Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать механизм действия инфляции, а также причины ее возникновения; проблемы регулирования инфляции в Республике Беларусь. Задачи данной курсовой состоят из уяснения понятия и причин инфляции, определения ее социальных последствий, описании основных инструментов антиинфляционной политики и механизма их действия, а также из анализа текущих инфляционных процессов в РБ.

Содержание

Введение 4
1 Общая характеристика инфляции и антиинфляционной политики. 6
1.1 Определение и значение инфляции, ее виды и методы расчета. 6
1.2 Сущность антиинфляционной политики и ее инструменты 12
2 Основные теории инфляции и антиинфляционной политики 18
2.1 Монетаристская концепция инфляции 18
2.2 Кейнсианская теория инфляции 21
2.3 Теория рациональных ожиданий 24
3. Инфляция и антиинфляционная политика в РБ 27
3.1 Причины инфляции и инфляционные процессы в РБ 27
3.2 Основные направления антиинфляционной политики РБ 31
Заключение 35
Список использованных источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляция и антиинфляционная политика.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

Норма инфляции (измерение с помощью индекса потребительских цен)

, где  и - индексы потребительских цен смежных периодов

Индекс  потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), рассчитываемый как изменение в стоимости потребительской корзины.

, где  -объем потребительской корзины, - уровень цен в базисном году, -уровень цен в текущем году.

Этот индекс наиболее широко используется в рыночной экономике. Он измеряет изменение с течением времени в стоимости фиксированной потребительской корзины товаров и услуг.

 

Норма инфляции (измерение с помощью дефлятора ВВП)

, где  и - индексы дефлятора ВВП смежных периодов

Дефлятор  ВВП (GDP deflator) рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.

, где  -объем производства в текущем году, - уровень цен в базисном году, -уровень цен в текущем году, - номинальный ВВП, - реальный ВВП.

Характеризует степень инфляции по всей совокупности товаров и услуг, которые производятся и потребляются в данной стране. Дефлятор ВВП является более реалистичным показателем инфляции по сравнению с индексом потребительских цен, поскольку отражает изменение цен на все товары, производимые в стране.

Норма инфляции (измерение с помощью покупательной способности денежной единицы)

, где  и - покупательная способность денежной единицы смежных периодов. Индекс покупательной способности - величина обратная дефлятору индексу дефлятора ВВП.: , где - дефлятор ВВП соответсвующего периода.

Уровень инфляция является одним из важнейших показателей национальной экономики. Это объясняется тем, что инфляция имеет очень важные социально-экономические последствия. Так, некоторые экономисты считают, что невысокий уровень инфляции оживляет экономическую конъюнктуру и является, как считают представители кейнсианской школы экономики, своеобразной «смазкой», без которой невозможен экономический рост в стране. И если по поводу влиянию на экономику низкой инфляции существуют разные взгляды, то высокие темпы инфляции все экономисты признают негативным явлением в экономике.

Рассмотрим  более подробно социально-экономические  последствия инфляции:

Большие темпы  инфляции приводят к:

  • Сокращению реальных доходов населения
  • Перераспределению доходов и богатства в пользу немногочисленного слоя населения.
  • Усилению уровня риска для предпринимателей.
  • Снижению стимулов к денежным накоплениям
  • Усилению спекулятивных форм торговли
  • Возникновению эффекта инфляционной спирали зарплаты и цен
  • Бегству от денег (при гиперинфляции). Скупке любых товаров
  • Вытеснению торговли бартером.
  • Отвлечению капитала из сферы производства и перемещение их в сферу обращения.
  • Затруднение возможности регулирующего влияния на экономику со стороны государства [4, с. 285].
  • Инфляция нарушает пропорции распределения национального дохода между частным сектором и государством в пользу последнего. Реализуя монопольное право на эмиссию, например, в целях покрытия бюджетного дефицита, государство расширяет денежное предложение, повышая темпы инфляции, при этом снижается покупательная способность населения, но повышается государства. В таких случаях говорят, что государство облагает на селение инфляционным налогом. Инфляционный налог – это убытки экономических субъектов, держащих свои активы в денежной форме. Рассчитать этот налог можно следующим образом , где -темпы инфляции, - реальные денежные запасы, - объем наличности, - объем депозитов, -номинальная ставка процента.

