Аутсорсинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:32, реферат

Краткое описание

Обращении Президента РФ В.В. Путина к Федеральному Собранию Российской Федерации (2012 год) указано на необходимость поиска и реализации инновационных подходов во всех сферах жизнедеятельности общества . Одна из инноваций – аутсорсинг.
Аутсорсинг (от англ. out - вне, source -источник) - осуществление за счет внешних источников одной из необходимых функций компании. К примеру, в сфере информационных технологий аутсорсинг означает осуществление функций по поддержке информационной системы организации внешней компанией.
Сущность аутсорсинга состоит в передаче внутренних функций в организацию поставщика услуг (сторонней фирме, компании), специализирующуюся в определенной сфере деятельности, на длительный период по оговоренной цене.

Вложенные файлы: 1 файл

аутсортинг.docx

— 336.83 Кб (Скачать файл)

 

Результаты рейтинга популярности по видам аутсорсинга в иностранных компаниях в России приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Рейтинг популярности по видам аутсорсинга в российских компаниях

 

Вид аутсорсинга

%

Физическая охрана

67,27

Транспорт, логистика

66,82

Сфера обслуживания

65,68

Юридическое обеспечение деятельности

62,84

Подбор, обучение персонала

61,59

IT инфраструктура, хостинг

58,86

Бухгалтерский учет (полностью)

51,48

Call-центры

50,34

Бухгалтерский учет (отдельные участки)

49,66

Бизнес-планирование и оптимизация процессов

46,25

Экономическая и информационная безопасность

39,89

Документальный кадровый учет

37,84

Расчет заработной платы

31,59


В российских компаниях первые три строки рейтинга занимают неключевые и некритичные» функции, такие как физическая охрана, сфера обслуживания (в том числе уборка помещений, корпоративные обеды), логистика и транспорт. Результаты сравнения популярности по видам аутсорсинга внутренних функций в российских и иностранных компаниях приведены в таблице 4. Таблица 4 - Сравнение рейтинга популярности по видам аутсорсинга в иностранных и российских компаниях

 

Вид аутсорсинга

Иностранные компании, (%)%

Российские компании, (%)

Юридическое обеспечение деятельности

5,75

6,28

Транспорт, логистика

5,33

6,88

Бухгалтерский учет (отдельные участки)

5,08

4,97

IT инфраструктура, хостинг

5,08

5,89

Расчет заработной платы

4,92

3,16

Подбор и обучение персонала

4,92

6,16

Документальный кадровый учет

3,58

3,78

Бухгалтерский учет (полностью)

3,42

5,15

Call-центры

2,83

5,03

Экономическая и информационная безопасность

2,67

3,99


Оценка показала, что наиболее динамично развивающимся сектором аутсорсинга бизнес-процессов является аутсорсинг финансов и бухгалтерского учета. Значительная часть предприятий передают специализированным фирмам ведение бухгалтерского и налогового учета в соответствии с федеральными законами «О бухгалтерском учете», «Об аудиторской деятельности», Налоговым кодексом РФ, Положениями по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», «Расходы организации».

Так, согласно статье 6 п.2 Закона о бухгалтерском учете руководители компаний в зависимости от объема учетной работы могут передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту8.

Период становления рынка аутсорсинга в России обусловил передачу специализированным организациям в основном стандартных технических функций в сфере финансов и бухгалтерии в отличие от западных фирм, сотрудничающих с аутсорсинговыми компаниями в области разработки и поддержки управленческих решений. Оценка сложившейся практики показала, что наиболее часто на аутсорсинг отдаются:

  • расчет зарплаты,
  • общий бухгалтерский учет;
  • ведение кредиторской и дебиторской задолженности,
  • ведение банковских операций,
  • налоги,
  • основные активы,
  • учет представительских и командировочных расходов. Исследование российского рынка аутсорсинга показало следующее:

 

  • аутсорсинг бухгалтерских и финансовых услуг достаточно новый товар на рынке;
  • основные игроки как главные поставщики услуг только начинают определяться, чем затрудняется поиск и выбор партнеров;
  • значительное число фирм, оказывающих данные услуги, не имеют сложившейся деловой репутации, работают по демпинговым ценам, предоставляя услуги низкого качества;

-неясность  понятийного аппарата и отсутствие  стандартов наполняемости услуг;

В совокупности обозначенные аспекты увеличивают риски и сдерживают развитие рынка аутсорсинга бухгалтерского учета.

