Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 20:46, курсовая работа
Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты борьбы с инфляцией.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть стратегию и тактику инфляционного регулирования.
3.Рассмотреть антиинфляционную политику в Украине.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
7
1
ИНФЛЯЦИЯ…………………………………………………………….
9
1.1 Причины инфляции……………………………………………….
9
1.2 Виды инфляции……………………………………………………
11
1.3 Последствия инфляции……………………………………………
17
2
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА…………………………….
21
2.1 Фискальная политика…………………………………………….
21
2.2 Денежно-кредитная политика…………………………………….
27
2.3 Антиинфляционная стратегия…………………………………….
32
3
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В УКРАИНЕ……………..
39
ВЫВОДЫ…………………………………………………………
В высокомонополизированном хозяйстве, где доминирует государственный сектор и не развиты рыночные механизмы, установление жестких лимитов на прирост денежной массы ведет не только к стабилизации цен, но и к сокращению объемов производства. Поэтому антиинфляционная денежная политика должна сочетаться с разгосударствлением экономики, ее демонополизацией, развитием рыночной инфраструктуры.
Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства.
Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, т.е. суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Современная налоговая система развивается в сторону снижения ставок и увеличения налоговых льгот эффективным хозяйствам. Например, в США доля налогов на прибыль в доходах федерального бюджета не превышает 8%. Линия правительства, намеревающегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны.
Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита.
Понижение ставок подоходных налогов приведет к увеличению личных сбережений, если удастся переломить инфляционную психологию потребителей. Тогда прирост сбережений пойдет как на финансирование экономического развития, так и на покрытие дефицита бюджета. Напомним, что с точки зрения инфляции такой вариант предпочтительнее, чем правительственные займы в центральном банке или денежная эмиссия. Чтобы такой поворот стал реальностью, подоходное налогообложение должно строиться на основе прогрессивной шкалы, а снижение ставок распространяться прежде всего на лиц с высокими доходами, ибо у них склонность к сбережению выше, чем у малоимущих.
Следует признать, что в принципе антиинфляционные резервы налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают. Поэтому основная нагрузка, связанная с сокращением дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных расходов. Сокращение бюджетных ассигнований, а вместе с ним и дефицита представляет собой сложный процесс, требующий довольно продолжительного времени. Недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета. Нужен стратегический план восстановления равновесия государственного бюджета.
Например, государственные дотации убыточным предприятиям за счет средств бюджета является необоснованными в рыночном хозяйстве. Предположим, что они прекращены. Конечно, дефицит бюджета уменьшится. Одновременно последуют массовые банкротства и увольнения, начнется рост безработицы, что нанесет бюджету двойной удар. С одной стороны, потребуется увеличить государственные расходы, связанные с социальным обеспечением дополнительного количества безработных, их переквалификацией, трудоустройством и т.д. С другой – станет неизбежным сокращение доходов за счет снижения прибыли предприятий и уменьшения суммы подоходного налога. Возможно, что в конечном счете правительство получит противоположный результат – увеличение дефицита, ускорение инфляции.
Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации здравоохранения и образования и т.д.
Разумная осторожность не должна препятствовать бескомпромиссному наступлению на дефицит бюджета, желательно в рамках единой антиинфляционной стратегии, подкрепленной другими мерами – государственным стимулированием научно-технического прогресса, структурной перестройкой экономики, ориентацией инвестиций на производство потребительских товаров, конверсией военной экономики и т.п. Организуя правильную денежную политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, государство подходит к проблеме инфляции со стороны спроса. Помогая структурным преобразованиям и налаживая конверсию военного производства, оно наступает на инфляцию со стороны товарного предложения. Это особенно важно в отечественной экономике, чувствительной к инфляции предложения. Вводя в действие налоговые и кредитные регуляторы, государство способствует расширению продажи наукоемких товаров и услуг (бытовой электроники, средств связи, информации и т.п.), формированию новых рынков. Прирост предложения, компенсируя избыточный спрос, понижает цены, тормозит инфляцию. Не случайно, что в странах, успешно осваивающих новейшую технику и технологию, например в Японии, инфляции надежно контролируется и уже не представляет серьезной угрозы для экономики.
Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты, увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступить к правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить, если центральный банк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы.
Таковы основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой экономика почувствует по прошествии длительного периода времени.[14]
Экономический спад в Украине, обусловленный современным мировым финансовым кризисом, внутренней политической нестабильностью, социальной конфронтацией различных слоёв общества, сопровождается негативными социально-экономическими последствиями. При этом, одним из главных препятствий на пути возобновления экономического роста является инфляция, для преодоления которой необходимо разработать эффективную антиинфляционную экономическую политику.
