Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 11:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование антиинфляционного регулирования в РФ.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучение сущности, видов инфляции;
- рассмотрение основных видов антиинфляционной политики;
- описание инфляционных процессов в российской экономике;
- рассмотрение основных методов регулирования российской инфляции.
Объектом исследования является российская экономика.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общая характеристика инфляции и антиинфляционной политики………………………………………………………………………..….5
1.1. Инфляция и антиинфляционная политика: понятия и виды…...5
1.2. Антиинфляционная политика в докризисный период…………..13
ГЛАВА 2. Антиинфляционная политика в России………………………..…..20
1.
2.
2.1. Антиинфляционная политика в условиях кризиса и в посткризисный период……………………………………….……20
2.2. Современная политика сдерживания инфляции…………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… ……30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….33
Большое значение в увеличении массы денег в обороте играет чистый приток капитала. Это связано с началом нового этапа инвестиционного развития. В 2006 году чистый приток капитала составил 42 млрд.долл. Далее этот показатель вышел на качественно новый уровень и в 2007 г. достиг отметки 82,3 млрд.долл., то есть почти в два раза превысил уровень предыдущего года. В этот период инвестиции в основной капитал почти в три раза опережали экономику в целом (21%). И поэтому получалось так, что колебания денежного предложения целиком находились во власти притока.
События 2008 года кардинально изменили картину в российской финансово-кредитной системе, что в течение этого года привело к обвалу на фондовом рынке. Из-за потрясений на международных финансовых рынках произошел новый отток капитала. В январе-феврале он составил 20 млрд.долл., однако уже в марте капитал стал возвращаться в Россию.
Продажи Банком России иностранной валюты в процессе валютных интервенций привели к снижению уровня рублевой ликвидности. В условиях ограниченного доступа российских банков и нефинансовых организаций к зарубежным финансовым ресурсам и сужения рынка межбанковских кредитов в результате снижения доверия между банками возникла угроза сбоев в функционировании банков и развития системного банковского кризиса. В связи с этим приоритетом в денежно-кредитной политике стало поддержание финансовой стабильности. Банком России был принят комплекс мер, направленных на обеспечение необходимого уровня ликвидности в банковском секторе путем снижения обязательных резервных требований, увеличения объёмов и смягчения условий рефинансирования банков.
На поддержку экономики, терпящей бедствие от масштабного оттока средств, правительство потратило около 160 млрд. долл. из национальных резервов. При этом инвестиции в основной капитал в 2008 году составили 11,9%, что на 9,2% меньше аналогичного показателя в 2007 году. Это произошло из-за снижения доступности к мировым финансовым ресурсам, а также сокращения доходов компаний в условиях снижения мировых цен на сырье.
Отреагировав на проблемы на фондовых биржах, российские финансовые власти дополнительно выпустили на рынок большое количество денег. В 2008 году финансовый кризис обошелся России в 6,8 трлн. руб.
В 2009 году государство приняло пакет мер, направленных на стабилизацию экономики. Комплекс мер по борьбе с инфляцией включает:
ограничение денежной массы;
повышение учетной ставки;
повышение нормы обязательного резервирования;
сокращение государственных расходов;
совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступления в бюджет.
Инфляция в 2009 году достигла минимального значения за период с 1991 года. Резко снизившись с 5,4% за I квартал до 0,7% за IV квартал, в целом за год она составила 8,8%. Решающую роль в замедлении инфляции сыграло существенное сокращение совокупного спроса, обусловленное мировым финансово-экономическим кризисом.
В целях восстановления экономического роста путем стимулирования кредитной активности банков Банк России расширял возможности количественного увеличения объемов рефинансирования банков и начиная с апреля 2009 г. последовательно понижал процентные ставки по своим операциям.
Снижение инфляции и инфляционных ожиданий, а также необходимость поддержания наметившегося восстановления экономики явились основанием для смягчения денежно кредитной политики. При этом по мере стабилизации банковского сектора происходило постепенное замещение кредитов без обеспечения, используемых как антикризисная мера, традиционными инструментами предоставления ликвидности.
В 2010 году российская экономика восстанавливалась после мирового финансово-экономического кризиса. По итогам года в большинстве основных видов экономической деятельности отмечен рост производства. Наиболее высокие темпы роста производства товаров и услуг наблюдались в первом полугодии. В III квартале он замедлились. В IV квартале производственная деятельность активизировалась.
