Аудит расчетов с разными дебиторами и кредиторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения аудиторских проверок расчетных операций с поставщиками и покупателями и влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственную деятельность исследуемого предприятия. Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты аудита расчетов с дебиторами и кредиторами
- выявить нарушения в организации учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами
- сделать рекомендации по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и покупателями для улучшения финансового состояния предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 112.77 Кб (Скачать файл)

Подлежащие получению (распределению) доходы отражаются по дебету счета 76, субсчет 3 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Активы, полученные организацией в счет доходов, приходуются по дебету счетов учета активов (51»Расчетные счета») и кредиту счета 76, субсчет 3.

76-4 «Расчеты по депонированным  суммам»

На субсчете 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» учитываются  расчеты с работниками организации  по суммам, начисленным, но не выплаченным в установленный срок из-за неявки получателей. Депонированные суммы отражаются по кредиту счета 76, субсчет 4 «Расчеты по депонированным суммам» и дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При выплате этих сумм получателю делается запись по дебету счета 76, субсчет 4 и кредиту счетов учета денежных средств.

76-5 «Налог на добавленную  стоимость по неоплаченной продукции»

Согласно п.3 ПБУ 9/99 суммы  налога на добавленную стоимость  не признаются доходами организации  при поступлении от других юридических  и физических лиц. Следовательно, не имеется оснований для отражения  начисленной суммы продаж с учетом НДС. Несмотря на то, что НДС еще  не должен быть уплачен в бюджет, так как сумма продаж еще не поступила (в кассу или на расчетный  счет), сумму дохода от продаж следует  уменьшить на сумму НДС.

В случаях, когда обязанность  по уплате налога на добавленную стоимость  возникает только по мере оплаты продукции  покупателем (предусматривается учетной  политикой организации), до момента  получения оплаты начисленный налог  можно отражать с использованием счета 76 на соответствующем счете, например – 5.

76-6 «Расчеты по договору  комиссии»

Правоотношения сторон по договорам комиссии регулируются гл. 51 ГК РФ. Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, согласно ст.996 ГК РФ являются собственностью последнего. Так как  перехода права собственности не происходит, в бухгалтерском учете  комитента передача готовой продукции  для продажи на комиссионных началах  отражается по дебету счета 45 «Товары  отгруженные» в корреспонденции  с кредитом счета 43 «Готовая продукция». Принятые на учет по счету 45 «Товары  отгруженные» суммы списываются  в дебет счета 90 «Продажи» либо одновременно с признанием выручки  от продажи продукции (товаров), либо при поступлении извещения комиссионера о продаже переданных ему вещей.

Условия признания выручки  выполняются в момент получения  извещения комиссионера об отгрузке продукции покупателю. В бухгалтерском  учете продажа продукции покупателю отражается по кредиту счета 90, субсчет 1 «Выручка» в корреспонденции  с кредитом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Согласно ст. 997 ГК РФ комиссионер  вправе удержать причитающиеся ему  по договору комиссии суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента. Сумма комиссионного  вознаграждения, а также расходы  по транспортировке продукции покупателю учитываются комитентом в соответствии с инструкцией по применению Плана  счетов на счете 44 «Расходы на продажу» в качестве расходов на реализацию и включаются в себестоимость  реализованной продукции на основании  пп. «У» п.2 Положения о составе затрат. Для учета расчетов с комиссионером комитентом может использоваться счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», субсчет 6. Так как по договору комиссии один из участников выступает в качестве комитента, а другой – в качестве комиссионера, то субсчет 76-6 может быть использован и комиссионером.

При передаче товаров от комитента к комиссионеру право  собственности на них к комиссионеру не переходит, вследствие чего полученные товары учитываются на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию».

Товары, принятые на комиссию, учитываются на счете 004 в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных  актах. Аналитический учет по счету 004 ведется по видам товаров и  организациям (лицам) – комитента.

76-7 «Расчеты по суммам, удержанным из оплаты труда  работников организации в пользу  других организаций»

Согласно ст.109 Семейного  кодекса РФ администрация организации  по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты на основании исполнительного  листа, должна ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, и уплачивать или переводить их за счет данного лица лицу, получающему алименты, не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода лицу, обязанному уплачивать алименты.

Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых  производится удержание алиментов  на несовершеннолетних детей, утвержден  постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 841. При этом согласно п.4 Перечня  взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся  лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов  в соответствии с налоговым законодательством.

Суммы начисленных платежей по исполнительным документам отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции  со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», субсчет 7.

