Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение вариантов антиинфляционной политики в экономике.
В соответствии с целью исследования были определены и решались основные задачи:
1. Дать характеристику антиинфляционной политики;
2.Перечислить цели и задачи антиинфляционной политики;
3.Рассмотреть инструменты антиинфляционной политики;
4.Провести анализ антиинфляционной политики в РФ с 2006-2011гг;
5.Рассмотреть эффективность антиинфляционной политики

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..…3
1.Антиинфляционная политика…………………………………………………5
1.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики…………………….5
Виды и инструменты антиинфляционной политики…………..………….7
Эффективность антиинфляционной политики…………………………….11
2.Инфляция и антиинфляционная политика в России………………………14
2.1 Анализ антиинфляционной политики в РФ с 2006-2011гг…….……….14
2.2 Признаки антиинфляционной политики и ее социально-экономические последствия………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованных источников…………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

на защиту.docx

— 79.38 Кб (Скачать файл)

Государственная проверка выявила  также необоснованный рост тарифов  на коммунальные услуги, который происходит вследствие того, что компании завышают расходы на обслуживание соответствующей  инфраструктуры и закладывают их в тарифы. Кроме того в системе  ЖКХ используются устаревшие нормативы  потребления, в частности, воды, что  влечет за собой рост расходов на ремонт.

Причины снижения инфляции в 2011 году:

  1. Низкий потребительский спрос;
  2. Укрепление курса рубля (усиление курса рубля способствует понижению инфляционного давления).

Антиинфляционная политика государства  в 2011 году:

  1. Таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
  2. Продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов составляет до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводиться будут до конца июня 2011 года);
  3. В планах принятие закона "О торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары.)
  4. Ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;
  5. Повышение с 1 февраля 2011г. нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физлицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;
  6. Ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);
  7. Регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;
  8. Снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);
  9. Заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);
  10. Расширение валютного коридора

В 2011 году подавление роста потребительских  цен планируется достигать в  основном за счет средств денежно-кредитной политики. В первом квартале 2011 года благодаря административным мерам (фиксации цен) правительства удалось замедлить темпы инфляции до 0,2-0,5% в месяц.

И в дальнейшем правительство будет проводить  антиинфляционную политику, направленную в первую очередь на управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема  национального производства и экономической  безопасности народа.

 

2.2 Признаки антиинфляционной политики  и ее социально-экономические  последствия

 

Инфляция  в целом оказывает дестабилизирующее  влияние на экономику. Даже небольшие  темпы ее роста способны привести к существенным экономическим и  социальным последствиям.

Инфляция  противоречиво воздействует на экономический  рост. Незначительная инфляция – до 4% в год – способна временно стимулировать экономическое развитие. Умеренный рост цен вызывает рост доходов и совокупного спроса, что создает для предпринимателей возможности расширения производства, вовлечения в производство незадействованных трудовых и материальных ресурсов. Слабая инфляция может быть средством активизации деловой жизни и сокращения безработицы.

Последствия инфляции рассматриваются в двух основных аспектах: с точки зрения влияния инфляции на перераспределение  доходов; с точки зрения влияния  инфляции на объем национального  продукта.

В первом случае инфляция снижает реальные доходы получателей фиксированных денежных платежей (заработная плата, пенсии, стипендии) и субсидирует большинство получателей  предпринимательских доходов.

Потери  от инфляции для населения зависят  от того, являются они прогнозируемыми или нет, и по какой схеме формируются ожидания экономических субъектов.

Различают два вида инфляции: прогнозируемую (ожидаемую) и непрогнозируемую (неожиданную).

Прогнозируемая инфляция учитывается в ожиданиях людей до своего появления, поэтому к ней население в определенной мере подготовлено. Так, например, если экономические субъекты ожидают годовую инфляцию в размере 10%, то они скорректируют свои номинальные доходы: в трудовых договорах будет предусмотрен рост заработной платы; арендная плата будет увеличена; при банковских операциях номинальная процентная ставка возрастет на 10% по сравнению с реальной.

В случае ожидаемой инфляции можно скорректировать  номинальные доходы с учетом уравнения  И. Фишера (1): 

 

                   (1)

 

где  – уровень ожидаемой инфляции;

       – номинальная процентная ставка;

       – реальная процентная ставка.

