во всем мире на практике
разработан и апробирован комплекс
мер антиинфляционного
Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.
Для наращивания объема предложения применяется такой метод, как льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.
Цель краткосрочного регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые правительством, должны сочетаться с долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков.
Какие же существенные изменения произошли в Беларуси за 2009 год
Так в среднем за 2009 год ставка по новым срочным депозитам населения составила 20,2 % годовых. За январь-февраль 2010 года рублевые вклады населения в белорусских банках увеличились более чем на 1,17 триллиона Br, и на начало марта достигли почти 19,33 триллиона Br. А вот депозиты в иностранной валюте за февраль уменьшились на 28,8 миллиона долларов США. Это свидетельствует о росте доверия населения к национальной валюте и банковской системе в целом, а также к проводимой Национальным банком процентной политике, которая направлена на поддержание процентных ставок по срочным вкладам населения в национальной валюте на уровне, существенно превышающем как инфляцию, так и доходность сбережений в иностранной валюте. Несмотря на непростую ситуацию на международных рынках, Беларуси удалось принять достаточные меры, чтобы сбалансировать экспортно-импортные операции. Объем экспорта в 2009 г. составил более 60% к уровню 2008 г. Приложены максимальные усилия, чтобы минимизировать расходы на импорт в течение года. Выполнены все показатели социальной сферы: в полном объеме осуществлялись выплаты пенсий, стипендий и социальных пособий, профинансированы все государственные программы. Выполнен бюджет прошлого года. А снижение индекса потребительских цен в Беларуси в 2009 году эксперты связывают не только с оздоровлением национальной экономики после кризиса, но и со слабым потребительским спросом. На фоне проблем со снижением доходов граждане несколько умерили аппетиты, ограничив различные покупки, в том числе и за счет кредитных ресурсов. В свою очередь снижение спроса на различные товары и услуги не позволяло продавцам поднимать цены. Кстати, снижение потребительской активности – процесс достаточно инерциальный и может продолжиться и в нынешнем году. В 2010 году инфляция вполне способна оказаться даже ниже 9-11 %, запланированных на 2010 год. За период с 2008 по 2010 годы планировалось акционировать 519 предприятий, но позже правительство своими постановлениями несколько раз корректировало первоначальные планы, в основном – перенося сроки акционирования на более поздний период. В Беларуси в 2009 г. форму собственности сменили 169 предприятий республиканской собственности, на базе которых создано 108 открытых акционерных обществ. В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики в январе-декабре 2009 года продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления. С целью совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».
В качестве меры, обеспечивающей эффективность проведения государственной антимонопольной политики, будет организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том числе облисполкомами и Минским горисполкомом. Если сделать глобальный вывод, то получается, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений. Белорусская экономика – свежая глина, из которой, если захотеть можно вылепить всё что угодно, чем мы и занимаемся. Единственно чего нам не хватает – это опытной, умной, экономически и политически эрудированной команды гончаров. И пусть мне простят эту творческую вольность.
Глава 3. Основные направления совершенствования антиинфляционной политики в Республики Беларусь
В 2008-2010 гг., несмотря на существенное снижение
темпов инфляции, спад производства не
сменился подъемом даже в наиболее благополучных
экспортно-сырьевых отраслях. Поэтому
актуально более внимательно проанализировать
особенности инфляции в Республике Беларусь
и проводимую антиинфляционную политику.
С середины
2008 года инфляция спроса уступила в Беларуси
место инфляции издержек, основными факторами
которой явился значительный рост издержек,
обусловленный повышением цен на сырье,
труд.
Учитывая, что инфляция - явление многофакторное,
формирующееся под воздействием многих
внешних и внутренних факторов, управлять
ею можно только путем принятия согласованных
мер в области денежно-кредитной, налогово-бюджетной
и таможенной политики, политики доходов
и собственно ценовой. Стабилизации ценовой
ситуации на уровне предприятий должны
способствовать меры, направленные на
недопущение необоснованного роста цен,
сокращение издержек производства и обращения.
В соответствии
с «Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2001-2005
гг.» важнейшие инструменты денежно-кредитной
политики на данном этапе (обязательные
резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование
банков, депозитные операции, процентная
политика) будут формироваться на уровнях
и в пропорциях, обеспечивающих поддержание
целевых параметров инфляции и курса доллара.
Ужесточение денежно-кредитной политики
будет главным фактором обеспечения последовательного
снижения темпов инфляции.
Политика
обменного курса белорусского рубля будет
ориентирована на снижение инфляции, пополнение
официальных валютных резервов страны.
При формировании валютного курса белорусского
рубля будут учитываться условия внешней
торговли, и, прежде всего, колебания мировых
цен на товары, изменение кросс курсов
валют стран, являющихся ее основными
экономическими партнерами. При этом денежно-кредитная
политика будет направлена на обеспечение
курса белорусского рубля к доллару США
на уровне 8,8-8,9 тыс. рублей в 2011 году.
Основу процентной
политики составят меры, обеспечивающие
устойчивое достижение процентными ставками
положительного в реальном выражении
уровня и превышение реальной доходности
активов, номинированных в национальной
валюте, над их доходностью в иностранной
валюте.
Информация о работе Антиинфляционная политика Республики Беларусь