Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:52, курсовая работа
Сейчас, когда в основном завершен этап становления российской банковской системы, о чем свидетельствует наличие ее более чем десятилетнего прошлого, а также вполне весомого с точки зрения значимости для экономики страны настоящего, есть все основания для подведения некоторых итогов, которые могут помочь определить направления ее дальнейшего развития.
Одной из основных проблем развития банковской системы России является расхождение теоретических знаний и практических нужд, обусловленное отсутствием комплексного вневедомственного подхода к проведению соответствующих научно-прикладных исследований.
1.3. - "Состояние конкурентной среды в сфере банковского дела в советской России"
- рассмотрены основы советской
теории и практики в области
межбанковской конкуренции. Сделан
вывод, что конкуренция между
советскими кредитными
Глава 2 - "Формирование современной системы законодательства об антимонопольном регулировании деятельности кредитных организаций в России (1987-2012 г.г.)"
- посвящена исследованию
.
2.1. - "Начало законодательного регулирования конкурентных отношений с участием кредитных организаций в СССР и России"
- охватывает период с 1987 по 1991 г., который характеризуется появлением первых (пока рассредоточенных по различным актам) законодательных норм, регулирующих конкурентные отношения в банковской сфере, в связи с чем речь может идти лишь о зарождении в России системы антимонопольного регулирования, а также о начале формирования теории и практики антимонопольного регулирования деятельности кредитных организаций.
В этот период произошло признание на законодательном уровне того, что:
а) осуществление банковской деятельности в условиях свободной конкуренции является охраняемым законом правом кредитных организаций, в связи с чем государство обязано гарантировать на своей территории недопущение монополизации и недобросовестной конкуренции;
б) реализация указанной гарантии предполагает, что субъекты, нарушающие право других на осуществление банковской деятельности в условиях свободной конкуренции, могут и должны нести установленную ответственность;
в) проверка соблюдения субъектами банковской деятельности антимонопольных правил, а также применение санкций к нарушителям входит в компетенцию антимонопольных органов;
г) антимонопольные органы могут быть двух видов:
•во-первых, органы специальной компетенции - те, для которых антимонопольный контроль составляет основной предмет их деятельности (их специальную компетенцию). Это органы, которые специально созданы для реализации антимонопольной политики государства (антимонопольный комитет РСФСР),
•во-вторых, органы общей компетенции - те, которые наряду с полномочиями в сфере антимонопольного контроля осуществляют и иные полномочия. Это органы, созданные для осуществления иных функций и участвующие в реализации антимонопольной политики "по совместительству", дополнительно к осуществлению других (основных для них) функций (Банк России);
д) санкциями, применяемыми к нарушителям антимонопольного законодательства, могут быть их принудительные реорганизация и ликвидация, которые применяются антимонопольными органами либо судом.
2.2. - "Формирование отрасли антимонопольного законодательства"
- рассматривается период с 1991 г. по апрель 1995 г., в течение которого произошло образование в системе российского законодательства новой отрасли - антимонопольного законодательства, закрепление ее основных начал (принципов) в Конституции Российской Федерации, расширение сфер и областей антимонопольного регулирования.
На законодательном уровне была признана возможность регулирования межбанковских конкурентных отношений не только органами государственной власти, но и негосударственными организациями. В связи с этим правомерно констатировать создание предпосылок для обособления в системе антимонопольного регулирования России таких относительно самостоятельных видов, как регулирование, осуществляемое общественными организациями, и регулирование, осуществляемое саморегулируемыми организациями.
В этот период сформировалась тенденция, заключающаяся в том, что относительно обособленные группы конкурентных отношений (отношения, связанные с пресечением монополистической деятельности, и отношения, связанные с пресечением недобросовестной конкуренции) регулируются не различными законами (как в ряде европейских государств), а единым комплексным актом.
В сфере регулирования банковской деятельности начала оформляться тенденция совместного выполнения функции государственного антимонопольного регулирования рынка банковских услуг Банком России и федеральным антимонопольным органом.
2.3. - "Оформление современной системы антимонопольного регулирования рынка банковских услуг"
- посвящен развитию
а) появлением системы согласованных и взаимосвязанных антимонопольных норм банковского законодательства;
б) дифференциацией сфер антимонопольного регулирования между Банком России и федеральным антимонопольным органом (если компетенция Банка России распространяется только на рынок банковских услуг, то в сферу регулирования федерального антимонопольного органа отнесены такие виды разрешенной для кредитных организаций деятельности, как реклама банковских услуг, участие в финансово-промышленных группах, лизинговые услуги и т.д.);
в) изменением системы антимонопольного регулирования рынка банковских услуг (переход от единоличного регулирования этого рынка Банком России к совместному регулированию федеральным антимонопольным органом и Банком России);
г) отсутствием в ряде случаев необходимого согласования между содержащимися в различных законах антимонопольными нормами, распространяющими свое действие на деятельность кредитных организаций, и, соответственно, усложнением системы антимонопольного регулирования отдельных рынков, на которых действуют кредитные организации. В результате взаимоотношения органов, осуществляющих антимонопольное регулирование деятельности кредитных организаций в сфере деятельности финансово-промышленных групп (федеральный антимонопольный орган, Минэкономики РФ, Банк России), а также на рынке услуг по лизингу (федеральный антимонопольный орган и Банк России) не получили четкого законодательного оформления;
д) продолжением оформления тенденции, в соответствии с которой появление новых законодательных норм, регулирующих конкурентные отношения, и, соответственно, развитие, а значит и структурирование антимонопольного законодательства происходит не согласно делению конкурентного права на антимонопольное законодательство и законодательство о защите от недобросовестной конкуренции, а в соответствии с качественными особенностями того или иного рынка.
