Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:52, контрольная работа
1. Возникновение необходимости в услугах аудита.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость
последствий принимаемых
3) необходимость
специальных знаний для
4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.
Эти
и ряд других причин привели к
возникновению общественной потребности
в услугах независимых
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Собственники, и прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, - а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Для обоснования необходимости аудита была создана теория агентов. Подход этой теории к аудиту состоит в рассмотрении круга лиц, заинтересованных в достоверной финансовой информации, и изучении их интересов и потребностей.
Аудитор
является агентом, действующим, как
правило, от имени акционеров. Идея агентов
состоит в том, что по мере того, как управляющие-собственники
привлекают дополнительное внешнее финансирование
(например, путем эмиссии акций), они постепенно
теряют контроль над некоторыми аспектами
бизнеса, особенно над вопросами финансовой
отчетности и дальнейшего привлечения
капитала. По мере увеличения внешних
источников капитала растет и потребность
в современной и надежной финансовой информации
(например, о том, насколько адекватен
получаемый собственниками доход степени
риска сделанных ими инвестиций; должны
ли они продавать, покупать или продолжать
держать свою долю в активах предприятия;
будет ли предприятие способно удовлетворить
их ожидания в отношении дивидендов). Более
того, последующие держатели акции и кредиторы,
как правило, получают меньше, чем предыдущие,
гарантий и прав на приоритетное получение
выплат при возможном банкротстве предприятия.
Для компенсации соответствующего риска
акционеры и кредиторы требуют от администрации
предприятия предоставления регулярной
финансовой информации, а также настаивают,
чтобы эта информация была подтверждена
независимым третьим лицом (аудитором)
таким образом, чтобы ее можно было считать
достаточно надежной для принятия управленческих
решений. Если, не управляя предприятием
непосредственно, собственники могут
быть уверены в честности и аккуратности
своих управляющих, а также в отсутствии
фальсификаций в периодически составляемой
и предоставляемой им финансовой отчетности,
то, согласно теории агентов, очевидна
необходимость аудита.
Объяснение
с помощью этой теории функции
аудита не ограничивается частным, коммерческим
сектором экономики. Правительство
и местные органы власти осуществляют
управление с помощью прямых и
косвенных налогов, взимаемых с
избирателей. Последние требуют
подтверждения со стороны независимого
органа достоверности публикуемых сведений
о пользе той или иной компании.
Правильные данные нужны не только непосредственным инвесторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия - стабильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат. Правительство заинтересовано в информации, необходимой для разработки экономической политики, включая налоговые меры.
Компании, в которых администрация и собственники представлены одними и теми же лицами (т.е. отсутствует традиционный для больших компаний конфликт интересов), проводят аудит потому, что это обеспечивает им целый ряд преимуществ:
Приемы аудита
В
общем виде метод любой науки — это способ
исследования явлений, процессов, систем
и т.п. В основе исследования сложных систем,
к которым относится аудит, лежит диалектический
метод. Он предусматривает изучение явлений
в природе и обществе во взаимосвязи и взаимозависимости,
в единстве и борьбе противоположностей,
которые отображают объективные законы
действительности.
В границах диалектического
есть дедуктивные и индуктивные приемы.
При первом — исследования осуществляют
от общего к единичному, при втором — от единичногок общему.
В аудите важное значение
имеют оба приема. Дедуктивный используют
при изучении финансово-хозяйственной
деятельности предприятия, оценке направления
и эффективности системы управления, в пределах
которой действует объект. Его применяют
также для характеристики системы внутреннего
контроля, которая включает систему бухгалтерского
учета, процедуры внутреннего контроля,
среды контроля и т.п. Опенка системы внутреннего
контроля позволяет установить необходимое
количество аудиторских процедур: чем
надежнее система внутреннего контроля,
тем меньше аудиторских процедур должен
планировать аудитор, и вдобавок, с меншим
аудиторським риском. …………………………………………………
Индуктивный метод позволяет все внимание
сосредотачивать на отдельных группах
процессов, как правило, с наибольшей степенью
риска. Изучив недостатки отдельных процессов
и проанализировав частоту их возникновения
можно перенести результаты этой проверки
на общую совокупность информации, увидеть
целостную проблему и сформировать объективные
выводы относительно аудировано информации.
Это общие приемы исследования. В практике
метод аудита характеризуется как совокупность
приемов, с помощью которых оценивается
состояние аудированых объектов. Последние
делятся на методические приемы проведения
проверки и методические приемы се организации.