 Между начислением и уплатой налога существует лаг [2, с. 281]. Из-за этого при высокой инфляции бюджетные поступления обесцениваются. Такое воздействие инфляции на фискальную систему называется эффектом Танзи-Оливеры. Этот эффект наблюдался 1970-е годы во время гиперинфляции в Латинской Америке, а также в России, когда темпы инфляции достигали в 1992 и 1993 гг. 1353% и 915% соответственно. [5, с. 573]

Таким образом, высокая инфляции приводит к обесцениванию  доходов населения, ухудшает функционирование экономики, искажает ее ценовые сигналы  и усугубляет эффективность принятия решений экономическими субъектами.

Подводя итог, можно сказать, что хотя низкая инфляция и имеет некоторые плюсы, например, рост цен побуждает предпринимателей к инвестированию ресурсов, она все-таки нежелательна для экономики, а в отдельных случаях (когда инфляционные процессы выходят из-под контроля государства) является серьезной проблемой, которая ведет к неравенству в обществе, делает население беднее и сдерживает экономическое развитие страны.

 

1.2 Сущность антиинфляционной политики  и ее инструменты

 

 

Негативные  социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т. п.).

Для регулирования  негативных последствий инфляции существуют различные инструменты антиинфляционной политики. В настоящее время выделяют два основных направления такой политики:

  • Денежно-кредитная политика
  • Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Использование денежно-кредитной политики, прежде всего, характерно для представителей неоклассического направления в  экономике, в частности, - монетаристов. Такая политика, в понимании неоклассиков, подразумевает незначительное вмешательство государства в экономические процессы. Денежно-кредитную политику проводит центральный банк в пределах основных направлений государственной политики, непосредственно само государство не вмешивается в проведение денежно-кредитной политики, хотя центральный банк и находится в подчинении у правительства. Государство, образно говоря, контролирует результаты. Основными методами денежно-кредитной политики являются изменение учетных ставок (ставки рефинансирования), норм обязательных резервов для коммерческих банков и операции на открытом рынке. Объектами регулирования данной политики являются объем денег и связанные с ним параметры, субъектами – центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения.

Бюджетно-налоговая  политика, напротив, предполагает активное вмешательство государства в экономику и обосновывается в кейнсианском подходе. Сущностью такой политики является манипулирование государственным бюджетом (правительственными расходами и доходами, налогообложением) для увеличения производства, снижения инфляции или безработицы.

Рассмотрим  каждый вид антиинфляционной политики в отдельности.

Денежно-кредитная политика (monetary policy) – политика, состоящая в использовании правительством или центральным банком процентных ставок для контроля за денежной массой с целью оказания воздействия на экономику. Целью денежно-кредитной политики может быть достижение желаемого уровня или желаемых темпов роста производства, уровня цен, валютного курса или состояния платежного баланса. Методы денежно-кредитной политики заключаются в установлении ставки процента, взимаемого центральным банком, в продаже и покупке ценных бумаг для контроля за динамикой денежной массы и в изменении норм обязательных резервов для банков и других финансовых институтов. Центральный банк может оказать влияние на процентные ставки коммерческих банков как в результате операций на открытом рынке (open market operations) – с их помощью у банков появляется стимул к заимствованиям по собственной ссудной ставке самого Центрального банка, так и благодаря эффекту объявлений (announcement effect) об изменениях минимальной ссудной ставки Центрального банка – рынки рассматривают их в качестве заявлений о прогнозах и целях властей. Денежно-кредитная политика, влияя на издержки и доступность кредитов, воздействует тем самым на реальную экономику и посредством этого на инфляцию и валютный курс. [6]

Проведение  денежно-кредитной политики имеет  определенные цели. Эти цели делятся  на конечные, промежуточные и тактические (см. табл. 1). В зависимости от промежуточной цели различают жесткую, гибкую и эластичную денежно-кредитную политику соответственно. Денежно-кредитную политику также делят на:

  • Политику дешевых денег (экспансионистская политика)
  • Политику дорогих денег (политика кредитной рестрикции)

Политика кредитной  рестрикции (ограничительная политика) проводится в условиях инфляции. Ее сущность в сокращении объема денежной массы с целью сдерживания инфляции. Когда центральный банк проводит такую политику, он предпринимает следующие действия, а именно:

  1. продает облигации,
  2. увеличивает норму обязательных резервов
  3. повышает ставку рефинансирования и т.д.