Формируя антиинфляционную политику, следует учитывать разнообразие и взаимозависимость всех факторов, которые порождают инфляцию, поскольку только тогда можно реально оценить масштабы воздействия влияния антиинфляционных мероприятий на сроки стабилизации, темпы экономического роста, а также на формирование структуры и пропорций экономики.
Антиинфляционная политика должна быть адекватной современному периоду, а следовательно, гибкой и должна корректироваться в соответствии с теми изменениями, которые происходят в экономике на определенных этапах ее развития. Все отдельные этапы антиинфляционной политики должны логично дополнять друг друга и действовать скоординированно и синхронно.
Основой эффективной антиинфляционной политики, по нашему мнению, должны стать приоритетные задания тактики и стратегии выхода Украины из современного экономического кризиса, а именно:
- радикальная аграрная реформа, которая будет предусматривать передачу земли в частную собственность физическим лицам (исключительно гражданам Украины) с предоставлением им возможности использовать любые формы ведения сельхозпроизводства;
- эффективная инвестиционная
- реформирование системы
- ликвидация дефицита госбюджета
(в том числе радикальное
- реальная приватизация, которая
дает возможность не только
снизить расходную часть
В ближайшем будущем правительство Украины должно поставить перед собой следующие ключевые задачи:
- во-первых, использование всего арсенала мероприятий с целью последовательного подавления инфляционных факторов. Поэтапный план действий даст возможность сначала загнать инфляцию в так называемый «коридор безопасности», а затем устранить экономические диспропорции немонетарных факторов инфляции;
- во-вторых, оптимизация характера и структуры государственных расходов, не отказываясь при этом от государственных обязательств по защите социально уязвимых слоев населения.
Формируя антиинфляционную политику, нужно учитывать, что инфляция не только производственный и не только денежный, но и воспроизводительный феномен. Ее составными частями должны стать: ликвидация структурных диспропорций; реальная конверсия военно-промышленного комплекса; ликвидация убыточных предприятий; радикальная экономическая реформа (передача земли в частную собственность); активное привлечение в рыночное обращение нетрадиционных товаров (недвижимости, земли, ценных бумаг и т.д.); ликвидация дефицита госбюджета, прежде всего, по текущим операциям; использование мирового опыта проектного финансирования, который базируется на минимальном использовании бюджетных средств и максимальной части негосударственного сектора; развитие рынка платных услуг, поскольку одними товарами обеспечить денежную массу невозможно; снижение ликвидности денежных сбережений населения и его текущих доходов путем повышения процента по депозитам.
Антиинфляционная политика должна реально учитывать, что рынок в Украине находится в фазе становления, экономика только начинает функционировать по законам рынка и рыночные регуляторы народнохозяйственных пропорций еще недостаточно срабатывают. Это предопределяет необходимость сочетания рыночной регуляции инфляции с государственными, разработки антиинфляционной стратегии, согласно которой развитие рыночных отношений органически совмещается с гибкими экономическими методами государственной регуляции разных сегментов рынка, в том числе кредитного, страхового, валютного, фондового, с проблемами защиты частной собственности. И все же первоочередной задачей в борьбе с инфляцией в Украине, безусловно, является преодоление экономического спада, эффективная инвестиционная политика, формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью постепенного выравнивания диспропорций общественного воспроизводства.
Таким образом, антиинфляционная политика для Украины должна состоять из набора взаимосвязанных мероприятий. В общем виде они являются мероприятиями по созданию условий для стабильного развития экономики страны. Для реализации этих условий необходимо повысить эффективность народного хозяйства, осуществить ресурсосбережение, уменьшить расходы и цены, наполнить рынок товарами, упорядочить оплату труда, в дальнейшем совершенствовать бюджетно-финансовую и денежно-кредитную системы. Фактически укрощение инфляции должно быть связано с внесением кардинальных изменений во все составляющие хозяйственного механизма. Одновременно следует учитывать, что при условиях переходной экономики, когда рыночных институтов еще не сформировано, когда предприятия государственного сектора и дальше имеют сравнительно мягкие бюджетные ограничения, полностью преодолеть инфляцию невозможно. Поэтому антиинфляционная политика должна быть нацелена не так на прекращение инфляции вообще, как на сведение ее к приемлемому уровню, который не просто смягчил бы ее самые негативные последствия, но и предоставил бы инфляции контролируемость, сделал бы ее инструментом стимулирования экономики.
ВЫВОДЫ
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
Информация о работе Антиинфляционная политика и ее эффективность