Антикризисные программы Республики Казахстан в условиях мирового экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 17:20, реферат

Краткое описание

В истории развития мировой экономики наблюдалось большое количество экономических кризисов разного масштаба и природы. В современных условиях глобализации, усиления взаимосвязи экономик разных государств, активизации международных корпораций увеличивается вероятность того, что мировые финансовые и экономические кризисы станут повторяться с большей частотой. Экономические и финансовые кризисы существуют во взаимосвязи с внешними объективными условиями и воспроизводят ту финансовую ситуацию, в которой развиваются.

Содержание

Введение;
Понятие антикризисных мер правительства, их содержание и значение;
Антикризисные меры правительства Республики Казахстан;
Основные направления совершенствования антикризисных действий правительства республики Казахстан;
Сравнительный анализ антикризисных мер правительства Республики Казахстан с зарубежными странами;
Основные положения Концепции развития финансового сектора в посткризисный период;
Заключение;
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

оэт 8.docx

— 45.65 Кб (Скачать файл)

В качестве основных макроэкономических результатов воплощения антикризисной программы Правительство Казахстана в 2009-2010 годах рассчитывало:

-достичь реального прироста ВВП на уровне 1-3 % в год;

-удержать уровень инфляции в пределах 7-9 % в год;

-остановить рост безработицы на уровне 8 % экономически активного населения.

Сразу после октябрьского обвала мировых фондовых рынков в 2007 году глава государства Н.А. Назарбаев на расширенном заседании Правительства поручил премьер-министру К. Масимову разработать стабилизационный план, где содержался бы перечень первоочередных мер для смягчения негативных последствий нестабильности на международных финансовых и продовольственных рынках. В середине ноября того же года на заседании Совета национальных инвесторов были выделены ключевые приоритеты стабилизационного плана:

- стабилизация  финансового сектора;

- решение  проблем на рынке недвижимости;

- поддержка  малого и среднего бизнеса;

- стимулирование  агропромышленного комплекса;

- реализация  инновационных, индустриальных и  инфраструктурных проектов.

В рамках реализации стабилизационного плана в экономику Казахстана государством было инвестировано порядка 2,2 триллиона тенге, или около 20% ВВП. Около 480 миллиардов тенге пошло на стабилизацию финансового сектора, что позволило обеспечить достаточную ликвидность финансовых учреждений и банков в том числе.

Таблица 4 - Средства Национального фонда, выделенные в рамках Плана совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы

 

№ п/п

Выделенные средства

млрд. тенге

 

1

2

3

 
 

Всего, на стабилизацию финансового сектора

332,1

 

1

АО "БТА-банк"

212,1

 

2

АО "Народный банк Казахстана"

60

 

3

АО "Казкоммерцбанк"

36

 

4

АО "Альянс-банк"

24

 

5

Всего, на развитие жилищного сектора

120

 

1

2

3

 

6

АО "БТА-банк"

40

 

7

АО "Народный банк Казахстана"

24

 

8

АО "Казкоммерцбанк"

24

 

9

АО "Альянс-банк"

14

 

10

АО "БанкЦентрКредит"

3

 

11

АО "Евразийский банк"

3

 

12

АО "Kaspi Bank"

3

 

13

АО "Темир Банк"

3

 

14

АО "Цесна Банк"

3

 

15

АО "АТФ-Банк"

3

 

16

Всего, на поддержку МСБ

120

 

17

АО "БТА-банк"

22

 

18

АО "Народный банк Казахстана"

11,7

 

19

АО "Казкоммерцбанк"

16

 

20

АО "Альянс-банк"

18

 

21

АО "БанкЦентрКредит"

10

 

22

АО "Евразийский банк"

3

 

23

АО "Kaspi Bank"

6

 

24

АО "АТФ-Банк"

10

 

25

АО "Цесна Банк"

3,3

 

26

АО "Нурбанк"