На протяжении большей части 2010 года Банк России проводил стимулирующую денежно-кредитную политику в целях формирования условий для дальнейшего расширения кредитной деятельности банков и восстановления экономической активности, учитывая умеренность инфляционных рисков. В целом за год была снижена ставка рефинансирования и несколько сужен коридор ставок по операциям Банка России.
Причинами инфляции в 2010 году стали:
1. Рост тарифов на услуги ЖКХ;
2. Низкая конкуренция среди производителей;
3. Высокие издержки из-за банковских ставок;
4. Рост курса рубля;
5. Большие интервенции Центрального банка на валютном рынке;
6. Отсутствие координации денежно-кредитной политики Центрального Банка с налогово-бюджетной политикой МинФина;
7. Восстановление потребительского спроса во второй половине 2010 года, связанного с ростом экономической активности и усилением денежного предложения;
8. Увеличение госрасходов с середины 2010 года на 30%;
9. Засуха, рост цен на продукты (зерно, гречку, картофель) на мировом рынке.
10. Широкий разрыв между внутренними и внешними ценами на продукты.
В связи с этими причинами Правительство России приняло следующие антиинфляционные меры:
1. Снижение ставки рефинансирования;
2. Льготные банковские кредиты предпринимателям;
3. Таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
4. Снижение государственных расходов;
5. Государственное регулирование цен на лекарства;
6. Государственное регулирование цен на услуги ЖКХ;
7. Государственное регулирование цен на продукты (ограничение торговых наценок на социально значимые продукты);
8. Усложнения процедуры получения внешних займов для бизнеса;
9. Ограничение импорта пшеницы и других продуктов для сдерживания внутренних цен;
10. Зерновые интервенции;
11. Изымание ликвидности с помощью депозитных аукционов и размещения ОБР.
Действие этих мер принесло результаты: в 2010 году уровень инфляции остался на уровне 2009 года. По прогнозу Минэкономразвития инфляция в 2011 году не должна превысить 7% (рис.2).
Рисунок 2. Инфляция и рост цен в России
2.2. Современная политика сдерживания инфляции
Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.
Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный Банк российской Федерации, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения её структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы приводят к ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег позволяет уменьшить темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие Банка России на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.
На современном этапе антиинфляционная политика государства включает следующие меры:
1. Таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
2. Продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводиться они будут до конца июня 2011 года);
3. В планах принятие закона "О торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней). Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары.
4. Ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;
5. Повышение с 1 февраля 2011г. нормативов обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;
6. Ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);
7. Снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);
8. Заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);
9. Расширение валютного коридора (гибкость курсообразования).
На ближайшую перспективу уже существую предложения по сдерживанию инфляции.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике на 2012-52014 годы сформулированы основные цели и задачи бюджетной политики.
Многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.
В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.
Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.
Для решения поставленных задач необходимы системные действия по следующим ключевым направлениям [10]:
1. Надо интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны. В бюджетной стратегии должны быть предусмотрены критерии и процедуры оценки рисков устойчивости бюджетной системы.
2. Следует закрепить начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета. При формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо обеспечить - в рамках переходного периода - создание предпосылок для введения указанных правил, предусмотрев стабилизацию и последующее снижение дефицита федерального бюджета.
3. На 2012 - 2013 годы будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 процентов. В 2012 году необходимо подготовить комплексные предложения по развитию пенсионной системы и системы обязательного социального страхования.
4. Российская налоговая система должна отвечать современным вызовам в условиях глобализации экономики, обеспечивать справедливое налогообложение доходов экономических агентов и способствовать устойчивому развитию России как федеративного государства.
5. Бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны.
6. Необходимо повысить отдачу от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг.
7. Должна быть существенно снижена роль государства в непосредственном управлении экономическими активами. Правительству Российской Федерации необходимо определить график приватизации крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях, предусмотрев снижение доли участия до уровня ниже контрольного пакета акций или отказ от такого участия, за исключением ряда организаций, работающих в инфраструктурных секторах или непосредственно связанных с обеспечением безопасности государства.
8. Требует кардинальной перестройки система государственных закупок.
Информация о работе Антиинфляционная политика в условиях кризиса и в посткризисный период