А. Смит-«отец» политической экономии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение роли А. Смита в развитии мировой экономической теории.
Задачи:
1. Рассмотрение основных понятий в теории Смита;
2. Характеристика основного вклада Смита в развитие мировой экономической мысли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Классическая политическая экономия: условия возникновения, этапы развития, особенности предмета и метода исследования………………………...4
2. Вклад А. Смита в развитие политической экономии…………………....9
3. Критика и значение работ А. Смита …………………………………….11
4. Практическая часть
4.1 Эссе на тему: «… труд, подобно товарам, обладает действительной и номинальной ценой. Можно сказать, что его действительная цена в количестве предметов необходимости и удобств, которые даются за него, а номинальная цена состоит в количестве денег. Рабочий бывает богат или беден, он хорошо или плохо вознаграждается в зависимости от действительной, а не номинальной цены его труда» …………………………………………………….13
4.2 А. Смит «Исследование о природе и причинах народов», основные причины и последствия разделения труда………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

история экономических учени.docx

— 45.61 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки РФ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования

 

Тульский государственный университет

 

Кафедра мировой экономики

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «История экономических учений» 

на тему:

 

 

 

«А. Смит-«отец» политической экономии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. Классическая политическая экономия: условия возникновения, этапы развития, особенности предмета и метода исследования………………………...4

2. Вклад А. Смита в развитие  политической экономии…………………....9

3. Критика и значение работ А. Смита …………………………………….11

4. Практическая часть

4.1 Эссе на  тему: «… труд, подобно товарам, обладает  действительной и номинальной  ценой. Можно сказать, что его  действительная цена в количестве  предметов необходимости и удобств, которые даются за него, а номинальная  цена состоит в количестве  денег. Рабочий бывает богат или беден, он хорошо или плохо вознаграждается в зависимости от действительной, а не номинальной цены его труда» …………………………………………………….13

4.2 А. Смит «Исследование о природе и причинах народов», основные причины и последствия разделения труда………………………………………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Становление  классической экономической школы  связано с именем выдающегося английского ученого Адама Смита (1723-1790). Именно А. Смит разработал и представил экономическую картину общества как систему. Основным его произведением является «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

    Актуальность  данной темы подтверждается тем, что именно Смит, как сказал  М. Блауг, стал тем, кто создал «первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки».

   Учение Смита стало популярно благодаря социальным и политическим реформам, происходящим в Европе в XVIII веке. В то время развивался рынок, оформлялись обменные отношения.

   Целью данной работы является рассмотрение роли А. Смита в развитии мировой экономической теории.

Задачи:

1. Рассмотрение основных понятий  в теории Смита;

2. Характеристика основного вклада  Смита в развитие мировой экономической  мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Классическая политическая экономия: условия возникновения, этапы развития, особенности предмета и метода  исследования.

 

  Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции — концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей. 1

    В развитии классической политической  экономии с определенной условностью  можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У. Петти и П. Буагильбер первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости.

    Завершила первый этап классической политической экономии так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половины XVIII в. Ведущие авторы этой школы Ф. Кенэ и А. Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле.

Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. и связан с именем и трудами Адама Смита. Его «экономический человек» и «невидимая рука» убедили не одно

от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов.

Третий этап приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи А. Смита подвергли переосмыслению и углубленной переработке основные идеи и концепции Смита, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Среди представителей данного этапа следует выделить французов Ж. Б. Сэя и Ф. Бастиа, англичан Д. Рикардо, Т. Мальтуса иН. Сениора и др.

Четвертый этап охватывает вторую половину XIX в., когда Дж. С. Милль и К. Маркс обобщили лучшие достижения школы. Эти авторы, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции, симпатизировали рабочему классу, были обращены к социализму. Маркс подчеркивал усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна была, по его мнению, привести к диктатуре пролетариата, отмиранию государства и экономике бесклассового общества. Выделим характерные признаки классической школы:

  1. Неприятие протекционизма в экономической политике государства, отстаивание принципа экономического либерализма.
  2. Преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения.
  3. Выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно- следственный, дедуктивный и индуктивный методы, логическую абстракцию.
  4. Опираясь на причинно-следственный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм

 

 

 

  1. Опираясь на причинно-следственный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм формирования стоимости товаров и цен на рынке в связи с издержками производства, или количеством затраченного труда.
  2. Категория «стоимость» признавалась исходной, от которой происходили другие категории.
  3. Деньги были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя «отменить» никакими соглашениями между людьми.

   В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов»  в качестве предмета изучения экономической науки он выделил ее центральную проблему, а именно экономическое развитие общества и повышение его благосостояния.

   Как  полагает Н. Кондратьев, «весь классический  труд Смита о богатстве народов  написан под углом зрения, какие  условия и каким образом ведут  людей к наибольшему благосостоянию, как он его понимал».

   Уже  первые слова, с которых начинается  книга: «Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты», — позволяют понять, что экономика любой страны, по Смиту, развиваясь, приумножает богатство народа не потому, что этим богатством являются деньги, а потому, что его надо видеть в материальных (физических) ресурсах, которые доставляет «годичный труд каждого народа». 2

    Таким образом, А. Смит  первой же фразы своей книги осуждает меркантилистское мышление, выдвигая для этого, казалось бы, совсем не новый аргумент о том, что сущностью и природой богатства является исключительно труд. Далее данную мысль он развивает весьма интересной концепцией роста разделения труда, а по сути доктриной технического прогресса как основного средства роста богатства «любой страны во все времена».