2.4. - "Завершение структурного оформления законодательства об антимонопольном регулировании деятельности кредитных организаций"
- охватывает промежуток времени с декабря 1998 г. по настоящее время. Этот период характеризуется:
а) продолжением не всегда оправданного усложнения системы антимонопольного регулирования различных сфер деятельности кредитных организаций. К нечеткости правового регулирования взаимоотношений между МАП России, Минэкономки России и Банком России в процессе антимонопольного регулирования деятельности финансово-промышленных групп, а также между МАП России и Банком России в процессе антимонопольного регулирования рынка услуг по лизингу, добавилась нечеткая регламентация отношений между МАП России, ФКЦБ России и Банком России в процессе антимонопольного регулирования деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг;
б) появлением тенденции, позволяющей в ряде случаев отказываться от конституционных принципов поддержки конкуренции и запрещения монополизации на рынке банковских услуг.
Изучение истории развития законодательства, регулирующего конкурентные отношения с участием кредитных организаций, позволило сделать следующие выводы:
1. Господствующей тенденцией
•общие антимонопольные нормы, регулирующие осуществление любой предпринимательской (в том числе банковской) деятельности любыми (в том числе кредитными) организациями;
•антимонопольные нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с осуществлением банковской деятельности;
•антимонопольные нормы, регулирующие отношения с участием кредитных организаций по поводу осуществления ими деятельности, не являющейся банковской.
2. Сложившаяся в России к
•государственное антимонопольное регулирование;
•негосударственное антимонопольное регулирование, которое подразделяется на общественное антимонопольное регулирование и антимонопольное регулирование, осуществляемое саморегулируемыми организациями.
3. Выделены следующие принципы
антимонопольного
а) осуществление банковской деятельности в условиях свободной и равной конкуренции является гарантированным Конституцией РФ правом каждой кредитной организации и входит в сферу ее охраняемых законом интересов;
б) действия органов государственной власти и управления, их должностных лиц, препятствующие возникновению, реорганизации кредитных организаций либо осуществлению ими банковской деятельности по мотивам нецелесообразности, квалифицируются как осуществление незаконной монополии и подпадают под действие антимонопольного законодательства;
в) принцип совместного государственного антимонопольного регулирования рынка банковских услуг федеральным антимонопольным органом и Банком России;
г) принцип ограничения существующих монополий в сфере предоставления отдельных видов банковских услуг и воздержания от введения новых;
д) принцип интеграции антимонопольных правил Российской Федерации и Европейского Сообщества;
е) принцип защиты национальной банковской системы и российских кредитных организаций от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции.
Глава 3 - "Правовая природа совокупности антимонопольных норм, регулирующих деятельность кредитных организаций"
- посвящена исследованию
3.1. - "Банковское и антимонопольное законодательство: общее и особенное"
- названные отрасли
принадлежащие к различным классификационным типам (соответственно, предметно-ограниченная и функционально-ограниченная отрасли), место которых в системе российского законодательства определяется не одноуровневым соотношением и взаимодействием различных отраслей как в случае с основными отраслями права, а перекрещиванием структуры данной комплексной отрасли со структурами других отраслей права и законодательства.
3.2. - "Антимонопольные нормы, регулирующие отношения с участием кредитных организаций, в системе банковского законодательства Российской Федерации"
- предлагается теоретическое
В связи с тем, что банковское законодательство относится к типу предметно-ограниченных отраслей, основными признаками, в соответствии с которыми происходит объединение в целом разнородного нормативного материала в единую целостность, то есть в отрасль законодательства, являются:
•во-первых, характер регулятивного воздействия соответствующих норм на порядок и условия осуществления банковской деятельности;
•во-вторых, характер вовлеченности того или иного субъекта в осуществление банковской деятельности.
Характер регулятивного воздействия законодательных норм определяется исходя из отношения соответствующих нормативных положений к регулированию отношений, возникающих в процессе осуществления банковской деятельности. Регулятивное воздействие законодательных норм на отношения, возникающие в процессе осуществления кредитными организациями банковских операций, может характеризоваться:
Информация о работе Антимонопольное регулирование банковской деятельности