Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение следующих вопросов: 1) Содержание, показатели измерения и оценки инфляции.
2) Формы, причины возникновении и факторы развития инфляции.
3) Сущность и направления антиинфляционной политики.
4) Разработка антиинфляционной программы.
5) Антиинфляционная политика проводимая в Республике Беларусь

Содержание

Введение………………………………………………………………..4

Глава 1. Сущность, показатели измерения и формы инфляции.

1.1. Сущность и показатели измерения инфляции………………6

1.2. Формы и типы инфляции………………………………………8

Глава 2. Антиинфляционная политика.

2.1. Сущность и направления антиинфляционной политики..14

2.2. Разработка антиинфляционной программы………………..18

Глава 3. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
3.1. Антиинфляционная политика проводимая в Республике Беларусь………………………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………..24

Список использованных источников…………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

antiinflyacionnaya_politika_rb.doc

— 4.62 Мб (Скачать файл)

3. Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь

 

Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. В Беларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2009 год, который направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.

Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгосрочной стратегии необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы неинфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.

Для наращивания объема предложения применяется такой метод, как льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.

Цель краткосрочного регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые правительством, должны сочетаться с долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков.

Какие же существенные изменения произошли в Беларуси за 2009 год

Так в среднем за 2009 год ставка по новым срочным депозитам населения составила 20,2 % годовых. За январь-февраль 2010 года рублевые вклады населения в белорусских банках увеличились более чем на 1,17 триллиона Br, и на начало марта достигли почти 19,33 триллиона Br. А вот депозиты в иностранной валюте за февраль уменьшились на 28,8 миллиона долларов США. Это свидетельствует о росте доверия населения к национальной валюте и банковской системе в целом, а также к проводимой Национальным банком процентной политике, которая направлена на поддержание процентных ставок по срочным вкладам населения в национальной валюте на уровне, существенно превышающем как инфляцию, так и доходность сбережений в иностранной валюте. Несмотря на непростую ситуацию на международных рынках, Беларуси удалось принять достаточные меры, чтобы сбалансировать экспортно-импортные операции. Объем экспорта в 2009 г. составил более 60% к уровню 2008 г. Приложены максимальные усилия, чтобы минимизировать расходы на импорт в течение года. Выполнены все показатели социальной сферы: в полном объеме осуществлялись выплаты пенсий, стипендий и социальных пособий, профинансированы все государственные программы. Выполнен бюджет прошлого года. А снижение индекса потребительских цен в Беларуси в 2009 году эксперты связывают не только с оздоровлением национальной экономики после кризиса, но и со слабым потребительским спросом. На фоне проблем со снижением доходов граждане несколько умерили аппетиты, ограничив различные покупки, в том числе и за счет кредитных ресурсов. В свою очередь снижение спроса на различные товары и услуги не позволяло продавцам поднимать цены. Кстати, снижение потребительской активности – процесс достаточно инерциальный и может продолжиться и в нынешнем году. В 2010 году инфляция вполне способна оказаться даже ниже 9-11 %, запланированных на 2010 год. За период с 2008 по 2010 годы планировалось акционировать 519 предприятий, но позже правительство своими постановлениями несколько раз корректировало первоначальные планы, в основном – перенося сроки акционирования на более поздний период. В Беларуси в 2009 г. форму собственности сменили 169 предприятий республиканской собственности, на базе которых создано 108 открытых акционерных обществ. В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики в январе-декабре 2009 года продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления. С целью совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

В качестве меры, обеспечивающей эффективность проведения государственной антимонопольной политики, будет организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том числе облисполкомами и Минским горисполкомом. Если сделать глобальный вывод, то получается, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений. Белорусская экономика – свежая глина, из которой, если захотеть можно вылепить всё что угодно, чем мы и занимаемся. Единственно чего нам не хватает – это опытной, умной, экономически и политически эрудированной команды гончаров. И пусть мне простят эту творческую вольность.

 

Заключение

 

Инфляция является одной из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Это один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

Инфляция, понимаемая таким образом, носит многофакторный характер: на ее оказывают воздействие и факторы денежного обращения, и факторы производства и предложения товаров.

В зависимости от различного размера роста цен различают четыре вида инфляции: деловую, умеренную, галопирующую и гиперинфляцию.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни и т.д.

Антиинфляционная политика в первую очередь направлена на устранение причин инфляции, поэтому главными её составляющими являются контроль и регулирование совокупного спроса и предложения.

Текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам в целом соответствует признакам финансовой стабилизации. Однако в экономике сохраняются мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.

Тем не менее, рассматриваемая проблема еще не решена в полной мере и поэтому сохраняется необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране. Управление инфляцией по-прежнему представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции, в основе которой лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры,  повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

При написании работы использована специальная  литература  по макроэкономике, экономической теории, а также, учебные пособия, периодические издания. В курсовой  работе я, прежде всего, рассмотрела материалы, касающиеся теоретических основ инфляции в Республике Беларусь, а именно рассмотрела сущность, формы, причины возникновении и факторы развития  инфляции, антиинфляционную политику в современных условиях, ее сущность,  причины и разработку антиинфляционных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

Книги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Статьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вечканов Г.С. Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.-544 с.

Головачева А.С. Экономическая теория, практикум/ Минск «Вышейшая школа» 2006.-446 с.

Зенькова Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие – Мн.: «ИВЦ Минфина», 2009. – 380 с.

Ивашутин А.Л. Макроэкономика: учеб. пособие/ Минск: Алмафея, 2008. – 340 с.

          Лемешевский И.М. Макроэкономика. Мировой  опыт и Белорусская практика. – Мн.: «ФУАинформ», 2009.–720 с.

 

          Деньги. Рынок. Инфляция. // Экономика. Финансы. Управление.- 2008.- №1.- С.67.

Злотникова, Е. Инфляционные последствия кризиса в Беларуси и странах Европы // Банковский вестник. – 2010. - №19. – С. 55-57.

Ковалев М. М. Как обуздать инфляцию? // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.8-15.

Тихонов А.О. Антиинфляционная политика: перспективы на 2001 год // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.31-37.

Швайко П. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.34-39.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Основные индексы, отражающие динамику инфляции в Беларуси (в %).

Таблица 1

Год

Дефлятор ВВП

ИЦППП

ИПЦ

Официальный курс

Доллар

Евро

1995

761,9

561,5

809,3

11525

 

2000

285,3

285,6

268,6

800

 

2001

179,5

171,8

161,1

1420

 

2002

144,9

140,4

142,6

1804

1704

2003

130,7

137,5

128,4

2075

2353

2004

122,7

124,1

118,1

2164

2698

2005

118,9

110,0

108,0

2155

2684

2006

110,8

109,0

106,6

2146

2715

2007

112,1

116,8

112,1

2149

2959

2008

120,6

114,2

113,3

2137

3135


 

 

рис 1. Шоковая терапия

 

рис 2. Постепенное снижение инфляции

 

 

 

 

 

 

рис. 3 Модель роста цен на основе увеличения совокупного спроса

 

рис. 4 Инфляционный          рис. 5 Дефляционный

               разрыв                                      разрыв

 

 

рис. 6 Модель роста уровня цен на основе повышения издержек


Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь