Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 19:54, курсовая работа
Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты борьбы с инфляцией.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия;
- рассмотреть стратегию и тактику инфляционного регулирования;
- обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Сущность инфляции……………………………………………………….5
1.1 Понятие инфляции………………………………………………………..5
1.2 Виды инфляции…………………………………………………….……..6
1.3 Измерение инфляции……………………………………………..………8
1.4 Причины инфляции…………………………………………………..…..11
1.5 Последствия инфляции…………………………………………..………12
Глава II. Антиинфляционная политика ……………………………………..……16
2.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики………………..16
2.2 Теоретические подходы разных экономических школ к проблеме инфляции…………………………………………………………………….17
2.3 Виды антиинфляционной политики…………………………………….19
2.4 Антиинфляционная стратегия и тактика……………………………….27
Глава III. Антиинфляционная политика в России …………………………..…...33
3.1 История инфляционных процессов в России ……………………….....33
3.2 Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в России……………………………………………………………………...….37
3.3 Перспективные направления антиинфляционной политики в России……………………………………………………………….………..43
Заключение………………………………………………………………………….50
Список литературы……………
Необходимо подчеркнуть, что дальнейшая динамика цен в России будет складываться, главным образом, из соотношения этих двух факторов - динамики курса рубля и изменения спроса как промежуточного, так и конечного.
Вначале 2009г. инфляция выросла на 4,1% по сравнению с 3,5% в 2008г. Помимо традиционной коррекции цен естественных монополий, это обусловлено, во-первых, завершением девальвации рубля, во-вторых, сравнительно высокой потребительской активностью населения. Рост потребления в условиях сокращения реальных доходов осуществлялся в конце 2008г. и начале текущего года за счет накоплений населения, в том числе в валюте. Исходя из крайне высокой динамики домашних хозяйств, можно заметить, что уровень спроса значительно сокращается и замедляет динамику роста цен. Этому способствует не только истощение накоплений населения, но и по-прежнему неблагоприятная ситуация в сфере потребительского кредитования. За пределами 2009г. ожидается существенное замедление инфляции - примерно с 8% в 2010г. до 6% в 2012г.
Необходимо
отметить также значительное изменение
динамики дефлятора ВВП, связанное, главным
образом, с резким снижением экспортных
цен и изменением пропорций экспорта и
импорта. Дефлятор ВВП снизится с 18,7% в
2008г. до 5,7% в 2009г., а в 2010г. - повысится до
13,4%. В дальнейшем ожидается плавное снижение
дефлятора ВВП темпом около 1 проц. п. в
год[17].
3.3. Перспективные направления антиинфляционной политики в России
Глобальные экономические процессы за последнее десятилетие привели к появлению новых причин, способствующих развитию инфляции. Важнейшей из них является изменение структуры мирового спроса на продукты питания и продовольственное сырье, обусловленное как ростом благосостояния населения развивающихся стран, так и переходом ряда стран к использованию биотоплива в ответ на высокие цены традиционных энергоносителей. Это приводит к росту мировых цен на зерновые культуры. Данная тенденция усугубляется периодически возникающими климатическими катаклизмами.
Для России проблема инфляции и борьбы с ней стоит с разной степенью остроты с начала перехода к рыночной экономике. Однако до сих пор "побеждает" пока инфляция, что свидетельствует о недостаточной эффективности мер антиинфляционного регулирования. Достижение низкой инфляции является одним из условий устойчивого экономического роста. Задача по достижению уровня инфляции, установившегося в рыночно развитых странах (2-4%), постоянно выдвигается российскими властями в качестве приоритета денежно-кредитной политики. В настоящее время эти вопросы опять приобрели особую актуальность, прежде всего, в связи с необходимостью преодоления последствий глобального финансового кризиса, а также вследствие неблагоприятных погодных условий 2010г. Выступая на Петербургском международном экономическом форуме-2010, Президент РФ Дмитрий Медведев подчеркнул, что "задача борьбы с инфляцией остается одной из наиболее важных"[16].
Потребительские цены на товары и услуги в 2009 году показали самый небольшой рост за всю новейшую историю России с момента распада СССР. По опубликованным данным «Росстата», за декабрь ушедшего года цены выросли на 0,4%. Таким образом, за весь год инфляция составила 8,8%. Эксперты объясняют это рекордное достижение не успехом антиинфляционной политики правительства, а падением уровня доходов россиян в период кризиса и, как следствие, резким снижением потребительской активности граждан. Действие этих факторов в большинстве развитых стран мира привело к снижению инфляции до самых минимальных уровней, кое-где даже до отрицательных величин. В России же потребительские цены лишь с трудом побили предыдущий рекорд 2006 года: тогда годовую инфляцию единственный раз удалось удержать в рамках однозначных величин – она составила 9%.