По результатам исследований, проведенных аналитической компанией - IDC, в прогнозируемый период с 2014 по 2016 гг. ожидается устойчивый рост затрат на развитие ИТ - технологий, которые будут увеличиваться ежегодно в среднем на 8% и в 2016 г. составят 47,3 млрд. долларов(3). «Российская экономика является одной из наиболее быстро растущих в регионе ЕМЕА. В прошедшем году темпы роста расходов на ИТ- направление в ряде отраслей превышали 20%.  Высокие цены на сырье вместе с намерением правительства проводить модернизацию экономики страны служат главными гарантами инвестиций в ИТ в обозримом будущем»9.

В региональном аспекте, по данным тех же исследований, наибольший рост бюджетов на ИТ и телекоммуникационные услуги ожидается в компаниях Дальнего Востока (в среднем 66% организаций), Сибири и Урала (51%), Москвы (47%) и Поволжья (46%). Предприятия Южного федерального округа преимущественно сохранят прежний уровень расходов 10 (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Изменение расходов российских компаний на развитие информационных компьютерных технологий (ИКТ) - в 2014 г. в различных регионах России

Рисунок 2. Основные ИТ - бизнес-процессы, передаваемые на аутсорсинг.

Следует сказать, что степень важности различных видов услуг аутсорсинга для эффективности бизнеса неравнозначна. На рисунке 4 наглядно представлено соотношение услуг низкого уровня (т.е. не требующих высокой квалификации специалистов) и услуг высокого уровня (требующих высокой квалификации специалистов). Очевидно, что услуги высокого уровня, с одной стороны, более критичны для бизнеса, а с другой - требуют очень тщательного подхода к выбору аутсорсинговой компании, ее надежности и стабильности, степени взаимного доверия между заказчиком и аутсорсером. Чем более высокого уровня обслуживание производится аутсорсинговой компанией, тем более тесно она интегрирована в бизнес - процессы заказчика, а соответственно, обладает доступом к информации (в том числе конфиденциальной), знаниями в области защиты и потенциальных уязвимостей локальной сети клиента, ИТ - структуры и так далее. Поэтому степень доверия между партнерами при использовании услуг ИТ -аутсорсинга играет очень значительную роль для эффективности работы бизнеса.

 

Рисунок 4. Степень влияния различных направлений ИТ - аутсорсинга на эффективность бизнеса

 

Если говорить об отраслевой структуре аутсорсинга в России, то по данным исследовательского агентства «Астра» рынок аутсорсинговых услуг в 2013 г. распределен следующим образом (рисунок 5).

 

Рисунок 5. Отраслевая структура рынка аутсорсинга в России.

В 2013 г. в структуре отраслей, активно использующих аутсорсинг, государственные учреждения и силовые структуры занимали 11%. Это практически тот же уровень, который отмечался в 2012г. (по данным CNewsAnalytics, тогда этот показатель составлял 11,3%) (7).

Еще одним фактором, существенно сдерживающим эффективное функционирования ИТ - аутсорсинговых услуг в госсекторе, является 94 и 122 Федеральные Законы, в соответствии с которыми госучреждения обязаны закупать услуги по результатам проведения открытых торгов. С одной стороны, эти законы направлены на устранение коррупционной составляющей в области государственных закупок. Однако нередки случаи, когда в конкурсах побеждают малоопытные компании, только начинающие свою деятельность на рынке, не имеющие достаточно квалифицированного персонала, но предложившие минимальную цену за оказание своих услуг11. Кроме того, так как госконтракты в соответствии с законом заключаются на один год, то нередко возникают ситуации, при которых государственное учреждение вынуждено периодически менять обслуживающую его аутсорсинговую компанию, даже если качество ее работы не вызывало нареканий. Выше уже говорилось о негативных последствиях таких перемен.

В настоящее время в Российской Федерации рынок ИТ - аутсорсинговых услуг, находится в стадии активного развития и имеет все предпосылки для перспективного роста. Однако здесь существуют и различные сдерживающие факторы:

1.Нехватка ИТ - специалистов на  региональных рынках труда.

