Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 10:07, курсовая работа
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Именно по причине важности этого вопроса для современной России была выбрана данная тема для моего реферата.
В данной работе мы постараемся наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики и основные направления антимонопольной политики в России.
Введение
Антимонопольная политика, безусловно,
очень важна для экономики
России. Хорошо продуманные меры по
регулированию монополий
В данной работе мы постараемся наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики и основные направления антимонопольной политики в России.
Так же было уделено большое внимание
понятию монополии и
1. Понятие и сущность монополии
Существуют два вида антимонопольной
политики: антимонопольная политика
в отношении естественных монополий
и антимонопольная политика в
отношении искусственных
Существует большое количество
определений монополии, ведь это
– многоаспектное понятие. Причём это
понятие является настолько важным,
что в мировой экономической
теории есть даже такое понятие, как
теория монополии. В рамках этой теории
монополия рассматривается
• С точки зрения рыночной структуры
• С точки зрения рыночного поведения
• С точки зрения рыночных итогов.
Рассматривая каждый из этих аспектов
в отдельности следует
Изучая монополию через призму
именно этого аспекта, большое внимание
уделяется выяснению
Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают .
Давая же определение монополии
с точки зрения рыночного поведения,
теория монополии изучает
Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:
• монопольно высокими ценами
• ограниченной готовностью монополии к инновациям.
Но так как понятие монополии очень важно для основного предмета моей работы – антимонопольной политики, необходимо, по-моему, описать это понятие более детально.
Итак, можно привести следующие признаки монополии:
Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
Производимая продукция
Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:
• Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
• Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
• Монопольное право
• При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
• Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
• Сложность в получении полной информации обо всём рынке.
1.1. Виды монополии
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом .
Естественная монополия
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией .
Но такое деление не означает,
что все предприятия-
Фактически все монополии
Так же немаловажным является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.
Учёными выделяются несколько последствий монополизации, на которые я буду ссылаться в своей работе в дальнейшем, как-то:
• недопроизводство товаров
• завышение цен
• предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли.
• х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.
1.2.Особенности монополии в России
Итак, монополия существует во всём
мире. Но главной особенностью монополизации
российского рынка можно
Социалистическая экономика
Причины для концентрации такого типа:
1. Большое значение имело
2. Другая причина была связана
с удобством централизованного
управления крупными
В итоге советские монополисты были очень узко специализированы, к примеру: один завод выпускал только тяжёлые вертолёты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ) . При этом прекращение работы хотя бы одного из подобных предприятий было фактически смертельно для советской экономики из-за минимальности или фактически отсутствия дублирования. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Ещё чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всему Советскому Союзу не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (то есть 89 %) было подвержено сильной монополизации.
Так же советской экономике была
свойственна непропорционально
высокая доля крупных и крупнейших
предприятий и чрезвычайно
Но, я считаю, что советскую монополию нельзя полностью сопоставлять с её капиталистическими аналогами. Существуют отличия советской монополии от капиталистической:
Не имея самостоятельности ни в
выборе объёма продукции, ни в установлении
цен, советские предприятия-
Деятельность советских
Капиталистические монополии возникли преимущественно "снизу", в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались "сверху" и действовали в неестественных условиях.
Монополистом в
Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышение конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками (например, СЭВ).
Такое последствие монополизации,
как х-неэффективность
Позиции монополистов укрепляла общая
дефицитность экономики. В условия
фактического отсутствия выбора у покупателя
ответственность монополиста
В результате начала рыночных реформ в России, монополистические тенденции резко усилились. Это усиление было во многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических связей с бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках СССР, на ставшие таковыми на сократившейся территории.
Стало ясно, что необходимо разрабатывать антимонопольную политику.
2. Становление антимонопольной политики в России
Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:
• Стимулирование предпринимательства
• Развитие конкурентных начал
• Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики
Выделяют два метода антимонопольного
регулирования: прямой и косвенный.
Прямой метод регулирования включает
меры, устраняющие или