Антимонопольная политика Германии и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:21, доклад

Краткое описание

Федеральная картельная служба Германии должна быть уведомлена о свершении сделки по приобретению доли акционерного капитала, если участники сделки вместе имеют:
• долю на товарном рынке Германии 20% или более;
• содовой торговый оборот 500 млн. марок или более;
• 10000 или более наемных работников.

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольная политика Германии и Японии.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)


Антимонопольная политика Германии и Японии

 

Федеральная картельная служба Германии должна быть уведомлена о свершении сделки по приобретению доли акционерного капитала, если участники сделки вместе имеют:

• долю на товарном рынке Германии 20% или более;

• содовой торговый оборот 500 млн. марок или более;

• 10000 или более наемных работников.

Кроме того, Федеральная картельная служба Германии имеет полное право запретить те или иные сделки по слияниям и поглощениям, если в результате возникает или усиливается доминирующее положение хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке. Исключение составляют случаи, когда положительный эффект подобной сделки превышает по своим результатам негативные последствия данной сделки. Запрещение от лица Федеральной картельной службы Германии по факту уже совершенной сделки также имеет следствием признание в судебном порядке такой сделки недействительной.

В Японии антимонопольное регулирование имеет следующие особенности. С предварительного согласия антимонопольных органов Японии осуществляются:

• создание совместно управляемого предприятия;

• наследование всего предприятия, либо его части;

• получение в аренду всего предприятия, либо его части;

• назначение на управление всем предприятием или важной его частью.

Помимо изложенного, в Японии, ни при каких обстоятельствах, не допускается осуществление сделки или реорганизация предприятия, при которой результатом будет существенное ограничение конкуренции. Компания в Японии, ни при каких условиях, не имеет право контролировать более 25% товарного рынка, либо занять в результате слияния (поглощения) первое место в отрасли по объему выпуска (оказанных услуг). В практике антимонопольного регулирования в зарубежных странах в последние годы отмечается концентрация финансового и промышленного капитала. Так, Комиссия Европейских Сообществ зарегистрировала в 1998 г. 235 заявлений о даче предварительного согласия на слияния и присоединения, что превышает данный показатель 1997 г. на 40%. Причем 1997 г. был признан пиковым годом по количеству слияний и присоединений за предыдущие двадцать лет. Несмотря на перспективу существенного ограничения конкуренции и устойчиво растущую тенденцию количественного роста подобных реорганизаций Комиссия Европейских Сообществ в подавляющем большинстве случаев дает свое согласие на осуществление реорганизаций.

Использование зарубежного опыта антимонопольного регулирования представляет интерес для современной экономики России, идущей по пути развития рыночных отношений. Особенно важно учитывать этот опыт в международной деятельности Министерства Российской Федерации по антимонопольной политики и поддержке предпринимательства (МАП РФ).

 

Антимонопольный закон КНР

 

Принят на 29 сессии Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей 10 го созыва 30 августа

Приказ президента Китайской Народной Республики No.68. Антимонопольный закон Китайской Народной Республики был принят на 29 сессии Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей 10 го созыва, 30 августа, 2007г. Обнародован здесь же, вступает в силу 1 августа 2008 года.

Президент КНР Ху Цзинтао

Статья 1 Данный закон принят с целью предотвращения и ограничения монополистических тенденций, защиты честной конкуренции на рынке, увеличения экономической эффективности, защиты интересов потребителей и интересов общества и государства, стимулирования здорового развития социалистической рыночной экономики.

 

Статья 2 Данный закон применяется в случае монополистических действий в экономической деятельности, проводимой на территории Китайской Народной Республики. Этот закон также применим к действиям, производящимся за пределами территории Китайской Народной Республики, если эти действия подрывают или ограничивают конкуренцию на внутреннем рынке КНР.

 

Статья 3. В данном законе под «монополистическими действиям» подразумевается следующее:

(1) монополистические соглашения между бизнес-операторами.

(2) злоупотребление доминирующим положением на рынке со стороны бизнес-операторов

(3) концентрация бизнес-операторов, подрывающая или ограничивающая конкуренцию, или могущая подорвать или ограничить конкуренцию.

