В рамках первого (кейнсианского)
подхода предусматривается активная бюджетная
политика — маневрирование государственными
расходами и налогами в целях воздействия
на платежеспособный спрос.
В условиях инфляции, при избыточном
спросе государство ограничивает свои
расходы и повышает налоги. В результате,
за счет сокращения спроса, снижаются
темпы инфляции. Но одновременно сокращается
и рост производства, что может привести
к застою и даже кризисным явлениям в экономике,
к расширению безработицы.
Для расширения спроса, в условиях
спада, тоже проводится бюджетная политика.
Для стимуляции спроса понижаются налоги,
проводятся программы государственных
капиталовложений и других расходов. Прежде
всего, низкие налоги устанавливаются
в отношении получателей средних и невысоких
доходов, которые обычно немедленно реализуют
выгоду.
Считается, что таким образом
расширяется спрос на потребительские
товары и услуги. Однако стимулирование
спроса бюджетными средствами, как показал
опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может
усиливать инфляцию. К тому же большие
бюджетные дефициты ограничивают правительственные
возможности маневрировать налогами и
расходами.
Неоклассицисты, которым принадлежит
авторство второго подхода, выдвигают
на первый план денежно-кредитное регулирование,
косвенно и гибко воздействующее на экономическую
ситуацию. Считается, что государство
должно проводить дефляционные мероприятия
для ограничения платежеспособного спроса,
поскольку стимулирование экономического
роста и искусственное поддержание занятости
путем снижения естественного уровня
безработицы ведет к потере контроля над
инфляцией.
Такое регулирование проводит
Центральный банк, который формально не
находится под контролем правительства.
Банк воздействует на экономику путем
изменения количества денег в обращении
и ставок ссудного процента.
В современной рыночной экономике
невозможно устранить все факторы инфляции
(бюджетный дефицит, монополии, диспропорции
в народном хозяйстве, инфляционные ожидания
населения и предпринимателей, переброс
инфляции по внешнеэкономическим каналам
и др.), поэтому ее считают инфляционной.
Следовательно, очевидно, что полностью
ликвидировать инфляцию, нереально. Именно
поэтому многие государства стремятся
не допустить разрушительных ее масштабов,
сделать умеренной, контролируемой, вместо
того, чтобы пытаться устранить ее совсем.
В наше время считается, что
целесообразнее всего сочетать долговременную
и краткосрочную политики. Вот примерный
комплекс мер антиинфляционной политики.
Долговременная политика включает
в себя несколько задач. В том числе погашение
инфляционных ожиданий населения, которые
нагнетают текущий спрос. Для этого правительство
должно проводить четкую последовательную
антиинфляционную политику и завоевать,
таким образом, доверие населения. Оно
должно содействовать своими мероприятиями
(стимулирование производства, антимонопольные
меры, либерализация цен и т.п.) эффективному
функционированию рынка, что повлияет
на изменение потребительской психологии.
Другая задача – принятие мер по сокращению
бюджетного дефицита (так как его финансирование
посредством займов у Центрального банка
ведет к инфляции) за счет повышения налогов
и снижения расходов государства.
Еще одна задача – проведение
мероприятий в области денежного обращения,
в частности, установление жестких лимитов
на ежегодный прирост денежной массы,
что позволяет контролировать уровень
инфляции.
Ослабление влияния внешних
факторов так же является одной из задач
долговременной политики. В частности,
задача состоит в том, чтобы уменьшить
инфляционное воздействие на экономику
переливов иностранного капитала (при
положительном сальдо платежного баланса)
в виде краткосрочных кредитов и займов
правительства за рубежом для финансирования
бюджетного дефицита.
Краткосрочная же политика
направлена на временное снижение темпов
инфляции. Здесь необходимое расширение
совокупного предложения без увеличения
совокупного спроса достигается предоставлением
государством льгот предприятиям, выпускающим
дополнительно к основному производству
побочные товары и услуги. Государство
может приватизировать часть своей собственности
и таким образом увеличить поступления
в государственный бюджет и облегчить
решение проблемы его дефицита, а также
понизить инфляционный спрос за счет продажи
большого количества акций новых частных
предприятий.
Содействует росту предложения
массированный импорт потребительских
товаров.
Определенное воздействие
на темпы инфляции оказывает уменьшение
текущего спроса при неизменном предложении.
Это может быть достигнуто за счет повышения
процентных ставок по вкладам, стимулирующим
более высокую норму сбережения.
2.3 Методы активной
и адаптивной антиинфляционной политики
Одним из сложнейших вопросов экономической
политики является управление инфляцией.
Отдельное предприятие не может бороться
с инфляцией. Подобная борьба возможна
только у государства. Следовательно,
борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая.
Перед правительством стоит главный вопрос:
или ликвидировать инфляцию посредством
радикальных мер, или адаптироваться к
ней. Различные страны решают эту проблему
по-своему.
«В экономической политике, направленной
против инфляции, различают два подхода:
один предусматривает приспособление
к инфляции, другой – ликвидацию ее антиинфляционными
мерами».
Начнем с адаптационной политики, т.е.
с приспособления. К числу адаптационных
мер относятся: индексация доходов и контроль
за уровнем цен.
