Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….4
I. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:
ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ………………………6
II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ………………………….…12
III. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…..….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..37

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольная политика.docx

— 62.21 Кб (Скачать файл)

Экономическая ситуация в  Беларуси характеризуется высокой  степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, и прежде всего это касается крупных  предприятий. Кроме того, государство  инициирует монополизацию экономики  путём интеграции предприятий в  рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различных хозяйственных групп. [10, c. 100-111]

Демонополизация экономики  предполагает, что предприятия могут  свободно реализовывать свою продукцию  любому нуждающемуся в ней потребителю, а потребитель имеет возможность  выбора поставщика продукции.

Становление антимонопольного регулирования в Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых  условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом  дефиците и углубляющемся экономическом  кризисе. Необходимость его обусловили:

1) высокий уровень концентрации  и слабая диверсификация производства;

2) преобладание крупных  чистых монополий - единственных  производителей;

3) формирование квазирыночных  структур;

4) усиление злоупотреблений  доминирующим положением на рынке  со стороны отдельных хозяйствующих  субъектов, чему способствовали  распад хозяйственных связей  в рамках бывшего СССР, расстройство  финансовой и денежно-кредитной:  систем, сокращение объемов производства, стагнация в инвестиционной сфере  потеря управляемости экономикой, отсутствие четкой классификации  видов монополий.

В Республике Беларусь предприятие  признаётся занимающим доминирующее положение  на рынке определённого товара, если, во-первых, его доля продаж превышает  некоторую величину, установленную  уполномоченным республиканским органом государственного управления (за исключением случаев государственной и естественной монополии); во-вторых, если уполномоченным республиканским органом государственного управления на основе анализа доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке и возможностей доступа на этот рынок новых конкурентов (или иных критериев, характеризующих товарный рынок) будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим. Предприятия-монополисты включаются в Государственный реестр монополистов.

Начало государственной  политики в области антимонопольного регулирования положено принятием  в декабре 1992 г. первого в истории  республики антимонопольного закона "О  противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу I марта 1993 г. (далее-Закон). Проведение последовательной антимонопольной  политики стало одной из постоянных функций государственного управления. Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на формирование конкурентных отношений в сфере  производства и обращения товаров  и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике  республики монопольной структуры  рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию  деятельности естественных и искусственных  монополий, учета антимонопольных  требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью  различного рода объединений; установление порядков, исключающих монополизацию  рынка; на снижение отрицательных последствий  монополизма, сохраняющегося по технологическим  и иным причинам. Данная целевая  функция определена антимонопольным  Законом и конкретизирована в  республиканской Комплексной программе  демонополизации экономики. Одним  из главных направлений антимонопольной  политики должно стать обеспечение  условий свободного доступа новых фирм на рынки. Вместе с тем опыт стран Восточной Европы, приступивших к антимонопольным преобразованиям, показывает, что существование на рынке нескольких производителей не гарантирует отсутствие монополизма. Выявлены новые его формы - сговоры между предприятиями в целях устранения конкуренции; бойкоты по отношению к потенциальным партнерам-поставщикам, не входящим в сговор; установление цен, наносящих урон потребителям; договоренность между производителями, ведущая к навязыванию потребителям обременительных условий поставок; разделение сфер влияния, на рынке. Особенностями антимонопольного регулирования в Республике Беларусь являются:

1. Становление в нерыночной  экономике, находящейся в кризисном  состоянии;

2. Формальное заимствование  основных подходов американского  и западно-европейского законодательств.  Антимонопольное регулирование  применительно к нашим условиям  особенно опасно тем, что может  оказаться суррогатом командно-административных  механизмов.

