Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 14:26, курсовая работа
Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами. Основными целями антимонопольной политики являются: а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения, и б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия.
Введение
1 часть. Основные аспекты регулирования деятельности монопольных предприятий
1.1 Антимонопольная политика и ее классификация
1.2 История развития антимонопольной политики в России
1.3 Основные приемы в борьбе с монопольными объединениями
2 часть. Сравнительная оценка антимонопольных систем США и Российской Федерации
2.1 Различия между системами антимонопольного регулирования государств
2.2 Отечественная антимонопольная политика в контексте ухудшения мировой финансовой ситуации
Заключение
Список использованной литературы
2. Сравнительная оценка антимонопольных систем США и Российской Федерации
2.1 Различия
между системами
Антимонопольное законодательство
России разрабатывалось по аналогии
с антимонопольным
В частности, антимонопольное законодательство США разрабатывалось в условиях, когда существовавшая система классической свободной конкуренции стремилась законсервировать себя, остановив естественный процесс укрупнения капитала, делающий функционирование рыночной экономики более эффективным. Заслугой экономической системы США явилось не наличие в ней антимонопольного законодательства, а тот факт, что она не сдерживала объективного процесса концентрации производства и централизации капитала, результатом чего явилось развитие в экономике США крупных и крупнейших корпораций, которые со временем превратились в ТНК.
Американские монополии
выработали множество приемов, при
помощи которых они получали возможность
обойти положения законодательных
актов. Например, ими широко используется
традиционный институт доверительного
управления, предусматривающий передачу
имущества, акций и т.п. в распоряжение
доверительного управляющего, что обеспечивало
централизацию функции
Возможно, именно то, что американские монополии нашли возможность обходить антитрестовское законодательство, заложило основы процветания экономики США и развитие американских транснациональных корпораций.
Как сама идея антимонопольного
регулирования, так и ее первоначальная
реализация возникли именно в США
в период формирования корпоративного
капитализма. В это время шел
объективный процесс укрупнения
американских компаний, и столь же
естественными выглядели
Любой стране нужны крупные национальные капиталы, которые должны быть конкурентоспособными на мировом рынке. В связи с этим уместность применения антимонопольного законодательства, подобного американскому, можно поставить под сомнение.
Исторический
опыт недвусмысленно свидетельствует,
что все антимонопольные
Сказанное свидетельствует о том, что антимонопольные преследования всегда носили декларативный характер и истинной целью их являлось официальное объявление государством (правительством) своего протеста против излишней власти, сосредоточенной в руках отдельных компаний. Выбор подобной формы протеста в основном обусловлен историческими особенностями развития экономики США и вряд ли может быть перенесен на российскую почву.
Российские условия
в период принятия антимонопольного
законодательства были совсем другими.
Российская экономика представляла
собой разновидность
В плановой экономике
монополистические структуры
Ссылаясь на приведенную ранее хронологию становления антимонопольного законодательства в России, необходимо еще раз проследить как выглядит совокупность нормативных актов Российской Федерации, направленной на защиту конкуренции. Первоначально основными элементами этой системы были Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948 (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля 2006 г.) и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 г., 2 февраля 2006 г.). Затем второй из перечисленных законов был отменен полностью, а первый – в большинстве своих статей, и основным законодательным актом антимонопольного регулирования в настоящее время является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции». 11
Данный закон
был направлен на снижение степени
монополизации рынка. Он запретил соглашения
между конкурирующими фирмами, занимающими
в совокупности доминирующее положение
на рынке, если их результатом может
быть существенное ограничение конкуренции.
В том числе, запрещаются соглашения
и согласованные действия, направленные
на установление и поддержание цен,
раздел рынков сбыта, ограничение доступа
на рынок других фирм, отказ от заключения
договоров с определенными
Как мы видим, сходство в характере основных антимонопольных законодательных актов России и США налицо. Но если законодательные акты США направлены на предотвращение чрезмерной концентрации предприятий, то законодательные акты РФ– на разукрупнение уже сложившихся предпринимательских монополий, хотя по содержанию данные законы сходны. Другими словами, антимонопольное законодательство РФ никак не отражает специфику условий российской экономики, в корне отличную от экономики США и, следовательно, не решает задачи, стоящие перед экономикой. Если американское законодательство выражало, в основном, интересы государства, раздраженного ростом влияния крупного бизнеса, российское законодательство выражает интересы монополий-наследников административно-командной системы, поскольку не допускает образование новых монополий в результате концентрации и централизации капитала «снизу».
