Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность антимонопольного регулирования и его особенности в России.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить ряд следующих задач:
- определить экономические предпосылки возникновения антимонопольного законодательства;
- рассмотреть институциональные основы антимонопольной политики России;
- проанализировать роль государственных органов в осуществлении антимонопольного регулирования.
Введение 3
1. Экономические предпосылки возникновения антимонопольного
законодательства 5
2. Институциональные основы антимонопольной политики России 15
3. Роль ФАС в осуществлении антимонопольного регулирования 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложения
Однако ликвидации Федеральной Энергетической комиссии в тот момент не произошло, спустя три года ей были выданы полномочия по регулированию деятельности естественных монополий на транспорте. Последующая реорганизация федеральных органов по регулированию деятельности естественных монополий, осуществленная в ходе административной реформы 2004 г., привела к созданию двух органов, непосредственно занимающихся этими вопросами, — Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и Федеральной службы по тарифам (ФСТ России).
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполните власти» ФАС были переданы функции по контролю и надзору за деятельностью естественных монополий как упраздняемого МАП России, так и Федеральной энергетической комиссии РФ, преобразованной в Федеральную службу по тарифам. Последняя наделялась же функциями по установлению тарифов, которые ранее определялись МАП России и Минэкономразвития России.
В настоящее время основным российским антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба. Данная служба выступает уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативно-правовых актов и контролю соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Полномочия и функции
антимонопольных органов
- вносит в Правительство
РФ проекты федеральных
- самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
а) по форме представления
в антимонопольный орган
б) по согласованию с Центральным банком Российской Федерации методики определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации и методики определения обоснованности цены, установленной занимающей доминирующее положение кредитной организацией, на услугу, не оказываемую иными финансовыми организациями;
в) о порядке проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (за исключением кредитной организации) и выявления иных случаев недопущения ограничения или устранения конкуренции и т. д.;
- осуществляет контроль соблюдения коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа);
- выдает (направляет):
а) заключения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер в случаях предусмотренных законодательством в указанной сфере;
б) заключение о наличии или отсутствии признаков ограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов или прекращения их действия и при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
в) предписания обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
г) предложения в федеральный
орган исполнительной власти по рынку
ценных бумаг (ФСФР) и Центральный
банк РФ о приведение в соответствие
с антимонопольным
- осуществляет согласование:
а) создания, слияния и присоединения коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством;
б) сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций в случаях установленных антимонопольным законодательством;
в) предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления госудурственной и муниципальной помощи в случаях предусмотренных антимонопольным законодательством;
г) проведения закрытого конкурса и закрытого аукциона при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание работ для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд в случаях предусмотренных антимонопольным законодательством о размещении заказов;
д) решения заказчика о размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если конкурс (аукцион) признан несостоявшимся в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещений заказов;
— ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, а также реестр недобросовестных поставщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
— устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля экономической концентрации;
— возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе;
— вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий;
— обобщает и анализирует практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывает рекомендации по применению антимонопольного законодательства и т. д.
Полномочия ФАС РФ позволяют ей воздействовать на широкий круг экономических отношений, где могут проявиться негативные последствия монополизма.
Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), органы власти, (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию ФАС представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимых для осуществления ФАС своей деятельности.
ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно, а так же через свои территориальные органы, осуществляющие полномочия ФАС на региональном уровне.
Место территориальных
органов в системе
Исследуя участие
В условиях глобализации мировой экономики, характеризующейся ростом транснациональных слияний и расширением трансграничной монополистической деятельности, все большее значение приобретает международная деятельность ФАС. [13, c. 36]
Выдвигаются качественно новые задачи перед российской государственной экономической политикой в целом и перед конкурентной политикой, в частности. Перед конкурентным ведомством стоят задачи совершенствования российского антимонопольного законодательства с учетом международных норм, сближения его с законодательством развитых стран, обеспечения механизма взаимодействия конкурентных ведомств при рассмотрении случаев нарушения антимонопольного законодательства и контроля экономической концентрации, имеющих трансграничный эффект.
В конечном итоге главной целью ФАС является создание равных условий доступа российских компаний на внешние рынки. В качестве направлений международного сотрудничества ФАС РФ следует указать такие, как:
- сотрудничество с
международными организациями,
- реализация международных программ и проектов;
- - работу в составе
межправительственных и
Сотрудничество ФАС России с международными организациями и интеграционными группировками в области конкурентной политики и прапоприменительной практики являются средством реализации новых возможностей в рамках разработки стратегий правоприменения, гармонизации процедуры и основных стандартов, а также обмена передовой практикой. Сотрудничая с международными организациями, занимающимися вопросами международной конкуренции, ФАС РФ принимает непосредственное участие в решении возникающих коллизий в данной сфере, выработке подходов к реформированию конкурентного законодательства и правоприменительной практики в России на основе согласованных на многостороннем уровне норм. Это является необходимым условней — интенсификации международных торговых и инвестиционных отношений и оптимальной интеграции России в мировую экономическую систему.
Наиболее активное сотрудничество ФАС РФ имеет место с Европейским Союзом (ЕС). Оно происходит в рамках реализации:
— Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (СПС);
— Сводного плана действий по реализации «Дорожных карт» по формированию Общеевропейского экономического пространства (ОЭП);
— программ технического содействия в интересах ФАС РФ.
Главной целью сотрудничества с ЕС для российского конкурентного ведомства должно стать создание равных условий конкуренции на общем экономическом пространстве Россия — ЕС, устранение барьеров для свободного перемещена товаров и услуг, предотвращение ограничение конкуренции - как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны государственных органов.
В настоящее время в качестве основных целей сотрудничества можно указать:
— установление сопоставимых норм и правил регулирования конкурентных отношений путем дальнейшего сближения . конкурентного законодательства России и ЕС и практически подходов по его реализации;
— обеспечение эффективного проведения конкурентной политики и взаимодействия между конкурентными органами России и ЕС по вопросам применения национального конкурентного законодательства;
— взаимный учет интересов при расследовании случаев ограничительной практики, имеющий трансграничный характер.
Таким образом, ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности. ФАС России находится в ведении Правительства РФ. ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. В настоящее время ФАС России активно осуществляет сотрудничество с международными организациями и интеграционными группировками в области конкурентной политики
Заключение
Антимонопольная (конкурентная)
политика государства является ключевым
элементом повышения
Правовые основы пресечения злоупотреблений монопольным положением, антиконкурентных согласованных действий и других нарушении антимонопольно-конкурентного законодательства в России регулируется различными нормативно-правовыми актами. Основным законом является «О защите конкуренции», принятый в 2006 году.