3.Охват практически всех  хозяйствующих субъектов, занимающих  монопольное или доминирующее  положение на рынке (при этом  данные понятия не различаются,  а рассматриваются как тождественные);

4. Выполнение роли инструмента  макро- и микроэкономической политики;

5. Осуществление в условиях  ломки АКС и плановых структур  в производстве и управлении  при сверхвысоком удельном весе  государственной собственности,  при практическом отсутствии  конкуренции и значительных размеров  частного капитала;

6. Нацеленность на уменьшение  государственного сектора экономики  в ходе приватизации, тогда как  в США, например, - на национализацию  собственности монополий;

7. Направленность на становление  конкурентных отношений, в то  время как на Западе - на устранение  барьеров, препятствующих развитию  конкуренции. Эта особенность  объясняется тем, что в трансформационной  экономике происходит движение  от монополии к конкуренции,  а в рыночной экономике, наоборот, - от свободной конкуренции к  монополии. [9, c. 54-59]

Монополистическую деятельность применительно к национальной экономической  системе хозяйствования можно определить как действия, прежде всего органов  управления и хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением, ущемляющие интересы контрагентов и потребителей. Применительно к  странам с рыночной экономикой монополистическую  деятельность правомерно связывать  с ограничением конкуренции. В Беларуси делать это преждевременно, так как  конкурентные отношения здесь находятся  в стадии формирования.

Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом:

1) неблагоприятного состояния  экономики, включая спад производства  и хронический дефицит оборотных  средств;

2) ограниченной собственной  материально-сырьевой и энергетической  базы;

3) высокой зависимости  экономики республики от процессов  в сопредельных государствах (особенно  в Российской Федерации), а также  от поставок основных видов  ресурсов и комплектующих изделий.

Организационными мерами по демонополизации являются: развитие прогрессивных организационных  структур производства и управления, обеспечивающих переход от жестких  вертикальных к многообразным и  гибким горизонтальным связям, между  предприятиями в процессе их совместной деятельности; обоснованные деконцентрация и разукрупнение существующих монополистических  объединений и предприятий; создание в определенных сферах дублирующих  производств (малых и средних  предприятий).

Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению  и устранению монополизма и его  проявлений в хозяйственной деятельности, по развитию конкуренции и предпринимательства  ранее выступали Государственный  комитет, затем - Министерство по антимонопольной  политике. В настоящее время эту  функцию выполняет Департамент  ценовой политики при Министерстве Экономики Республики Беларусь.

Основными задачами Департамента в области антимонопольной политики являются:

- организация и осуществление  государственного контроля за  деятельностью организаций и  индивидуальных предпринимателей, занимающих

- доминирующее положение  на товарном рынке, деятельностью  субъектов естественных монополий;

- разработка программ  и осуществление мер по демонополизации  экономики, организация, формирование  и ведение Государственного реестра  хозяйствующих субъектов, занимающих  доминирующее положение на товарных  рынках, Государственного реестра  субъектов естественных монополий;

- создание условий для  развития конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей, действующих на товарных рынках  республики.

В целях формирования и  развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским горисполкомом  в 2011 году продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических  проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках и органов государственного управления.

Оценка уровня монополизации  товарных рынков осуществлялось посредством  изучения товарных рынков.С начала 2011г. изучено:

- на республиканском уровне  – 47 товарных рынков;

- на местном уровне  – 100 местных товарных рынков.

По вопросам формирования и ведения Государственного реестра  хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - Реестр) по результатам  изучения товарных рынков установлено  доминирующее положение ряда хозяйствующих  субъектов и включены в Реестр:

- на республиканском уровне  – 8 хозяйствующих субъектов;

- на местном уровне  – 56 хозяйствующих субъекта.

В связи с утратой доминирующего  положения исключены из Реестра:

- на республиканском уровне  – 9 хозяйствующих субъекта;

- на местном уровне  – 26 хозяйствующих субъектов.

В целях предупреждения возникновения  и предотвращения усиления доминирующего  положения на товарных рынках постоянно  осуществлялся государственный  контроль за экономической концентрацией, в том числе:

- на республиканском уровне  – выдано 17 заключений о согласии на создание холдингов, ассоциаций, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства; 5 – на реорганизацию хозяйствующих субъектов в форме присоединения; 8 – на реорганизацию юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества; 36 – на совершение сделок по приобретению акций (долей) уставных фондов юридических лиц;

- на местном уровне  – рассмотрено 59 проектов создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано: 43 реорганизации в форме присоединений хозяйствующих субъектов, преобразование 3 хозяйствующих субъектов в ООО; создание 1 ассоциации, 4 холдингов. Рассмотрено 103 ходатайства о согласовании сделок по приобретению акций (долей) в уставных фондах хозяйствующих субъектов.

