Антимонопольная политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта
антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в
российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулированияв России на основе сложившейся экономической ситуации и действующихнормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольногозаконодательства и возможных путей их решения; определение источников проблемантимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольногозаконодательства методом анализа действующих нормативных актов с учетомособенностей российской экономики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….......4
ГЛАВА 1. Теоритические основы антимонопольного регулирования........ 7
Понятие антимонопольного регулирования………………………..….…..7
Конкурентные и монопольные рынки………………………………….....10
Государственное регулирование естественнных монополий………..….12
ГЛАВА 2. Антимонопольная политика в Российской Федерации………………………………………………………………...……....15
2.1. Становление антимонопольной политики в России…………………….....15
2.2. Особенности российского монополизма……………………………….…..17
2.3. Антимонопольная политика и её методы в России…………………….....18
ГЛАВА 3. Государственные программы антимонопольного
регулирования…………………………………………………………………....23
3.1. Тенденции развития нормативной базы антимонопольного
законодтельства в решении проблем …………………………………………...23
3.2. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования……………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Задача …………………………………………………………………………..... 30
Список использованной литературы…………………….…………….……..30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.75 Кб (Скачать файл)

   Антимонопольное   регулирование   -  важнейшая составная часть экономическойполитики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.

   Антимонопольное регулирование  - это целенаправленная государственная

деятельность, осуществляемая на основании и в  пределах, допускаемых

действующим законодательством, по установлению и  реализации правил веденияэкономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестнойконкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

   Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономикиявляется избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается вспособности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политикисостоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночнуювласть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

   В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные

системы антимонопольного регулирования. Несмотря на разность подходов к

антимонопольному  регулированию в различных странах  запада. Особенно развитымв этом отношении принято считать антимонопольную практику США, поскольку еёюридический (законодательный) аспект, как и другие области права в СШАосновывается на прецедентной системе.

Специфика российских монополий сказалась  и на особенностях законодательногорегулирования их деятельности. В капиталистических странах монополиипоявились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобывоспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы.Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильныхмонополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому западный опыт вопределенной, и достаточно значительной своей части неприменим в российскихусловиях.

   Безусловно,  демонополизация производства, основанного на государственной

собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление

монополизма может осуществляться путем разукрупнения  предприятий,

механического раздела их на части.

   В процессе формирования рыночныхотношений доля государственной собственности постепенно сокращается, заторазвиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности:индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченнойответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов,кооперативы, ассоциации и др. Различные формы собственности, функционирующиев общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг отдруга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются.

   В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто

экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно,

что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. Итолько тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями

складывающиеся  монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

  1. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. Под ред. А. Г. Цыганова. Конкуренция и антимонопольное регулирование / Учебное пособие дляВУЗов. Москва: Логос, 1999 г. 368 стр.
  2. В.Миронов, А.Зимогляд, А.Яковлев «Российский монополизм и приватизация»// Экономист 1997 год № 6.
  3. Дж.Вильсон, В.Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 1999 год № 11.
  4. Миронов В., Зимогляд В., Яковлев А. «Российский монополизм и приватизация»// Экономист 1995 год № 6.
  5. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн.Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. - 1998. - №1. - с.14-30.
  6. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. – 2000
  7. Стародубровская Н. Основы антимонопольной политики. //"Вопросы Экономики" 1999г. №6.
  8. http://www.lawportal.ru/script/cntHTML.asp?cntID=104519
  9. http://www.maprf.ru/ru/news/2003/04/14/20030414-734.shtml
  10. http://www.socionet.ru/files/book_ekonomika_rus_gp0675/25.xml

 

 


Информация о работе Антимонопольная политика в Российской Федерации