Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:50, реферат
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Именно по причине важности этого вопроса для современной России была выбрана данная тема для моего реферата.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие и сущность монополии…………………………………………...3
1.1.Виды монополии……………………………………………………...5
1.2.Особенности монополии в России…………………………………..6
2. Становление антимонопольной политики в России………………….....9
2.1.Основные направления антимонопольной политики
в России………………………………………………………………………..…11
2.2.Система государственного регулирования естественных
монополий………………………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………….17
План:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и сущность монополии…………………………………………...3
1.1.Виды монополии………………………………
1.2.Особенности монополии в
2. Становление антимонопольной политики в России………………….....9
2.1.Основные направления
в России………………………………………………………………
2.2.Система государственного
монополий………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Именно по причине важности этого вопроса для современной России была выбрана данная тема для моего реферата.
В данной работе мы постараемся наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики и основные направления антимонопольной политики в России.
Так же было уделено большое внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в частности, как наследницы многих социалистических особенностей.
1. Понятие и сущность монополии
Существуют
два вида антимонопольной полит
Существует большое количество
определений монополии, ведь
Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта
Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.
Здесь, я считаю уместным
Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают2.
Давая же определение
Уделяя наибольший объём
Но так как понятие монополии
очень важно для основного
предмета моей работы –
Итак, можно привести следующие признаки монополии:
Монополистический рынок
Производимая
продукция является уникальной (то
есть отсутствуют товары-
Вход
новых фирм на рынок
1.1. Виды монополии
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом3.
Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии ,базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией4.
Но такое деление не означает,
что все предприятия-
Фактически все монополии
Так же немаловажным является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.
1.2. Особенности монополии в России
Итак, монополия существует во всём мире. Но главной особенностью монополизации российского рынка можно считать, пожалуй, то, что она сложилась как “наследница” государственного монополизма социалистической экономики.
Социалистическая
экономика представляла собой
единый народнохозяйственный
Причины для концентрации такого типа:
В итоге советские монополисты
были очень узко
Так же советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.
Но, я считаю,
что советскую монополию
Не имея самостоятельности ни
в выборе объёма продукции,
ни в установлении цен,
Деятельность советских предприятий-монополистов не вызывала многих описанных выше последствий монополизации, а именно: не наблюдалось недопроизводства товара, завышения цен и предприятия не получали монопольных прибылей.
Капиталистические монополии
Монополистом в капиталистических странах чаще всего становилось предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе.
Капиталистические монополии,
Такое
последствие монополизации,
Позиции монополистов
Советская экономика была
В результате
начала рыночных реформ в
Информация о работе Антимонопольная политика Российской Федерации