В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением  антимонопольного законодательства рассмотрено:

на республиканском уровне - 32 обращения хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан  по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.

Коллегией Департамента ценовой  политики Министерства экономики приняты  решения по 8 заявлениям о нарушениях антимонопольного законодательства, в  части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о  признании 3 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14-2 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции».

На местном уровне - свыше 149 писем и заявлений по вопросам антимонопольного регулирования, соблюдения антимонопольного законодательства. В  рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства облисполкомами, Минским  горисполкомом установлено 10 нарушений  антимонопольного законодательства, допущенных 8 хозяйствующими субъектами и 2 органами управления.

В республике сложились и  функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику  и местных монополистов. Так, в  отдельно взятых регионах практически  не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В  рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим  параметрам под определение монополиста.

Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и  предприятиями сферы услуг, антимонопольное  регулирование которых осуществляется территориальными органами. В настоящее  время уже определено около 30 позиций  услуг и 100 товарных групп, по которым  необходимо вести постоянное наблюдение на областных товарных рынках и применять ту или иную форму государственного регулирования. Для ограничения монополистической деятельности и устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и в г. Минске, функционально подчиненные Департаменту. Меры по антимонопольному регулированию таких рынков из центра малоэффективны, а в ряде случаев их вообще невозможно применить. Выявление локальных монополистических рынков и их демонополизация возлагаются на территориальные органы, которые проводят организационную работу по поддержке предпринимательства, по формированию отдельных элементов рыночной инфраструктуры.

С учетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольных  структур, а также новых процессов  и явлений антимонопольными органами Республики Беларусь предусмотрены:

1) устранение монополизма  на всех уровнях экономической  системы и, прежде всего в  сфере управления;

2) контроль за реорганизацией  хозяйствующих субъектов и органов  управления, в том числе и в  ходе приватизации, а также за  движением ценных бумаг, недопущение  создания новых монопольных образований;

3) предупреждение, ограничение  и пресечение антиконкурентных  действий "искусственных" монополий;

4) снижение отрицательных  последствий естественного монополизма,

сохраняющегося по технологическим  и экономическим причинам, а также  вследствие обеспечения государственных  интересов. Перестройка деятельности органов государственного и хозяйственного управления предполагает качественно  новую роль государства и его  органов; гарантированность свободы  предпринимательской деятельности и реализации прав собственности  различных субъектов хозяйствования; четкое разграничение сфер деятельности и функций, республиканских и  территориальных исполнительно - распорядительных органов, их полномочий и ответственности; соответствие деятельности органов государственного и хозяйственного управления законодательству республики.

Эффективность антимонопольного регулирований в Беларуси снижают  слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических  процессов, диффузия институтов, специфика  субъектов антимонопольного регулирования (бюрократизация и коррупция в  государственном аппарате). Без реформы  системы экономических отношений, без соответствующей институциональной  среды оно не может быть эффективным. Более того, из-за антимонопольного регулирования не выработались правила  поведения субъектов на рынках и  меры защиты прав малых и вновь  создаваемых предприятий, обществ, товариществ от власти хозяйствующи субъектов, занимающих на нем доминирующее положение. Процессам приватизации не предшествовала демонополизация  управления Экономике Беларуси по-прежнему свойственна высокая степень  монополизации, несмотря на проведение приватизации. В республике приватизировано 15 % стоимости основных фондов государственных  предприятий. Из общего количества реформированных  объектов более 28 % преобразовано в  акционерные общества, 22 - выкуплено  арендными предприятиями, 20 — продано  на аукционах, 12 - выкуплено трудовыми  коллективами арендных предприятий, 10 % - продано по конкурсу. Замедляет  процесс приватизации пренебрежение  процедурой банкротства. Монополизм управления, технологический и локальный (региональный) монополизм, высокие цены на основные средства производства, недостаток оборотных  средств препятствуют созданию новых  и модернизации действующих производств. Сохраняется структурный (ассортиментный) дефицит, при котором любой поставщик  имеет возможность монопольного диктата своих условий.

Информация о работе Антимонопольная политика