Технология аудита
Аудит, это метод проверки, при котором основными инструментами работы являются - опрос, проверка документации и наблюдения. Поэтому, технология проведения аудита во многом связана с порядком использования этих инструментов. Порядок, по которому должен работать аудитор, приходя беседовать с сотрудниками, позволяет эффективно проводить проверку и выявлять несоответствия по процессам, системе качества или результатам работы.
Этот порядок включает следующие действия:
— Во-первых, так как основной метод аудита это опрос, то аудитор должен задавать вопросы по основной деятельности проверяемых сотрудников, эти вопросы строятся таким образом, чтобы сотрудник давал на них развернутый ответ. Вопросы, требующие простого ответа – да или нет, аудиторы, по возможности, стараются не задавать.
— Далее, необходимо ознакомиться с тем, что происходит на рабочем месте сотрудника или в том подразделении, где происходит проверка. Не всегда, то что говорят сотрудники соответствует действительности, поэтому внимательное наблюдение позволяет определить, насколько реальная практика работы отличается от того, что рассказывают сотрудники.
— Ответ сотрудника на каждый из вопросов аудитору необходимо внимательно выслушать и, при необходимости, по ходу ответа отметить какие уточняющие вопросы необходимо задать или попросить сотрудника предоставить документы, записи, результаты его работы.
— Обязательным элементом проведения аудитных бесед является проверка документов (или результатов работы сотрудника, если сотрудник не работает с документами). По ходу беседы с сотрудниками, необходимо просить их предоставлять документы, которые связаны с проверяемой деятельностью.
— В ходе проведения аудита аудитор должен вести записи и записывать детально все факты обнаруженных несоответствий, названия и номера документов которые он проверял, факты и подтверждения выполнения работы, которые приводят опрашиваемые.
— В ходе аудита может обнаружиться, что слова сотрудника противоречат наблюдениям, которые аудитор делает по результатам проверки документов (или по результатам ознакомления с тем, что происходит на рабочем месте). Тогда необходимо проверить эти наблюдения рядом уточняющих вопросов или просьбой предоставить другие документы или опросить сотрудников, которые также принимают участие в проверяемой работе.
— По завершении аудитной беседы необходимо сообщить проверяемому сотруднику о всех обнаружениях (несоответствиях), которые аудитор выявил в его работе.
Естественно, что проверить всю работу в ходе аудита достаточно сложно, поэтому аудит проводится выборочным методом. Проведение аудита осуществляется для того, чтобы найти свидетельства эффективности работы системы качества. Если в ходе аудита обнаружено несоответствие, то необходимо получить абсолютное доказательство для подтверждения этого несоответствия. Аудитор не должен выставлять несоответствия только на основании своих предположений или домыслов.
В технологию аудита входят также определенные правила проведения опроса сотрудников организации. Опрос является одним из важных средств сбора информации и должен проводиться с учетом ситуации и собеседника.
Опрос должен проводиться в рабочее время и на обычном рабочем месте сотрудника – это позволит посмотреть работу, которую выполняет сотрудник и проверить условия работы сотрудника, а также его отношение к выполняемой работе.
Собеседника необходимо разговорить, вызвать у него доверие – аудитные беседы не стоит вести в режиме допроса или жесткого давления на сотрудника, необходимо дать возможность сотруднику свободно рассказать о своей работе.
Сотруднику необходимо объяснить причину проведения опроса и необходимость ведения записей в ходе аудита. Нельзя держать сотрудников в неведении относительно целей вопросов и порядка записей. Если не рассказать сотруднику что будет делаться и зачем, то он «закроется» и будет односложно отвечать на задаваемые вопросы.
Опрос желательно начать с просьбы к собеседнику описать свою работу – выполнение этого правила преследует две цели, во-первых, это позволит аудитору лучше понять работу сотрудника, во-вторых, это позволит разговорить сотрудника.
Следует избегать вопросов, содержащих ответ – аудит предполагает, что сотрудник сам должен рассказывать о своей работе, поэтому вопросы, которые необходимо задавать, должны быть открытыми. Эти вопросы требуют развернутого ответа. Если в вопросе аудитора заранее содержится ответ, то ответы будут односложными, типа да или нет.
Результаты опроса должны быть обобщены и проанализированы совместно с собеседником. Т.е. при сообщении результатов беседы сотруднику необходимо рассказать, на основании чего сделаны те или иные заключения. Если обнаружены несоответствия, то необходимо рассказать, почему сделанные обнаружения являются несоответствиями, требования каких документов, правил или положений не были выполнены сотрудником.