2.Не всегда высокий уровень  скорости и качества предоставляемых  услуг самими аутсорсинговыми  компаниями, что в ряде случаев  подрывает к ним доверие.

3. «Скрытая стоимость» аутсорсинговых  услуг.

4. Чрезмерная бюрократизация государственных  структур и несовершенство законодательства  в области госзакупок.

5. Незначительное количество аутсорсинговых  компаний, имеющих широкую филиальную  сеть, что способствовало бы заключать  взаимовыгодные контракты с государственными  и коммерческими структурами, имеющими  распространение на всей территории  России или в ряде регионов  РФ.

 

Таким образом, Российская Федерация находится в пятом десятке (47 место) стран по уровню развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Доля ИКТ в ВВП составила 4,6%. По данным агентств Berkeley Research Group и Communicea, Россия занимает 3-е место (после Малайзии и Чили) по ресурсной ориентированности экономики. В рейтинге Всемирного экономического форума Россия занимает 77 место по уровню развитию информационных технологий в 2010–2011 гг. Россия опередила по уровню развития все другие страны СНГ, включая Белоруссию (52-е место), Молдавию (57-е), Украину (62-е) и Казахстан (68-е). Также Россия обошла Румынию, Болгарию, Черногорию, Турцию, Малайзию, Бразилию и Мексику. По уровню развития информационного общества Россия оказалась ниже таких стран, как Саудовская Аравия, Катар, Венгрия, Чехия, Словакия и Польша, а также членов бывшего СССР Латвии, Литвы и Эстонии, ныне входящих в состав Евросоюза.

Для повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса на основе развития аутсорсинга необходимо12:

1. Провести исследование  эффективности различных форм  организации взаимодействия малого  и крупного бизнеса.

2. Разработать методические  рекомендации по организации  аутсорсинга, взаимодействия крупных  и малых предприятий.

3. Провести семинар с  участием малых и крупных предприятий, аналитических, маркетинговых, венчурных  и лизинговых фирм с целью  изучения и сравнения эффективности  различных институтов взаи-

модействия, в том числе и зарубежного опыта.

Аутсорсинг можно рассматривать как очередную, более высокую ступень в сравнении с предыдущими формами развития отношений субъектов предпринимательства, которая при профессиональном управлении может значительно повысить рентабельность бизнеса. Ведение хозяйственной деятельности с элементами натурализма, когда все функции жизнедеятельности выполняются внутри границ субъекта, должно в перспективе развиваться в сторону выделения и исполнения их специализированными сторонними организациями.

1 Обращение Президента РФ В.В. Путина к Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. 2012. 13 дек.

2 http://www.outsourcing_perm.ru/home

3 Кузьменко Д. На грани стратегии и операционной эффективности /Д. Кузьменко // Компаньон. Стратегии. – 2012. – № 2. – С. 8-12.

4 Клименко В.В. Аутсорсинг как средство повышения конкурентоспособности промышленных предприятий / В.В. Клименко // Труды Одесского политехнического университета. – 2012. – Вып. 2 (24). – С. 257-259.

5 Мельник О. Аутсорсинг в России: картина меняется [Электронный ресурс] / О.Мельник //

Intelligent Enterprise .- Режим доступа: http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=16070.

6  http://www.datafort.ru/content/rubr72/rubr-728.asp

 

7 World Trade Organization. Annual Report 2013. – Geneva: World TradeOrganization (WTO), 2013.

8 О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: федеральный закон от 21.11.1996. №129-ФЗ

(ред. от 28.09.2010). – Режим доступа: http://base.garant.ru/10136812/

9 http://www.orange-business.com

10 http://idcrussia.com/ru/about-idc/press-center/50881-press-release

 

11 Марков С. Франчайзинг: решение проблем развития бизнеса / С. Марков // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – № 3. – С. 104-107.

12 Думная Н.Н. Аутсорсинг как новая форма организации бизнеса / Н.Н. Думная, Д.В. Черемисин // Финансы Деньги Инвестиции. – 2011. – № 4. – С. 3-19.


Информация о работе Аутсорсинг