 

Статья 4 Государство вырабатывает и проводит в жизнь правила конкуренции, соответствующие социалистической рыночной экономике, совершенствует макро-контроль и продвигает единую, открытую, конкурентоспособную и упорядоченную рыночную систему.

 

Статья 5 Бизнес-операторы могут, через честную конкуренцию, добровольный альянс, концентрироваться в разрешенных законом рамках, расширять масштаб деловых операций и усиливать конкуренцию

 

Статья 6 Любой бизнес, занимающий доминирующую позицию, не может злоупотреблять этой доминирующей позицией для уничтожения или ограничения конкуренции.

 

Статья 7 В том, что касается отраслей промышленности, контролируемых государственными предприятиями и в том, что касается жизненно важных отраслей национальной экономики и национальной безопасности или отраслей, занимающихся эксклюзивным производством и торговлей в соответствии с законом государство стоит на защите законных деловых операций, совершаемых в данных отраслях бизнес. Государство также занимается правовым регулированием и контролем их деловых операций, цен на их товары и услуги с тем, чтобы защитить интересы потребителей и стимулировать технический прогресс. Бизнес операторы, как сказано выше, должны действовать с соблюдением закона, быть честными и добросовестными, проявлять строгую самодисциплину, не нарушать интересы потребителей, используя свои доминирующие или эксклюзивные позиции.

 

Статья 8 Ни один административный орган или организация, которой закон или административные правила предоставили государственные административные полномочия не может злоупотреблять этими административными полномочиями для уничтожения или ограничения конкуренции.

 

Статья 9 Государственный Совет учреждает Анти-монопольную комиссию, которая отвечает за организацию, координацию, направление антимонопольной деятельности и исполняет следующие функции:

(1) изучает положение и разрабатывает соответствующие антимонопольные меры;

(2) организует расследование и оценивает общее положение с конкуренцией на рынку и выпускает соответствующие отчеты;

(3) разрабатывает и выпускает в свет антимонопольные меры;

(4) координирует исполнение антимонопольного законодательство;

(5) исполняет другие функции, порученные Госсоветом . Госсовет оговаривает состав и правила работы антимонопольной комиссии

 

Статья 10 Антимонопольные органы, назначенные Госсоветом (далее в тексте – антимонопольные органы при Госсовете) должны отвечать за проведение в жизнь антимонопольных мер в соответствии с этим законом. Антимонопольные органы при Госсовете могут, при необходимости, дать полномочия соответствующим органам народных правительств провинций, автономных регионов и муниципальных образований, находящихся в прямом подчинении центрального правительства, взять на себя проведение в жизнь антимонопольных мер в соответствии с этим законом.

 

Статья 11 Отраслевые объединения должны укреплять промышленную самодисциплину, стимулировать соблюдение бизнес-операторами правил законной конкуренции, поддерживать конкуренцию на рынке.

 

Статья 12 В данном законе термин "бизнес-оператор» подразумевает физическое лицо, юридическое лицо или организацию, занятую товарным производством, или деятельностью или предоставлением услуг, а термин «соответствующий рынок» относится к товарному сегменту или территории, внутри которого бизнес-операторы конкурируют друг с другом в течение определенного периода времени в предоставлении конкретных товаров или услуг (далее в тексте – «товары»)

 

 

 

Индия

Закрепление принципа смешанной экономики, где государственный сектор играет важную роль. Однако начавшиеся после принятия конституции преобразования (национализация, аграрная реформа и др.) тормозились противодействием правых сил, использовавших содержавшиеся в конституции положения о праве собственности: оно было отнесено к основным правам. Парламент в противоборстве с Верховным судом Индии ограничил это право, а затем вообще исключил его из ч. III «Основные права» и перенес в другую часть конституции. Это дало новые возможности для реорганизации экономики страны, хотя доминирование частного сектора никто и не пытался поколебать. Экономика Индии — капиталистическая экономика со значительным государственным контролем. Конституция предусматривает ограничение и упразднение крупных монополий, действует специальное антимонопольное законодательство, но около 130 крупных монополий и в настоящее время контролируют три четверти всех частных активов. В соответствии с конституцией в Индии действует государственное планирование, в 1996 г. завершен 8-й пятилетний план развития экономики (1991—1996). Конституция говорит о цели государства обеспечить такой социальный порядок, для которого характерна экономическая и социальная справедливость, о справедливом распределении материальных ресурсов, о предотвращении концентрации богатств и средств производства. Однако половина населения страны живет за чертой бедности (очень низкой по инпинским стандартам), а в руках 3% сельских жителей — богатых землевладельцев — сосредоточено более половины всей земли.

