Банковская система как объект государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 05:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и анализ государственного регулирования на банковскую систему.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1) раскрыть роль банковской системы как объекта государственного регулирования;
2) исследовать законодательство и правовые основы организации банковской деятельности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Банковская система как объект государственного регулирования 5
1.1 Понятие, формы и методы государственного регулирования банковской деятельности 5
1.2 Законодательство о правовом регулировании банковской деятельности 8
1.3 Реализация государственными органами правовых принципов государственного регулирования банковской деятельности в РФ 12
1.4 Правовые основы организации и деятельности системы Банка России как органа непосредственного регулирующего банковскую деятельность в Российской Федерации 13
2. Организационно-правовые проблемы взаимодействия государственных органов в процессе регулирования банковской деятельности РФ 17
2.1 Взаимодействие Банка России с Правительством РФ, налоговыми и правоохранительными органами. 18
2.2 Полномочия Банка России по реализации функций банковского регулирования 21
3. Проблемы и основные направления государственного регулирования банковской системы РФ 25
4. Система негосударственного контроля 29
4.1 Внутрихозяйственный контроль 29
4.2 Аудиторская деятельность 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 82.90 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационно-правовые  проблемы взаимодействия государственных  органов в процессе регулирования  банковской деятельности РФ

2.1 Взаимодействие Банка России с Правительством РФ, налоговыми и правоохранительными органами.

 

Функция Банка России, направленная на взаимодействие с органами государственной власти России и кредитными организациями является важной в структуре взаимодействия. Предметом взаимодействия с государственными органами является участие Банка России в разработке экономической политики Правительства РФ, разработке и проведении единой государственной денежно-кредитной политики, составлении платежного баланса РФ; взаимное представительство должностных лиц Банка России и Правительства РФ соответственно на заседаниях Правительства РФ и Совета директоров Банка России, взаимное информирование друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение и консультирование.

Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в  разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства  Российской Федерации, а также может  принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной  и банковской политики.

Банк России и Правительство  Российской Федерации информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Помимо  взаимодействия на уровне высших федеральных  органов государственной власти России, осуществлялась и продолжает осуществляться координация действий Банка России и федеральных министерств и ведомств, относящихся к исполнительной власти и непосредственно ответственных за реализацию правительственной экономической и денежно-кредитной политики. Взаимодействие Банка России с федеральными министерствами и ведомствами, которые представлены на рисунок 2.1.

 

Рисунок 2.1- Взаимодействие Банка России с  федеральными министерствами и ведомствами

 

Минфин России совместно с Банком России проводит операции по обслуживанию государственного внутреннего и  внешнего долга Российской Федерации  в порядке, установленном федеральными законами; управляет в установленном  порядке государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации, осуществляет необходимые меры по совершенствованию  его структуры и оптимизации  расходов по его обслуживанию; разрабатывает  с участием Банка России необходимые  меры по регулированию рынка драгоценных  металлов и драгоценных камней в  Российской Федерации; проводит с участием Банка России государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг.

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации с 2000 до начала 2010 года представлен на рис. 2.2. Из данного рисунка видно, что  за последний 10 лет объем внутреннего  долго стремительно растет, так же увеличивается доля государственных  гарантий в валюте Российской Федерации. Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

 

Рисунок 2.2- Динамика объем государственного внутреннего долга РФ

 

В связи с этим Банк России координирует собственную деятельность не только с Правительством России, но и взаимодействует  с Федеральной службой по финансовому  мониторингу (Росфинмониторинг, бывший Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России). Федеральная служба по финансовому  мониторингу является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации  доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. [ 17]

Банк  России взаимодействует также с  кредитными организациями и их ассоциациями. Возможны несколько вариантов такого взаимодействия: консультации по вопросам, связанным с принятием решений  нормативного характера, имеющих значение для всей банковской системы России; представление кредитным организациям необходимых разъяснений; рассмотрение предложений по вопросам регулирования  банковской деятельности (ст. 77 Федерального закона «о Центральном банке РФ (Банке  России)»).

 

2.2 Полномочия  Банка России по реализации  функций банковского регулирования

 

Под функциями в юридической науке понимаются основные направления деятельности органов государственной власти или иных юридических лиц, определенная работа, круг их деятельности, осуществляемый в порядке, установленном законом или иным правовым актом. Функции Банка России определены в действующем законодательстве (ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Важное  значение имеет возложенная на Банк России функция банковского регулирования. Банковское регулирование — общее понятие, объединяющее не одно, а несколько направлений деятельности Банка России. Среди них такие основополагающие, как: установление обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, в том числе валютных, включающее осуществление расчетных операций в иностранной валюте и с иностранными государствами (регулирование банковских операций), координацию, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ, а также установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов; установление специальных экономических нормативов для кредитных учреждений (обязательные экономические нормативы); осуществление денежно-кредитного регулирования (процентные ставки по операциям, операции на открытом рынке, рефинансирование и т.п.); установление порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности для организаций, включенных в банковскую систему; установление порядка создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций; установление требований к уровню подготовки и квалификации руководителей и главных бухгалтеров кредитных организаций; а также установление порядка осуществления банковского надзора и контроля.