Таково основное отличие антимонопольных законодательных актов России и США: по сути они схожи, но поскольку они действуют в разных условиях, они отражают интересы разных социально-экономических субъектов. Сходство между антимонопольным законодательством России и США можно выделить и по другим, менее принципиальным пунктам.
Это сходство
проявляется, например, в нагромождении
статей, норм, ограничений и санкций.
Запутанность и двусмысленность
формулировок, отсутствие стройного
механизма реализации и наличие
множества лазеек в формулировке
законодательных положений
В российской системе антимонопольного регулирования тоже можно найти черты, приводящие к результату, обратному тому, который предполагался быть достигнутым за счет применения антимонопольного законодательства. Так, антимонопольный иск по определению может быть предъявлен только очень крупным хозяйственным субъектам. Но насильственное расформирование такого предприятия чревато высвобождением большого числа работников и, быть может, разрушением самого товарного рынка, ради которого собственно и осуществляются все действия антимонопольного органа.
К нечеткости законодательных норм, которое усиливает сходство систем прямого антимонопольного регулирования РФ и США относится приводимые в законодательстве РФ формы недобросовестной конкуренции, такие как введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов, незаконное использование интеллектуальной собственности и т. д. Но все эти формы недобросовестной конкуренции не являются предметом антимонопольного законодательства и должны быть запрещены совершенно другими законами.
У систем антимонопольного законодательства России и США существуют и отличия, и эти отличия – не в пользу РФ. Так, законодательство РФ, в отличие от США, провоцирует излишнюю активность антимонопольного органа. Возможно, это и логично, если учитывать, что перед российской экономикой стояла задача не недопущения дальнейшей концентрации капитала, а предотвращения последствий концентрации капитала, уже существующей на момент принятия антимонопольного законодательства, но есть здесь моменты и нелогичные. Антимонопольный орган выступает в качестве инициатора судебных дел, а это с неизбежностью приводит к злоупотреблениям властей для нажима на неугодные им хозяйственные структуры. Логичнее было бы придерживаться традиционной процедуры, предполагающей в каждом деле наличие истца и ответчика. В качестве истца должны выступать хозяйствующие субъекты, которые испытали на себе действие недобросовестной конкуренции со стороны потенциального монополиста, который и должен выступать в качестве ответчика. Сама же жалоба может подаваться в антимонопольный орган, который должен выступать в качестве своеобразного «институционального буфера»: он проводит предварительное разбирательство и по его результатам обращается в суд совместно с истцом. Такая процедура представляется более логичной и эффективной. В деле Microsoft был именно такой алгоритм действий: изначально иск был подан конкурентами Microsoft, а не государственным органом исполнительной власти. В дальнейшем государство защищало не абстрактные интересы рынка программного продукта и конкуренцию, а конкретные интересы субъектов этого рынка.13
Антимонопольное законодательство
является не единственным методом антимонопольного
регулирования. Антимонопольное регулирование
осуществляется прямыми и косвенными
методами. К прямым методам антимонопольного
регулирования относятся
Помимо прямого антимонопольного регулирования существует и косвенное. Оно заключается в поддержке конкурентной среды не путем ограничения концентрации и централизации капитала, а путем стимулирования либо поддержки развития среднего бизнеса с помощью государственных заказов и привлечения иностранных инвестиций. Другими словами, поддержка потенциальных конкурентов монополиста осуществляется средствами «невидимых регуляторов» государства.
Хорошим примером является
система регулирования в США
процесса привлечения прямых иностранных
инвестиций. Комфорт иностранному инвестору
создается с помощью
Другим «невидимым
регулятором» конкурентной среды являются
определенные аспекты налоговой
политики. Стоит отметить, что налоговая
политика в качестве регулятора конкурентной
среды применима главным
Информация о работе Антимонопольное регулирование отечественной экономики