По сравнению с общим уровнем инфляции тарифы на услуги растут у нас опережающими темпами - в 2009 году они увеличились на 11,6%. Интересно другое: впервые с 2000 года цены на продовольственные товары выросли меньше, чем на промышленные. Особенно выделяется минимальный набор продуктов питания, рост стоимости которого традиционно опережал общий уровень инфляции. В 2009 году в среднем по России товары продуктового минимума подорожали всего на 0,7%. В целом за прошлый год цены на все продукты увеличились на 6,1%, тогда как на промышленные товары – на 9,7%. Очевидно, что основной вклад в динамику цен на непродовольственные товары внес резко подорожавший из-за девальвации рубля в начале года импорт. Из продовольствия больше всего цены выросли на сахар-песок (на 42,7%). Выше среднего подорожали рыба и морепродукты (на 10,6%), алкоголь (на 8,9%) и сливочное масло (на 7,9%). По итогам года снизились цены на плодоовощную продукцию (на 1,7%), крупу (на 2,5%), яйца (на 14,5%) и подсолнечное масло (на 19,8%). Из непродовольственных товаров меньше всего подорожали стройматериалы (на 2,1%) и телерадиотовары (на 5,4%), а больше всего - табачные изделия (на 18,7%) и медикаменты (на 17,6%). Основной вклад в рост тарифов на услуги внес жилищно-коммунальный комплекс: свою работу он стал ценить на 19,6% дороже, чем в 2008 году. Эксперты убеждены, что заслуг правительства в небывалом снижении инфляции практически нет. Весь год власти проводили скорее проинфляционную политику: девальвировали национальную валюту, накачивали финансовыми средствами банки и некоторые секторы промышленного производства, увеличивали социальные расходы. Ведущий консультант группы «Интерком-Аудит» Тимур Унароков уверен: «Эффект дали не какие-то конкретные меры правительства, а изменение фундаментальных экономических условий. Например, снижению темпов роста уровня цен может способствовать сокращение потребительского спроса и изменение курсов национальных валют на международном финансовом рынке». «Это результат кризиса, стремительного сжатия потребительского спроса, что особенно видно по такому показателю, как оборот розничной торговли, который по итогам года упал на 6-7%, - считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. - Когда потребительский спрос так сжимается, то даже в нашей потенциально инфляционноемкой экономике с ее крайне недостаточным уровнем конкуренции продавцы не могут поднимать цены, иначе у них вообще перестанут покупать». По мнению экономиста, добиться, таким образом, снижения годовых показателей инфляции до обещанных правительством 5% можно. «Но это тот случай, когда лекарство может оказаться опаснее самой болезни. Экономика теряет важнейший стимул своего развития - прирастающий на 13-14% в год товарооборот» [12].
Уровень
инфляции в России в 2010 году составил
3,9%. Потребительские цены в России за период
с 25 по 31 мая 2010 года выросли на 0,1%. При
этом за май инфляция в стране составила
0,4%, а за истекший период года цены в стране
выросли на 3,9%, стоит отметить, что эти
показатели существенно ниже значений
минувшего года.
Рисунок 2 – Динамика индексов потребительских цен, в %.
В
июле 2010г, темпы роста потребительских
цен составили 0,4%, что на 0,2 п.п. ниже аналогичного
значения, зафиксированного в июле прошлого
года. В целом за семь месяцев текущего
года инфляция составила 4,8%, что существенно
уступает темпам прироста, накопленным
за январь-июль 2009 года (8,1%). Показатель
инфляции в годовом выражении в июле достиг
глобального минимума за весь постсоветский
период: 5,5%.
В июне 2010 года индекс цен производителей
составил -3,1% против 2,7% месяцем ранее.
При этом прирост цен производителей в
добывающих отраслях в июне был равен
-10,0% (в мае 4,6%), в обрабатывающих отраслях
-0,1% (2,3% месяцем ранее), в отраслях, занятых
производством и распределением электроэнергии,
газа и воды, -0,7% (-0,1% в мае 2010 года)[18].
Рисунок 3 – Инфляция в России в период с 2000 по 2010 год
С начала 2010г. инфляция в России по состоянию на 29 ноября составила 7,6%, сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат). За неделю с 23 по 29 ноября инфляция составила 0,2% — такой темп роста цен сохраняется уже пятую неделю подряд. С 30 ноября по 6 декабря потребительские цены в России снова выросли на 0,2%, а с начала года — на 7,8%. В прошлом году инфляция в декабре составила 0,4%, а с 1 января по 7 декабря — 8,5%.