Таким образом, с 2008 года наблюдается тенденция  сокращение регистрации кредитных  организаций на 123 единицы. Снижается  количество действующих кредитных  организаций на территории РФ на 80 единиц. Положительная динамика наблюдается  в сокращении организаций, у которых  аннулирована лицензия на осуществление  банковских операции, с каждым годом  таких организаций становится всё  меньше. Это говорит о стабильности, платежеспособности и росте качества предоставления услуг банковскими  организациями.[20]

С 2008 года наблюдается сокращение действующих  кредитных организаций на 80 единиц, при этом сокращение происходит постепенно, но наибольший спад приходится на середину 2009 года, что обусловлено нестабильностью  в банковском секторе и мировым  финансовым кризисом. Наибольшее число  кредитных организаций приходится на Центральный федеральный округ: Москву и Московскую область, зачем  идет Приволжский и Северо-западный федеральные округа.[22]

Банковское  регулирование осуществляется Банком России с использованием административно-правового и гражданско-правового методов регулирования. При этом в основе обоих методов правового регулирования лежат экономические отношения, поскольку оба метода правового регулирования используются Банком России в денежно-кредитной и банковской сферах общественных отношений. Экономическое содержание осуществляемого Банком России банковского регулирования наиболее ярко проявляется при установлении в соответствии со ст. 61 Федерального закона кредитным организациям обязательных нормативов, имеющих универсальный и общеобязательный характер. Указанные нормативы имеют, безусловно, экономический характер, но они облекаются в правовую форму нормативных актов, так как в их основе лежат государственно-властные полномочия Банка России.

Можно выделить следующие формы осуществления  Банком России функции банковского  регулирования методом административно-правового  регулирования, которые представлены на рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2. - Формы осуществления функции  банковского регулирования Банком России

Вместе  с тем, Банком России в процессе банковского  регулирования используются не только административные методы, но и договорные, рыночные механизмы, регулируемые нормами  гражданского законодательства, не связанные  с осуществлением государственно-властных полномочий. Например, выполнение функции  кредитора для кредитных организаций, совершение иных сделок с кредитными организациями (покупка и продажа  ценных бумаг, гарантий, поручительств, валютные интервенции и т.п.), в  основе которых находятся договорные, а не административные правоотношения (п. 3 ст. 4; ст. 61 Федерального закона).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и  основные направления государственного  регулирования банковской системы  РФ

 

За последние десять лет банковский сектор вырос более чем в два  раза с 33% до 75% ВВП. Несмотря на высокую  инфляцию и периодические всплески финансовой нестабильности, банковский сектор стал играть заметную роль в  экономике. Более того, в течение  кризиса 2007–2009 гг. стало очевидно, что  от банковской системы зависит макроэкономическая стабильность российской экономики. Глобальный кризис прервал восходящую траекторию развития банковского сектора. Финансовые потрясения выявили несколько системных  и структурных проблем банковской системы, которые представлены на рисунке 3.1.

 

Рисунок 3.1 –Структурные проблема банковского  сектора РФ

 

Очевидно, что с началом экономического восстановления неизбежно встанет  вопрос о дальнейшем направлении  развития банковского сектора. В  среднесрочной перспективе оно  должен носить сбалансированный и устойчивый характер. Развитие банковского сектора  должно сопровождаться улучшением его  рыночной и институциональной структуры, повышением эффективности банковского  регулирования и надзора, оптимизацией государственного участия в банковском бизнесе.

В среднесрочной перспективе на 2010-2012гг. основные направления государственного регулирования банковской системы  направлены на три основных вопроса, которые представлены на рисунке 3.2

 

Рисунок 3.2- Основные направления государственного регулирования банковской системы

 

Банковский сектор в России все  еще остается недостаточно конкурентоспособным  и низко капитализированным. Необходимо модернизировать российский финансовый рынок в самых разных сферах. Необходимо комплексное и синхронное развитие всех секторов финансового рынка.

В первую очередь необходимо решить проблему, связанную с регулированием деятельности кредитных организаций. На сегодняшний день, задолженности по кредитам наиболее острая проблема в банковском секторе. Их число неуклонно растет с каждым днем. Для этого необходимо более радикальные меры со стороны банков, выдающих кредиты. Для уже существующих просроченных кредитов необходимо анализировать динамику задолженности и стремиться к их снижению, создавать подразделения, которые занимаются с организациями и физическими лица контролирующими процесс возврата кредитов в срок. Так же следуют производить тщательный контроль и проверку данных заемщика, для избежание задолженности и не возврата кредитов. При этом необходимо вести политику, направленную на привлечения денежных средств в экономику, путем повышения доступности банковских услуг и усиление защиты интересов вкладчиков.

Одной из проблем развития банковского сектора  является отток имеющихся денежных средств в обороте, а так же не поступление новых в связи  с потерей доверия к кредитным  организациям и ужесточением условий  кредитования. Решение данной проблемы должно быть в виде укрепления доверия  к российскому банковскому сектору  со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков путем предоставления подробной информации о нормализации работы кредитных организаций, информирования населения и повышение финансовой грамотности населения.

Так же государственное  регулирование необходимо направить  на более тщательный контроль и надзор кредитных организаций, во избежание  неплатежеспособности со стороны банков и аннулировании их лицензии. Контроль кредитных организаций со стороны  Банка России приведет к снижению выше указанных проблем. Для этого  необходимо совершенствовать законодательство базы деятельности кредитных организаций и предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем).

Восстановление  и реформирование банковского сектора  будет способствовать реализации социально-экономического развития Российской Федерации, повышение  конкурентоспособности российских кредитных организаций и повышение  взаимодействия и регулирования  взаимоотношений между банковским и финансовым секторами, что приведет к благоприятному развития банковского  сектора и всей экономики в  целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Система негосударственного  контроля

 

Говоря  о системе контроля РФ, следует  охарактеризовать не только систему  контроля на государственном уровне, но и систему негосударственного контроля, существующую сегодня в  России.

Отказ от административно-командных методов  управления экономикой повысили роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без участия  государственных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам  контроля относятся внутрихозяйственный  и аудиторский контроль.

4.1 Внутрихозяйственный  контроль

 

Внутрихозяйственный контроль - это контроль финансово-хозяйственной  деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или  организации.

Информация о работе Банковская система как объект государственного регулирования