«На частном уровне индексация
доходов осуществляется через
заключение коллективного договора профсоюза
с предпринимателем. Политика индексации
доходов в государственном секторе имеет
целью не ухудшить положение служащих,
студентов, пенсионеров, военных в сравнении
с занятыми в частном секторе». Эта политика
направлена на смягчение снижения
уровня жизни для наименее социально-защищенных
групп населения за счет периодической
индексации государственных трансфертов,
минимальной ставки заработной платы,
прожиточного минимума на темп инфляции.
Такую политику в экономике называют адаптивной
антиинфляционной политикой.
Адаптивная антиинфляционная политика
– это совокупность мер, направленных
на борьбу с негативными социальными последствиями
инфляции.
Второй метод (ликвидационный) – активная
антиинфляционная политика. Издержки
этого пути как экономические, так и социальные
очень велики. Но результаты более эффективны,
чем в адаптационной политике.
Активная антиинфляционная политика
– это совокупность мер, направленных
на борьбу с причинами инфляции. «В ответ
на взаимодействие факторов инфляции
спроса и инфляции издержек оформились
две основные линии активной антиинфляционной
политики» - общепринятая (ортодоксальная)
и специфическая (гетеродоксальная).
Общепринятая антиинфляционная политика
– это методы ограничения денежного спроса
через денежно – кредитный и налоговый
механизмы путем снижения государственных
расходов, повышения процентной ставки
за кредит, усиление налогового пресса,
ограничения денежной массы. Это методы,
осуществляемые за счет сдерживающей
фискальной политики, ограничительной
кредитно-денежной, валютной политики,
направленной на ревальвацию валютного
курса. К этой политики относятся уменьшение
количества денег, рост процентных ставок,
сбалансирование дефицита государственного
бюджета, стимулирование сбережений.
Специфическая антиинфляционная
политика - борьба с немонетарными причинами
инфляции, связана с позитивными структурными
изменениями в экономике и с оптимизацией
ожиданий населения. Здесь применимы такие
методы, как стимулирование роста предложения,
развитие конкуренции, инфраструктуры,
уменьшение зависимости от импорта, погашение
или снижение инфляционных ожиданий (например,
путем заключения трёхсторонних договоров).
В зависимости от вовремя проводимой государством
политики, можно добиться значительных
результатов по сдерживанию или снижению
темпов инфляции.
Итак, выяснив последствия инфляции и
антиинфляционную борьбу, можно сделать
следующий вывод: инфляция оказывает пагубное
воздействие на все субъекты экономических
отношений. Последствия инфляции ощущают
и предприятия, и государство, и население.
Инфляция
создает ряд настолько отрицательных
последствий, что борьба с ней становится
наиболее приоритетной задачей в странах,
где существует инфляция [8].
Заключение
Основными формами стабилизации денежного
обращения, зависящими от состояния инфляционных
процессов, являются денежные реформы
и антиинфляционная политика. В результате
выполнения курсовой работы можно сделать
следующие выводы:
- Рост спроса в экономике обычно приводит к повышению
цен, зарплаты, занятости, реального объема
производства. Этот процесс может выглядеть
как инфляция издержек, даже если в действительности
рост издержек вызван сильным давлением спроса.
На практике оба вида инфляции протекают
одновременно и взаимодействуют между
собой.
- Последствия инфляции многообразны,
противоречивы и заключаются в перераспределении
национального дохода; уменьшению политической
стабильности общества; снижению конкурентоспособности
национальных товаров; снижению реальной стоимости
сбережений и т.д.
- Антиинфляционные меры в сфере экономики
происходят на фоне существования значительных отраслевых и
других диспропорций, которые заключают
в себе потенциальную возможность нарушения
сбалансированности денежного обращения, тогда наряду
с другими инфляционными мероприятиями
следует проводить структурную перестройку
производства в соответствии с потребностями
общественного хозяйства.
Последний вывод, на который хотелось
бы указать, заключается в том, что не стоит
пренебрегать достижениями современной
западной экономической науки, также нет
смысла искать в ней готовые рецепты для
решения наших проблем, так как не существует
неких универсальных рецептов для борьбы
с инфляцией.
Список использованной литературы
- Макроэкономика: Социально-ориентированный
подход: Учебное пособие/Э.А. Лутохина, В.В. Козловский,
В.Н. Бусько и др. – Мн.: Тесей 2008. – 320 с.
- Макроэкономика: Учеб. пособие/М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2009. – 462 с.
- Макроэкономика: Учеб. пособие/Т.А. Алекссенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др., под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2009. – 244 с.
- В.Кизилов, Гр.Сапов. Инфляция и её последствия / под ред. Е.Михайловской. – М.: РОО «Центр «Панорама», 2009. – 146с.
- Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб и доп. - М.: Владос. – 2008. – 660 с.: ил.
- Малкина М. Ю. «Анализ инфляционных
процессов и внутренних дисбалансов российской экономики»//
Экономический анализ: теория и практика»-2009.
- Антиинфляционная политика:
пути реализации / В.В. Пинигин, Г.Л. Вардеванян, В.Г. Василега и др. Под ред. В.В. Пинигина. – Мн.: НИЭИ Минэкономики, 2008.
- Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: учеб. пособие для вузов. Издание 4-е,
М.:ИНФРА – М, 2008. 224 с.
- Интернет Сайт http://yandex.ru/
- Интернет Сайт http://izvestia.ru/news/340065
- Интернет Сайт http://qwerbol.narod.ru/index/0-108
- Интернет Сайт http://rg.ru/