 

Европа

 

Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией.

Начало было положено в США и Канаде. Это была реакция на усиление власти союзов монополистов в экономике. Первый антитрестовский закон, принятый в конце прошлого века, закон Шермана, запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничения производства и торговли. Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства неоднократно менялась, периоды его ужесточения и либерализации чередовались. В Западной Европе антимонопольное законодательство было принято в послевоенный период и имеет ряд особенностей. С одной стороны, оно формально направлено на защиту интересов потребителей, а с другой – призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом.

Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенности, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль за ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления:

1. Контроль за ценами: антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

2. Контроль за слияниями компаний: слияние компаний происходит, когда одна компания приобретает акции другой. В результате вторая фирма становится составной частью первой.

Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния (объединение сходных компаний) рыночная доля фирм значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства. В случае вертикального слияния (объединение последовательно связанных производств типа угольных, сталелитейных, автомобильных компаний) закон также устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках. Ведь слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие фирмы продавать свои товары фирме – покупателю.

Конгломератные слияния (объединение компаний из разных отраслей) обычно разрешаются. Если нефтяная или мебельная компания приобретает фирму по производству мороженого, то в результате их позиции на соответствующих рынках не меняются.

 

Микроэкономика

Ларина Л.С., Сергеев С.В.

2008 год

 

 

Россия

Антимонопольное законодательство. Ходатайство в ФАС и уведомление ФАС

 

Антимонопольное законодательство России.  Ходатайство в ФАС России и уведомление ФАС России о сделках в соответствии со ст. 27-31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

Федеральная антимонопольная служба России (сокращенно «ФАС») занимается антимонопольным регулированием в России, осуществляет контроль за экономической концентрацией субъектов хозяйственной деятельности и призвана осуществлять контроль за добросовестностью конкуренции на рынках товаров и услуг. Одним из механизмов антимонопольного контроля является необходимость подачи хозяйствующими субъектами ходатайств и уведомлений о сделках подлежащих контролю и удовлетворяющим определенным требованиям. В частности контролю ФАС подлежат следующие действия:

создание и реорганизация коммерческих организаций (в случаях, предусмотренных в статье 27 Закона о конкуренции);

cделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций (в случаях, предусмотренных в статье 28 Закона о конкуренции);

сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций (в случаях, предусмотренных в статье 29 Закона о конкуренции);

сделки, иные действия, об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган (в случаях, предусмотренных в статье 30 Закона о конкуренции).

Ключевыми критериями для осуществления антимонопольного контроля ФАС России является суммарная стоимость активов участвующих в сделках лиц (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства или уведомления, или суммарная выручка организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год либо присутствие таких организаций включена в реестр.

 

Руководителю или главному бухгалтеру организации, которая участвует в сделках  по купле-продаже активов иных организации следует учитывать возможность того, что такие сделки подлежат антимонопольному контролю ФАС России, если суммарная стоимость активов по последнему балансу или суммарная выручка от реализации товаров лиц, участвующих в сделке и их групп лиц за календарный год, предшествующий году осуществления таких сделок, иных действий, превышает четыреста миллионов рублей.

 

С учётом того, что ФАС учитывает активы не только самого лица, но и его контрагента, а также связанных с ним обществ (группа лиц), пороговое значение, указанное выше пересекается довольно таки легко.

Информация о работе Антимонопольная политика Германии и Японии