Если  темпы инфляции превышают 10%, то уравнение И. Фишера имеет следующий вид (2):

 

                        (2)

 

Основными следствиями непрогнозируемой инфляции являются:


  • перераспределение дохода и богатства между различными группами населения: от кредиторов к дебиторам, поскольку долг возвращается подешевевшими деньгами, и должник получает непредвиденный выигрыш.
  • перераспределение дохода и имущества между населением и государством в пользу государства, а также перераспределение доходов между различными слоями населения. Деформация механизма распределения доходов и имущества снижает эффективность использования факторов производства в национальной экономике. При нарастании темпов инфляции денежно-кредитная система приходит в расстройство. Деньги перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости, средства обращения и средства сбережений. Темпы производства и обмена замедляются. Дестабилизируется не только экономическая, но и социально-политическая система общества. Гиперинфляция приближает финансовый крах и общественно-политические потрясения.
  • понижение реальных доходов населения, особенно социальных групп с фиксированными доходами (пенсионеров, студентов, работников бюджетной сферы);
  • обесценивание сбережений населения, находящихся в банках, поскольку проценты по вкладам не возмещают падения реальных размеров сбережений;
  • «размывание» социальных программ, поскольку правительство, как правило, не увеличивает свои расходы в той же степени, в какой возрастает стоимость жизни, и государственные социальные выплаты бедным сокращаются в реальном выражении.

Влияние инфляции на объем ВВП рассматривается  в экономической теории неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что  следует примириться с некоторой  умеренной инфляцией для обеспечения  устойчивого роста экономики  и высокого уровня занятости. Такая  ситуация отражается движением вверх  по кривой совокупного спроса в пределах промежуточного отрезка кривой совокупного  предложения. Высокий уровень расходов стимулирует рост производства, способствует снижению безработицы, но вызывает рост инфляции.

По мнению других экономистов, инфляция издержек, которая возникает в условиях полной занятости и первоначально  стабильного уровня цен, вызывает сокращение совокупного спроса. Рост издержек вызовет резкое повышение цен  и при данных общих расходах теперь можно купить только часть произведенного продукта. Следовательно, реальный объем  производства уменьшится и возрастет  безработица.

Инфляция  также оказывает огромное влияние  на семейную экономику. Негативное влияние  инфляции на семейный бюджет связано  с тем, что общий рост цен и  падение в итоге покупательной  способности денег обесценивают заработки трудоспособных членов семьи. В итоге инфляция ведет к резкому  росту разницы между номинальными и реальными доходами семьи.

Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени.

Реальный  доход – объем товаров и услуг, который гражданин или семья может приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.

Существенная  разница в изменениях номинальных  и реальных доходов сильно сказывается  на многих важнейших экономических  процессах страны. Прежде всего, падение  реальных доходов отрицательно влияет на состояние торговли: ведь люди могут  купить намного меньше потребительских  товаров. И напротив, рост реальных доходов ведет к росту покупок  товаров и услуг.

От инфляции люди страдают по-разному, в зависимости  от того, чем они занимаются и  какие заработки получают. С этой точки зрения все семьи следует  разделить на две основные группы:

  1. семьи с фиксированными доходами;
  2. семьи с переменными доходами.

В первую группу попадают семьи, чьи доходы не зависят от уровня трудовой активности их членов. Это пенсионеры, безработные, инвалиды, студенты и многодетные  семьи, работники отраслей, услуги которых  оплачиваются по фиксированным ставкам  из средств государственного бюджета, – армия, правоохранительные органы, медицина, образование, связь, социальные службы и т.д.

Во вторую группу входят те семьи, члены которых  работают в производственных отраслях, а также предприниматели и  творческая интеллигенция. Они обладают большими возможностями для увеличения своих доходов за счет изменения  уровня трудовой активности или забастовок с требованием о повышении  заработной платы. Первыми жертвами инфляции становятся семьи с фиксированными доходами, прежде всего, пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи. При этом инфляция не просто повышает долю расходов на питание в структуре семейных бюджетов, но и меняет модель питания – люди начинают переходить на наиболее дешевые, хотя и не самые здоровые виды продовольственных товаров. Инфляция ударяет по семьям и с другой стороны: обесценивает сбережения. Поэтому управление страной можно признать разумным только в том случае, если государство постоянно держит в своем поле зрения события в мире экономики и предотвращает развитие в нем опасных или неблагоприятных процессов.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Последствия инфляции экономически болезненны и  опасны, негативно воздействуют на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности  денег, она подрывает возможности  хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных  преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Отрицательные социально-экономические последствия  инфляции вынуждают государства  периодически проводить денежные реформы - преобразования в сфере денежного  обращения для упорядочения и  укрепления денежной системы.

Для эффективного регулирования инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии  устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой  в этом направлении является активизация  инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней  и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть  бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении  налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики  путем уменьшения налогового бремени  до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов  и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией  является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который  представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи  с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета.

Для эффективного регулирования инфляции требуются  согласованные действия Банка России и правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег. Появление позитивных результатов возможно в связи с переходом с 2003 г. Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на американскую модель антимонопольного регулирования. Она ориентирована не на качественные и цифровые показатели, а на оценку последствий на рынках с точки зрения положения потребителей.

Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом, что  является одним из факторов социально-экономической  стабилизации страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.   Амосов  А.Особенности инфляции и возможность  противодействия ей //- Экономист  № 3, -1998. – 12 с;

Информация о работе Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды, эффективность