76-8 «Учет расчетов по  приобретению ценных бумаг»

Для учета расчетов с продавцом (эмитентом) ценных бумаг согласно инструкции по применению Плана счетов может  использоваться субсчет 76-8 «Учет расчетов по приобретению ценных бумаг».

В соответствии с п.23 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных приказом Минфина  России от 28.06.2003 № 60н, в бухгалтерской  отчетности финансовые вложения отражаются в соответствующих строках как  краткосрочные или долгосрочные финансовые вложения только в случае, если право собственности на них  перешло к покупателю.

 

3. АУДИТ РАСЧЕТОВ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ

 

3.1 Цели, задачи и состав аудита расчетов с разными дебиторами и кредиторами

 

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по независимой  проверке бухгалтерского учета и  финансовой отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей на договорной и платной основе.

Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) N 1 «Цель  и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнение о достоверности  бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Следовательно, назначение аудита - это проверка финансовых отчетов с целью:

- подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;

- проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

- контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

- выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Задача аудитора состоит:

- в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

- в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

- в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

В последнее время в  деятельности аудиторов появилась  еще одна очень важная функция - это  оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.

Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, является состояние  расчетов с дебиторами и кредиторами.

Проверка правильности отражения  в бухгалтерской отчетности расчетных  операций является важным и трудоемким этапом аудиторской проверки. Аудит  расчетов с поставщиками и покупателями - лишь часть проверки финансово-хозяйственной  деятельности организации. Его целью  является установление соответствия применяемой  в организации методики учета, нормативным  актам, действующим на территории Российской Федерации. Расчеты с поставщиками и покупателями имеют место практически  на любом предприятии. К ним можно  отнести следующие расходы:

- приобретение товарно-материальных ценностей для дальнейшей перепродажи или для собственного потребления;

- оплата услуг оказанных другими организациями;

- оказание услуг сторонним организациям.

Основными задачами при аудите расчетов с поставщиками и покупателями являются:

- установление реальности дебиторской и кредиторской задолженности;

проверка наличия просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;

- установление дебиторской и кредиторской задолженности, по которой прошел срок позывной давности;

- проверка списания задолженности, срок позывной давности, по которой прошел;

- проверка правильности учета дебиторской и кредиторской задолженности в зависимости от принятого метода определения реализации и видов реализации;

- проверка правильности и обоснованности списания задолженности.

Источниками информации для  поведения аудита расчетов c различными дебиторами и кредиторам (поставщиками, покупателями, заказчиками) являются:

- регистр синтетического учета и отчетность (баланс (форма № 1), главная книга).

- регистры синтетического и аналитического учета расчетов.

Первичные документы по учету  расчетов - накладные, счета-фактуры, договора поставки продукции (работ, услуг), акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных  документов; книга продаж.

Эти основные вопросы аудитор  должен изучить, дать им оценку, высказать  суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных  правил учета.

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Аудитор проверяет наличие  договоров на поставку продукции  и правильность их оформления. При  наличии дебиторской задолженности  необходимо установить дату ее возникновения  и причину образования. Особое внимание должно быть обращено на задолженность  с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины  ее возникновения, а также уточнить, были ли приняты меры к взысканию задолженности.

При наличии зарубежных поставщиков, осуществляющих поставку материалов за иностранную валюту, необходимо уточнить, как велся учет курсовых разниц и как эти курсовые разницы списывались, а также выяснить, производился ли пересчет остатков по счету 60 на первое число соответствующего квартала.

При проверке расчетов с  поставщиками и подрядчиками, если применяется журнально-ордерная форма  учета, аналитический и синтетический  учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется в журнале-ордере.

В журнале по каждому регистрационному номеру (счету) приведены данные об оплате, поступлении материалов или  оказанных услугах, суммы налога на добавленную стоимость и специального налога. В конце месяца подсчитываются соответствующие итоги, и выводится  сальдо по регистрационным номерам, которое переносится в журнал следующего месяца.

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Расчеты с покупателями и  заказчиками ведутся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Аудитор должен проверить:

- обоснованность получения  авансов;

- правильность начисления  налогов НДС с полученных сумм  авансов и дальнейших расчетов  по определению выручки, налогов  и др.;

- правильность учета авансов,  полученных в иностранной валюте;

- правильность ведения  синтетического учета.

Выявленные аудитором  ошибки должны быть проанализированы совместно с бухгалтерией заказчика  и приняты меры к их исправлению.

Аудитор проверяет, как оформлены  договора поставки продукции (условия  оплаты), выясняет реальную задолженность  покупателей (на основании данных инвентаризации), как ведется аналитический учет по покупателям, правильность составления бухгалтерских проводок.

Информация о работе Аудит расчетов с разными дебиторами и кредиторами