8

 

27

АО ДБ "Сбербанк России"

6

 

28

АО "Астана-Финанс Банк"

3

 

29

Фонд ДАМУ

3

 
       

 

В республике был создан Фонд стрессовых активов, в задачи которого входило улучшение кредитных портфелей отечественных банков за счет выкупа сомнительных активов и последующего управления ими. Заработал также новый Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", который выступил основным оператором от Правительства по реализации стабилизационного плана по управлению финансовыми средствами, выделенными на его реализацию. Однако, как отмечают аналитики, не реализован один из основных предметов деятельности Фонда стрессовых активов (ФСА) - приобретение классифицированных активов банков второго уровня. Все средства фонда распределены решением правительства, и фонд уже не может выполнять свою миссию по приобретению "плохих долгов" и оказывать влияние на системное решение проблемы качества активов.

На развитие агропромышленного комплекса в рамках стабилизационного плана было выделено 120 миллиардов тенге для обеспечения продовольственной безопасности страны, а также для предоставления возможности будущего экспорта зерна, мяса и овощей. Аналогичная сумма поступила в реальный сектор экономики, эти средства были направлены на модернизацию предприятий. Таким образом, несмотря на кризисную ситуацию, власти Республики Казахстан вложили немалые деньги в инфраструктуру. В сложной кризисной ситуации не обошлось и без вмешательства в ценообразование и работу отдельных компаний. Так, государство вошло в капитал трех основных нефтеперерабатывающих заводов и получило возможность контролировать цену на топливо внутри страны. В итоге бензин подешевел в среднем на 20%. Для сравнения, в России, несмотря на критику президента Дмитрия Медведева, цены на горючее снизились всего на 4%. Кроме того, правительство установило ставку налога на добычу полезных ископаемых на сырую нефть, реализуемую на внутреннем рынке, в 2 раза ниже, чем в случае ее продажи за границу. В связи с этим в 2009 году в республике произошло дальнейшее снижение цен на горючее. Казахстан принял беспрецедентные налоговые поправки и для несырьевого сектора. Ставка корпоративного подоходного налога с 30% снизилась до 20% в 2009 году, до 17,5% - в 2010 году и до 15% ожидается снижение в 2011 году. По расчетам Правительства, в целом снижение налоговой нагрузки позволит предприятиям республики только в будущем году высвободить около 500 миллиардов тенге и направить их на развитие производства.

Несмотря на экономические трудности, вызванные мировым финансовым и экономическим кризисом, для Правительства осталось приоритетом развитие социальной сферы и поддержка социально уязвимых слоев населения. Выделим меры, принятые в рамках антикризисной программы Республики Казахстан по стабилизации экономики и финансовой (Плана действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы) системы:

- прямая поддержка системообразующим банкам через прямое вхождение в капитал, и косвенная - посредством размещения средств для целей кредитования экономики. Вхождение государства в капитал системообразующих банков является одной из самых главных стабилизационных мер Правительства Республики Казахстан, призванной обеспечить эффективность работы банковской системы страны. Это своего рода "санация" банковского сектора - избавление ее от спекулятивных явлений и неэффективного менеджмента, которая должна привести к оздоровлению всей экономики, и твердая гарантия успешного выхода из кризиса и дальнейшего развития страны в целом;

- заключение Соглашения о сотрудничестве  и взаимодействии по вопросам  предоставления банковских займов  Национальным Банком Республики  Казахстан;

- меры по обеспечению банков  дополнительной ликвидностью путем  последовательного снижения нормативов  минимальных резервных требований;

- использование механизмов рефинансирования  кредитов, выдача новых кредитов  по фиксированным ставкам субъектам  малого и среднего предпринимательства;

- применение механизмов рефинансирования  задолженности по ипотечным кредитам  по фиксированным ставкам в  отношении заемщиков - физических  лиц;

- ограничение притока рискового  внешнего фондирования;

- обеспечение роста внутренних  сбережений населения и предприятий;

- дестимулирование трансграничных операций банков, в первую очередь, с резидентами оффшорных зон;

- ограничение заемных операций  банков в иностранной валюте;

- повышение капитализации НПФ  и обеспечение сохранности пенсионных  накоплений [12].