Потребительские цены в РФ выросли в прошлом месяце на 0,8% по отношению к октябрю 2010г. В годовом выражении в ноябре цены выросли на 8,1%, превысив первоначальные прогнозы властей. По данным Росстата, основной причиной роста цен в стране остается подорожание продуктов — за прошедшую неделю пшено и гречневая крупа прибавили в цене 3,2 и 2,3% соответственно, яйца, сахар, подсолнечное масло — 0,7-1,8%.
Банк
России ожидает
прироста потребительских цен за 2010г.
около отметки в 8,4%. Глава Минэкономразвития
Эльвира Набиуллина предлагает понизить
прогноз по инфляции на текущий год до
6-7% при среднегодовом росте цен на 6,3%.
Прогноз на 2011 год оставлен на уровне 6-7%
при снижении среднегодовой инфляции
с 7,4% до 6,5%. На 2012 год прогноз по инфляции
повышен до 5,5-6,5% с 5-6,5% при среднегодовой
инфляции на уровне 6,5%[12].
Следовательно, методы и инструменты антиинфляционной политики гораздо шире, чем методы фискальной и денежно-кредитной политики, которые обобщенно можно назвать финансово-кредитными. Поскольку причины инфляции часто носят структурный характер, то становится очень важно проведение адекватной структурной политики: антимонопольное регулирование, развитие отношений собственности, поддержка отдельных структурообразующих отраслей, соответствующая внешнеэкономическая политика и т.п. Хотя все эти направления антиинфляционной политики также используют, в первую очередь, косвенные финансово-кредитные инструменты.
Вот ряд других важнейших мер антиинфляционной политики, которые предлагается принимать в первую очередь, заключаются в следующем:
1) обеспечение роста товарного покрытия денежной единицы при помощи включения мультипликатора инвестиций: избирательная поддержка отраслей, которые создадут максимальный совокупный спрос, избирательное финансирование ряда долгосрочных и масштабных проектов;
2) ужесточение принципов кредитования и финансирования: снижение объемов финансирования заведомо убыточных отраслей и проектов; наведение порядка в сфере лицензирования финансовых и банковских операций; создание адекватной системы взаимного страхования и взаимного гарантирования инвестиций;
3) девальвация национальной валюты для поддержки экспортно-ориентированных производств; при этом следует учитывать, что могут пострадать импортозамещающие отрасли, резиденты, имеющие долговые обязательства в иностранной валюте;
4) снижение бюджетного дефицита посредством определенного сокращения финансирования социальной сферы (избегая обострения социальных проблем, которое всегда имеет место в период инфляции), введения прогрессивной шкалы налогообложения личного имущества и личных доходов;
5) государственный контроль над ведущими отраслями хозяйства с целью обеспечения в них надлежащего технологического уровня производства, проведение эффективной антимонопольной политики, социальной защиты населения, поддержание должного уровня устойчивости макроэкономической системы и национальной безопасности страны.
Помимо
политики сдерживания доходов
Если определять инфляцию по разнице между темпами роста цен и доходов в экономике, то государственная политика сдерживания доходов может принять не антиинфляционный, а инфляционный характер (в этом заключается ее двойственность). С одной стороны, такая политика, через сокращение денежной массы, может при определенных условиях снизить темпы роста цен в экономике, а, с другой стороны, ускорить развитие инфляционных процессов, поскольку стабилизация цен будет сопровождаться уменьшением доходов и усилением социальной напряженности в обществе.
На
выбор варианта антиинфляционной политики
правительства существенно влияет социально-политическая
и экономическая обстановка в стране,
поскольку распределение издержек этой
политики между различными социальными
слоями общества зависит от выбранного
варианта.
Заключение
Последствия инфляции экономически болезненны и опасны, негативно воздействуют на финансы, денежную и экономическую систему в целом.
Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. Отрицательные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежные реформы - преобразования в сфере денежного обращения для упорядочения и укрепления денежной системы.
Бороться с инфляцией нельзя, на каком-то конкретном участке или в какой-то конкретной сфере. Она присутствует в нашей жизни постоянно, возможно иногда и подчищая лишние отрасли экономики. Экономическая политика должна проводится, так чтобы не допускать расширения инфляции, но и стараться поддерживать статус страны (конвертируемость, цены на сырьё и ископаемые), иначе в стране не будет денег.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.