Снижение уровня цен при дестрикционной денежно  – кредитной политики происходит через уменьшение совокупного спроса, в результате роста % ставок и снижения инвестиционных расходов

Политика дешевых  денег (стимулирующая политика) проводится центральным банком для повышения  деловой активности. Центральный  банк увеличивает масштабы кредитования и предложение денег за счет следующих  действий:

  1. снижение обязательной резервной нормы
  2. скупка государственных ценных бумаг
  3. снижение ставки рефинансирования.

Подводя итоги, скажем, что денежно-кредитная политика является довольно- таки эффективным  средством антиинфляционного регулирования  в краткосрочном периоде. Денежно-кредитная политика проводится центральным банком, который в большинстве стран относительно независим от государства. Это способствует уменьшению времени реакции банка на изменение экономической ситуации, а также проведению им твердой антиинфляционной политики (без давления государства). Однако денежно-кредитная политика имеет и минусы, а именно: сложный передаточный механизм и трудность в оценке макроэкономических показателей, например, скорости обращения денег во время инфляции.

Таблица 1- Цели денежно-кредитной политики

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание  – источник [7, с.128]

Бюджетно-налоговая политика, фискальная политика (fiscal policy) – изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного продукта. [8, с. 399]

Фискальная  политика предполагает использование возможностей государства влияния на экономическую ситуацию в стране путем изменения государственных расходов и налогов. Эти средства воздействия на экономику являются основными инструментами фискальной политики.

Интересно, что  слово «фискальный» имеет римские  корни. Фиском (от лат. fiscus- корзина) в Древнем Риме называли особую казну, куда поступали личные доходы императора.

Бюджетно-налоговая  политика подразделяется на:

  • дискреционную (активного вмешательства)
  • недискреционную (автоматическая)

Также имеет  место классификация по видам  фискальной политики:

  • Сдерживающая (фискальная рестрикция) применяется для борьбы с инфляцией спроса. Для сокращения совокупного спроса государство уменьшает свои расходы, повышает налоги или и то, и другое вместе (рис. 4).
  • Стимулирующая (фискальная экспансия) повышает совокупные расходы и увеличивает совокупный доход; используется в периоды спада производства.

Рис. 3 Стимулирующая фискальная политика Рис. 4 Сдерживающая фискальная политика

Примечание  – Источник: собственная разработка Примечание – Источник: собственная разработка

 

Действие этой политики изображено на рисунке 3.

  • Стабилизационная политика проводится для сглаживания отрицательных последствий экономических циклов или отрицательных шоков предложения (действие отрицательных шоков предложения изображено на рис. 5). Такая политика проводится либо быстро и жестко (шоковая терапия), либо постепенно и мягко (градуализм). В первом случае при высокой инфляции правительство может существенно снизить государственные расходы, а Центральный банк – темп роста денежной массы. Эти меры в короткие сроки погасят инфляцию, но приведут к значительному росту уровня безработицы в стране, спаду объема выпуска. При использовании второго варианта правительство снижает государственные расходы постепенно и понемногу, а Центральный банк проводит более мягкую монетарную политику. Уровень инфляции снизить быстро не удастся, но в стране не будет и резкого увеличения безработицы, банкротства предприятий и уменьшения величины выпуска[7, c. 221]. Описанные мероприятия прежде всего воздействуют на величину спроса, а не на величину предложения. Правительство имеет возможности также влиять на величину совокупного предложения, путем снижения налогов и стимулирования инвестиционных расходов.

Рис. 5 Шоки предложения и стабилизационная политика

Примечание  – Источник: [7, с. 221]

 

Допустим, что  негативный шок сместил краткосрочную кривую совокупного предложения вверх из положения SRAS0 в положение SRAS1 ( рисунок 5 ).Экономика переместится из первоначальной точки равновесия Е0 в точку Е1 (пересечение новой кривой совокупного предложения SRAS1 и прежней кривой совокупного спроса AD0). Объем впуска снизится с Y до Y1 средний уровень цен возрастет с Р0до Р1.В отсутствие государственного вмешательства экономика начинает медленно возвращаться из точки Е1 в точку Е0 (будут снижаться цены, издержки, расти объемы выпуска). Однако государство может попытаться в кратчайшие сроки восстановить докризисные объемы дохода (выпуск), для чего начнет стимулировать совокупный спрос, используя либо стимулирующую фискальную политику, либо денежно- кредитную политику «дешевых денег». При этом кривая совокупного спроса будет сдвигаться из положения AD0 в положение AD1. В результате объем выпуска вернется к первоначальному состоянию Y, но уже при более высоком уровне цен Р1.

Выше упоминались  такие виды фискальной политики как дискреционная и недискреционная.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства