Аудиторские
организации могут иметь и
иные права в соответствии с законодательством.
Аудиторские
организации обязаны:
- соблюдать
при осуществлении аудиторской деятельности
лицензионные требования и условия, установленные
законодательством;
- предъявлять
по требованию заказчика перед заключением
договора на проведение аудиторской проверки
соответствующую лицензию на осуществление
аудиторской деятельности, квалификационный
сертификат аудитора (аудиторов);
- представлять
по запросу хозяйствующего субъекта информацию
о требованиях законодательства по проведению
аудиторской проверки, о правовых нормах,
на которых основываются замечания аудитора;
- соблюдать
конфиденциальность информации, полученной
при осуществлении аудиторской проверки;
- отражать
в аудиторском отчете факты нарушений
законности финансово-хозяйственных операций
и предложения по их устранению;
- обеспечивать
наличие в аудиторской организации экземпляров
аудиторских заключений и аудиторских
отчетов по результатам проведенных аудиторских
проверок и их хранение в установленном
законодательством порядке;
- в случае
обнаружения фактов, явно свидетельствующих
о причинении хозяйствующему субъекту
убытков его должностными лицами и другими
работниками, сообщать об этом руководству
(собственнику) хозяйствующего субъекта
и делать соответствующую запись в аудиторском
отчете. В необходимых случаях требовать
созыва общего собрания участников (акционеров)
в порядке, установленном законодательством,
для доведения до них результатов аудиторской
проверки;
- обеспечивать
прохождение аудиторами ежегодных курсов
повышения квалификации;
- по запросу
республиканских общественных объединений
аудиторов представлять информацию для
обязательной рейтинговой оценки аудиторских
организаций.
Аудиторские
организации могут нести и
иные обязанности в соответствии
с законодательством.
Аудиторские
организации несут ответственность,
предусмотренную законодательством,
перед заказчиками аудиторской
проверки, хозяйствующим субъектом
и другими пользователями, в том
числе коммерческими банками, финансовыми
структурами и инвесторами, финансовой
отчетности за причинение им ущерба вследствие
составления аудиторского заключения,
содержащего неправильный вывод
о финансовой отчетности и иной финансовой
информации хозяйствующего субъекта.
Убытки,
включая упущенную выгоду, причиненные
хозяйствующему субъекту и (или) заказчику
аудиторской проверки в результате
некачественного или ненадлежащего
проведения аудиторской проверки, подлежат
возмещению в порядке, установленном
законодательством.
- Профессиональная
этика аудиторских организаций
Этический
механизм регулирования деятельности
аудиторов является дополнительным
к административному и экономическому
механизмам.
Этика
профессионального поведения устанавливает
стандарты поведения аудиторов
и определяет основные принципы, которых
аудиторы должны придерживаться для
осуществления общих целей.
Отличительной
чертой аудитора является осознание
им своей ответственности перед
обществом.
По
долгу своей профессии аудитор
активно взаимодействует с правительством,
кредиторами, работодателями, наемным
персоналом, инвесторами, деловыми и
финансовыми кругами и другими
субъектами - всеми, кто полагается
на объективность и непредвзятость
аудиторов для обеспечения упорядоченного
функционирования всех видов деятельности.
Это возлагает на профессию аудитора
ответственность перед обществом.
Общественный интерес определяется
как общественное благосостояние, во
имя которого работает аудитор.
Существует
четыре основных требования, предъявляемых
к аудиторской деятельности:
-
Достоверность. Общество испытывает
потребность в достоверности используемой
информации и надежных методах ее получения.
-
Профессионализм. Общество, в лице заказчиков,
работодателей и других заинтересованных
лиц, признает аудитора как профессионала
в сфере оказания аудиторских услуг.
-
Качество услуг. Необходима гарантия
того, что все услуги, оказываемые аудитором,
выполняются в соответствии с требованиями
общепринятых стандартов.
-
Доверие. Потребители услуг должны быть
уверены в том, что аудитор не нарушит
принципы профессиональной этики и нормы
законодательства, которым соответствуют
предоставляемые им услуги.
Этика
профессиональной деятельности аудитора
требует соблюдения определенных принципов:
-
Честность - аудитор должен быть честным
при выполнении своих профессиональных
обязанностей.
-
Объективность - аудитор должен быть
справедливым, и предрассудки, предвзятость,
конфликт интересов и другие факторы не
должны оказывать влияния на результаты
его работы.
-
Профессиональная компетентность - аудитор
должен оказывать профессиональные услуги
с должным вниманием, компетентностью
и усердием, постоянно развивать профессиональные
знания и навыки, поддерживая их на уровне,
требуемом для того, чтобы гарантировать
получение заказчиком компетентных и
профессиональных услуг, основанных на
современных разработках в практике, законодательстве
и методах работы. Аудитор, соглашаясь
оказать услуги, должен быть уверен, что
у него достаточный уровень профессиональной
компетентности, знаний и навыков для
оказания этих услуг, в противном случае
он должен воздержаться от их выполнения.
-
Конфиденциальность - аудитор не имеет
права без согласия заказчика разглашать
информацию, полученную при оказании профессиональных
услуг, включая коммерческую тайну, за
исключением случаев, строго предусмотренных
нормами действующего законодательства.
-
Профессиональное поведение - аудитор
должен действовать в соответствии с хорошей
репутацией профессии, воздерживаясь
от любого поведения, дискредитирующего
профессию. Обязательство воздерживаться
от любого поведения, дискредитирующего
профессию, требует от членов общественных
профессиональных организаций рассматривать
при разработке этических рекомендаций
ответственность аудиторов перед заказчиками
аудиторских услуг, третьими сторонами,
другими аудиторами, персоналом, работодателями
и широкой общественностью.
-
Профессиональные стандарты - аудитор
должен выполнять профессиональные услуги
в соответствии с профессиональными стандартами.
Аудиторы
обязаны тщательно, используя свои
профессиональные навыки и компетентность,
выполнять требования заказчика
и работодателя, если эти требования
совместимы с принципами беспристрастности,
объективности и независимости.
А также они должны соответствовать требованиям
профессиональных стандартов.
Заключение
Независимый
аудит – новый для Узбекистана
вид финансового контроля. Закон
"Об аудиторской деятельности" в
первой редакции и нормативные акты, регулирующие
аудиторскую деятельность, были разработаны,
когда в республике только закладывались
основы рыночной экономики. К тому времени
уже сложилась потребность в регулировании
данной сферы, а опыт развитых стран в
наших условиях еще нельзя было использовать.
Поэтому вполне закономерно, что Закон
"Об аудиторской деятельности" был
принят исходя из понятий и возможностей
того времени. Он стал основой становления
и развития отечественного аудита.
В
Узбекистане идет поэтапное реформирование
аудиторской деятельности. Главным
реформатором аудиторской деятельности
выступает Министерство Финансов РУз
совместно с Палатой аудиторов
Узбекистана и Национальной Ассоциацией
бухгалтеров и аудиторов. В 2000-2006
годы были приняты Закон «Об аудиторской
деятельности» в новой редакции и Положения
о порядке выдачи лицензии и квалификационного
сертификата аудитора. Установлены дополнительные
лицензионные требования и условия, направленные
на повышение ответственности аудиторских
организаций, качества аудиторских услуг.
Введены дополнительные квалификационные
требования к аудиторам и руководителям
аудиторских организаций. С 1 января 2008
года внедрена дифференцированная система
лицензирования аудиторской деятельности
в зависимости от проверяемых субъектов.
В
кругу аудиторских организаций
дана высокая оценка реформ проведенных
Министерством Финансов в 2007-2008 годах.
Со стороны Правительства оказана
поддержка аудиторским организациям
в виде освобождения от уплаты единого
налогового платежа и налога на прибыль
до 2011 года. (Постановление Президента
Р Уз от 17.04.2006 г. N ПП-325). Данные реформы
и предоставленные льготы положительно
сказались на качестве аудиторских
услуг, повысили финансовую устойчивость
аудиторских организаций и оздоровили
конкурентную среду на рынке аудита.
В
настоящее время в республике
сформирована необходимая правовая
база для осуществления аудиторской
деятельности, созданы действенные
экономические стимулы – налоговые
льготы и преференции для ее активного
развития, существенно упрощена и
либерализована система выдачи лицензий.
Список
использованной литературы
- Закон Республики
Узбекистан “Об аудиторской деятельности”
(новая редакция). от 26.05.2000г. № 78-11
- Положение
об аудиторских организациях. Приложение
к постановлению Президента РУз. от 4 апреля
2007г. № ПП-615
- Постановление
Кабинета Министров Республики Узбекистан
от 22.09.2000г. за № 365 “О совершенствовании
аудиторской деятельности и повышении
роли проверок”
- Кодекс профессиональной
этики аудиторов Узбекистана. Национальная
ассоциация бухгалтеров и аудиторов Узбекистана.
Палата аудиторов Узбекистана. Ташкент,
2005
- “Национальные
стандарты аудиторской деятельности”
Республики Узбекистан. Принимаются и
утверждаются с 1998г.
- Аренс А.,
Лоббек Дж, Аудит: Пер. с англ.; Гл. редактор
серии проф. Я.В.Соколов. - М.: Финансы и
статистика, 2003
- Кукушкина
Л. П. Основы аудита. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook174/book/index/index.html
- Тулаходжаева
М. Тенденции развития аудита в Узбекистане.
//http://www.publicfinance.uz/publications.php?sid=25
- Шеремет А.
Д., Суйц В. П. Аудит. М.: ИНФРА-М, 2000
- http://zakonuz.com
- http://www.bibliotekar.ru
- http://www.marikon.uz/