Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 21:32, курсовая работа
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….4
I. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:
ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ………………………6
II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ………………………….…12
III. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…..….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..37
Экономическая ситуация в Беларуси характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, и прежде всего это касается крупных предприятий. Кроме того, государство инициирует монополизацию экономики путём интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различных хозяйственных групп. [10, c. 100-111]
Демонополизация экономики
предполагает, что предприятия могут
свободно реализовывать свою продукцию
любому нуждающемуся в ней потребителю,
а потребитель имеет
Становление антимонопольного регулирования в Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом дефиците и углубляющемся экономическом кризисе. Необходимость его обусловили:
1) высокий уровень концентрации
и слабая диверсификация
2) преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей;
3) формирование квазирыночных структур;
4) усиление злоупотреблений
доминирующим положением на
В Республике Беларусь предприятие признаётся занимающим доминирующее положение на рынке определённого товара, если, во-первых, его доля продаж превышает некоторую величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления (за исключением случаев государственной и естественной монополии); во-вторых, если уполномоченным республиканским органом государственного управления на основе анализа доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке и возможностей доступа на этот рынок новых конкурентов (или иных критериев, характеризующих товарный рынок) будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим. Предприятия-монополисты включаются в Государственный реестр монополистов.
Начало государственной
политики в области антимонопольного
регулирования положено принятием
в декабре 1992 г. первого в истории
республики антимонопольного закона "О
противодействии
1. Становление в нерыночной
экономике, находящейся в
2. Формальное заимствование
основных подходов
3.Охват практически всех
хозяйствующих субъектов,
4. Выполнение роли инструмента
макро- и микроэкономической
5. Осуществление в условиях
ломки АКС и плановых структур
в производстве и управлении
при сверхвысоком удельном
6. Нацеленность на уменьшение
государственного сектора
7. Направленность на становление
конкурентных отношений, в то
время как на Западе - на устранение
барьеров, препятствующих развитию
конкуренции. Эта особенность
объясняется тем, что в
Монополистическую деятельность применительно к национальной экономической системе хозяйствования можно определить как действия, прежде всего органов управления и хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением, ущемляющие интересы контрагентов и потребителей. Применительно к странам с рыночной экономикой монополистическую деятельность правомерно связывать с ограничением конкуренции. В Беларуси делать это преждевременно, так как конкурентные отношения здесь находятся в стадии формирования.
Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом:
1) неблагоприятного состояния
экономики, включая спад
2) ограниченной собственной
материально-сырьевой и
3) высокой зависимости
экономики республики от
Организационными мерами по демонополизации являются: развитие прогрессивных организационных структур производства и управления, обеспечивающих переход от жестких вертикальных к многообразным и гибким горизонтальным связям, между предприятиями в процессе их совместной деятельности; обоснованные деконцентрация и разукрупнение существующих монополистических объединений и предприятий; создание в определенных сферах дублирующих производств (малых и средних предприятий).
Специализированным органом,
обеспечивающим координацию, реализацию
и контроль за мерами по ограничению
и устранению монополизма и его
проявлений в хозяйственной деятельности,
по развитию конкуренции и
Основными задачами Департамента
в области антимонопольной
- организация и осуществление
государственного контроля за
деятельностью организаций и
индивидуальных
- доминирующее положение
на товарном рынке,
- разработка программ
и осуществление мер по
- создание условий для
развития конкуренции,
В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским горисполкомом в 2011 году продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления.
Оценка уровня монополизации товарных рынков осуществлялось посредством изучения товарных рынков.С начала 2011г. изучено:
- на республиканском уровне – 47 товарных рынков;
- на местном уровне – 100 местных товарных рынков.
По вопросам формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - Реестр) по результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов и включены в Реестр:
- на республиканском уровне – 8 хозяйствующих субъектов;
- на местном уровне – 56 хозяйствующих субъекта.
В связи с утратой доминирующего положения исключены из Реестра:
- на республиканском уровне – 9 хозяйствующих субъекта;
- на местном уровне – 26 хозяйствующих субъектов.
В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках постоянно осуществлялся государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе:
- на республиканском уровне – выдано 17 заключений о согласии на создание холдингов, ассоциаций, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства; 5 – на реорганизацию хозяйствующих субъектов в форме присоединения; 8 – на реорганизацию юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества; 36 – на совершение сделок по приобретению акций (долей) уставных фондов юридических лиц;
- на местном уровне – рассмотрено 59 проектов создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано: 43 реорганизации в форме присоединений хозяйствующих субъектов, преобразование 3 хозяйствующих субъектов в ООО; создание 1 ассоциации, 4 холдингов. Рассмотрено 103 ходатайства о согласовании сделок по приобретению акций (долей) в уставных фондах хозяйствующих субъектов.
В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено:
на республиканском уровне
- 32 обращения хозяйствующих
Коллегией Департамента ценовой
политики Министерства экономики приняты
решения по 8 заявлениям о нарушениях
антимонопольного законодательства, в
части осуществления
На местном уровне - свыше 149 писем и заявлений по вопросам антимонопольного регулирования, соблюдения антимонопольного законодательства. В рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства облисполкомами, Минским горисполкомом установлено 10 нарушений антимонопольного законодательства, допущенных 8 хозяйствующими субъектами и 2 органами управления.
В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста.
Аналогичная ситуация складывается
с торговыми предприятиями и
предприятиями сферы услуг, антимонопольное
регулирование которых
С учетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольных структур, а также новых процессов и явлений антимонопольными органами Республики Беларусь предусмотрены:
1) устранение монополизма на всех уровнях экономической системы и, прежде всего в сфере управления;
2) контроль за реорганизацией
хозяйствующих субъектов и
3) предупреждение, ограничение и пресечение антиконкурентных действий "искусственных" монополий;
4) снижение отрицательных
последствий естественного
сохраняющегося по технологическим
и экономическим причинам, а также
вследствие обеспечения государственных
интересов. Перестройка деятельности
органов государственного и хозяйственного
управления предполагает качественно
новую роль государства и его
органов; гарантированность свободы
предпринимательской
Эффективность антимонопольного
регулирований в Беларуси снижают
слабая законодательная дисциплина,
развитие нелегитимных экономических
процессов, диффузия институтов, специфика
субъектов антимонопольного регулирования
(бюрократизация и коррупция в
государственном аппарате). Без реформы
системы экономических