      Основной метод исследования в политической экономии - метод логической абстракции. Выделив в экономике ряд основных исходных категорий и связав их принципиальными зависимостями, можно далее анализировать все более сложные и конкретные общественные явления. Смит пытался проникнуть во внутреннюю связь явлений, обнаружить за внешней и поверхностной картиной глубинные закономерности. Адам Смит пытался построить свою систему, положив в основу такие категории, как разделение труда, обмен, меновая стоимость, и идя далее к доходам основных классов.

      Между тем величие А. Смита как ученого состоит в его экономических прогнозах и фундаментальных теоретико-методологических позициях, которые более чем на целое столетие предопределили и последующую экономическую политику многих государств, и направление научного поиска огромной когорты ученых-экономистов. Чтобы объяснить феномен успеха А. Смита, прежде всего необходимо обратиться к особенностям его методологии. 

     Центральное место в методологии исследования Адама Смита занимает концепция экономического либерализма, в основу которой, он положил идею естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений. В то же время он постоянно подчеркивает, что рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частные интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц. В развитие этой идеи автор «Богатства народов» вводит понятия «экономический человек» и «невидимая рука».

« Невидимая рука рынка»

А. Смит был глубоко убеждён, что экономика будет функционировать наилучшим образом, если исключить любые формы государственного вмешательства. Такой подход принято именовать «либеральным». Он предполагает полную свободу предпринимательства, когда каждый производитель преследует свои интересы и стремиться к собственной выгоде. При этом, доказывал Смит, вовсе не возникает хаос и неразбериха. Напротив, ведомые «невидимой рукой Проведения», преследуя свои интересы, люди создают блага и выгоды для общества в целом. «Невидимой рукой» А. Смит называл те экономические силы, которые мы называем сегодня спросом и предложением. Конечно, он понимал, что цель предпринимателя это получить как можно больше прибыли, и им движет эгоизм. Законы рынка заставят предпринимателя выпускать не любые продукты, а только те, что нужны покупателям, а продавать их по возможно низкой цене. Только в этом случае он сможет победить своих конкурентов и получить максимальную прибыль. Таким образом, хотя предприниматель вовсе не думает о благоденствии общества, тем не менее, его эгоизм приносит пользу всем, ибо обеспечивает изобилие товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам. Вот почему Смит требует предоставить человеку возможность свободно преследовать в экономической деятельности свою выгоду, и это будет наилучшим образом способствовать общественному благу по средствам роста богатства каждого. «Невидимая рука» может успешно действовать только в условиях достаточно острой конкуренции. Она смиряет эгоизм и способствует снижению цен. Одновременно конкуренция регулирует количество производимых товаров и перелив капиталов и труда из одной отрасли в другую. Механизм конкуренции заставляет предпринимателя постоянно искать пути понижения издержек производства, иначе нельзя снизить цену и увеличить прибыль за счёт роста объёма продаж.

 

 

 

 

 

 

2.Вклад А. Смита в развитие  политической экономии

    Одним из важных моментов творчества А. Смита является важный вклад в развитие методологии научных исследований в области политической экономии.

  С одной стороны, в своей теории о производительном труде он убеждает читателя в том, что не торговля и другие отрасли сферы обращения, а сфера производства является основным источником богатства, а с другой - что для приумножения богатства предпочтительнее развитие сельского хозяйства, а не промышленности, по мнению ученого, капитал, вкладываемый в земледелие, добавляет гораздо большую стоимость к действительному богатству и доходу. При этом А. Смит полагал, что с развитием экономики цены на промышленные товары имеют тенденцию снижаться, а на сельскохозяйственные продукты - подниматься, поэтому, по его мысли, в странах, где сельское хозяйство представляет собою самое выгодное из всех приложений капитала, капиталы отдельных лиц будут прилагаться самым выгодным для всего общества образом. Понять это упущение автора «Богатства народов» тем труднее, что в ту пору в Англии процветала мануфактурная промышленность и начинали появляться первые высокопроизводительные фабрики, работавшие от водяного колеса. Поэтому едва ли А. Смит может считаться «буржуазным ученым» если он утверждал о роли землевладельцев в обществе так: «Интересы первого из этих трех классов тесно и неразрывно связаны с общими интересами общества. Все, что благоприятствует или вредит интересам первого, неизбежно благоприятствует или вредит интересам общества» 3

      Адам Смит внес также большой вклад в разработку понятий основного и оборотного капитала. Основной капитал Адам Смит оценивал как “производительные запасы” общества, его материальное богатство: “Назначение основного капитала, - по его мнению, - увеличивать производительную силу труда, т.е. позволять тому же количеству рабочих выполнять гораздо большее количество работ”.

     Смит склонен был исключать основной капитал из числа элементов, постоянно участвующих в обращении. При этом помимо орудий производства, материалов и т.п. в состав основного капитала Смит включал и факторы нематериальные - способности людей, идеи и т.п. Для него было очевидно, что инвестиции в основной капитал в конечном итоге более выгодны для развития экономики, чем аналогичные вложения в оборотные средства: “Средства, надлежащим образом вложенные в какой-либо основной капитал, - утверждал автор “Богатства народов” - всегда возвращаются с большей прибылью и увеличивают головой продукт на гораздо большую величину, чем расходы на поддержание основного капитала." 4

Информация о работе А. Смит-«отец» политической экономии