Необходимо отметить, что антикризисная программа Казахстана признана международными финансовыми институтами одной из успешно проведенных в период мирового финансового кризиса. В целом, в результате реализации антикризисных мер в 2009-2010 годах обеспечены не только стабилизация и рост экономики, но и создан задел для ускоренного посткризисного развития.

 

  1. Основные направления совершенствования антикризисных действий правительства республики Казахстан

В период кризиса во всех странах приняты программы антикризисных мер. Очередной расчет индекса антикризисной эффективности показал, что Россия по-прежнему остается в конце списка рассматриваемых стран. Лидеры (Великобритания, Франция) и аутсайдеры (Украина, Россия) остались на прежних позициях.

Последние данные национальных статистических служб позволили рассчитать значения Индекса за июнь 2010 года.

Таблица 6 - Индекс антикризисной эффективности различных стран за июнь 2010 года

 

Страна

Индекс антикризисной эффективности

 

Великобритания

0,279

 

Франция

0,155

 

США

0,133

 

Германия

0,122

 

Канада

0,069

 

Казахстан

- 0,046

 

Россия

- 0,172

 

Украина

- 0,539

 
     

 

Индекс антикризисной эффективности (Anti-crisis effectiveness index), который был предложен компанией ФБК, предлагает учитывать экономические и социальные показатели, отражающие соответствующие изменения в рассматриваемых странах. Антикризисная программа, принятая властями Казахстана в январе, носит системный и продуманный характер, поэтому она во многом более эффективна, чем антикризисные меры, предпринимаемые Россией, считают многие эксперты. Казахстан поставил цель не только минимизировать последствия кризисных явлений через поддержку банков, поддержку малого и среднего бизнеса, рынка ипотечного кредитования, но и выйти на качественно новый уровень развития. Кроме того, антикризисную программу Казахстана положительно характеризуют прозрачность и поступательность. Немаловажную роль в эффективности антикризисной программы Казахстана имеет своевременность ее принятия. То, что сама программа была принята 13 января, а не 19 июня, как в России, уже имеет большое значение, промедление в полгода чревато многими последствиями. Антикризисная политика в Казахстане началась еще с середины 2007-го, после первых ударов ипотечного кризиса США на мировую экономику. Уже тогда были предприняты оперативные меры. Казахстан первым ввел мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, значительно снизил налоговую нагрузку на предпринимателей, раньше других оптимизировал бюджет, а также провел дополнительную капитализацию банков.

Среди положительных направлений казахстанской программы - сохранение госинвестиций в инфраструктуру, поддержка потребительского спроса, а также создание специального фонда "плохих" активов, который занимается их выкупом у кредитных организаций. Экономика РК похожа на российскую и по структуре отраслей, и по проблемам. Многие меры экономической политики РК будут благотворны для предприятий России. В РК уже второй год действует мораторий на проверки МСБ. В РК принят новый Налоговый кодекс, снижающий нагрузку на бизнес. В РК госбюджет пересчитан из расчета 25 долларов за баррель нефти, сокращены госрасходы. Также в Казахстане большое внимание уделяют поддержке рынка недвижимости, помощи малому бизнесу и сельскому хозяйству. В России возвели социальную поддержку населения в ранг приоритетов номер один, а в Казахстане этого не делали, а проводили эту политику в рамках текущей работы. Таким образом, казахстанская стратегия антикризисного развития характеризуются сходством с российской в целом ряде характеристик. Во-первых, эта стратегия имеет не реактивный, а про-активный характер, то есть стремится моделировать благоприятные варианты будущего для страны. Во-вторых, антикризисная программа Казахстана стремится учитывать современные глобальные экономические тренды, и неразрывно связаны с задачами модернизации общества и государства, со стремлением идти по пути инновационно-индустриального развития. В-третьих, антикризисные планы Астаны характеризуются системностью и оперативностью, что немаловажно в современной кризисной ситуации. В-четвертых, их характерной чертой является ярко выраженная социальная направленность, основанная на твердом убеждении в том, что современная высокоиндустриальная экономика - это высокопроизводительные рабочие места и новое качество жизни для максимально возможного числа граждан. Таким образом, опыт антикризисной стратегии Казахстана являет собой конструктивную альтернативу как монетаристскому либерализму, так бюрократическому этатизму, соединяя в себе разумное государственное регулирование с самостоятельностью рыночных факторов, которые и призваны стать главными факторами экономической модернизации. Как представляется, казахстанский антикризисной политики может быть весьма показательным и поучительным для других государств СНГ, переживающих последствия мирового экономического кризиса, в том числе и для России. Учитывая опыт Казахстана, правительству России, прежде всего, целесообразно сделать более обоснованными и прозрачными процедуры формирования и реализации антикризисной политики.

Во-первых, инициируемая и, тем более, принятая мера должна быть четко декларирована в привязке к конкретной цели, сопровождаться оценками основных ее основных "бенефициаров", ожидаемых эффектов и возможных проблем (рисков).

Во-вторых, выработка конкретного дизайна меры, включая механизмы предоставления поддержки, должна происходить в режиме консультаций с бизнесом и заинтересованными общественными организациями по проектам нормативных актов (концепциям таких актов), реализующим антикризисную меру. При этом важным представляется требование к публичности официальных оценок со стороны бизнес-объединений и общественных организаций.

В-третьих, должны быть установлены графики практической реализации каждой из мер с определением "контрольных точек", достижение которых могло проверяться совместно с бизнесом и обществом.

В-четвертых, необходимо осуществлять обязательную проверку всех выпускаемых нормативных актов по антикризисным мерам на наличие достаточных и жестких требований к раскрытию информации, обеспечению прозрачности принимаемых решений.

Наличие таких заранее фиксируемых "контрольных точек" и должный уровень раскрытия информации сделает возможным мониторинг реализации антикризисных мер и запуск механизмов "обратной связи", позволяющих при необходимости принимать решения о корректировке соответствующих мер или их отмене. В современных условиях для повышения гибкости и оперативности реагирования на кризис возникла объективная необходимость переноса ряда важных решений на уровень Правительства РК. Тем не менее, для обеспечения должной обоснованности принимаемых решений мы считаем целесообразным перенести на процессы выработки нормативных актов Правительства некоторые элементы информационного сопровождения. Таким образом, можно выделить некоторые основные направления при реализации антикризисных мер Правительства Республики Казахстан, учитывая опыт антикризисного регулирования в зарубежных странах:

Стимулирование спроса посредством более активной реализации инфраструктурных проектов. Расширение заказа на инфраструктурные проекты по цепочке приводит к росту спроса на продукцию ряда других отраслей. Таким образом, одновременно решаются задачи повышения внутреннего спроса, обеспечения занятости и улучшения состояния инфраструктуры, определяющей конкурентоспособность предприятий.

Изменение критериев отбора хозяйствующих субъектов для государственного финансирования (гарантий, субсидирования процентных ставок).Основными критериями являются не размер предприятия, а его эффективность и потенциал конкурентоспособности на внешнем или внутреннем рынке. Это позволяет избежать поддержки крупных, но неэффективных предприятий, которые даже в условиях благоприятной конъюнктуры не стремились повысить свою конкурентоспособность и в долгосрочной перспективе всё равно проиграют конкурентную борьбу.

Информация о работе Антикризисные программы Республики Казахстан в условиях мирового экономического кризиса