Банковская системы Республики Беларусь и этапы ее становления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая стабильность государства обеспечивается с помощью различных инструментов и факторов, главный из которых - эффективно функционирующая банковская система.Банковская система является частью финансово-кредитной системы государства. Каждое государство имеет свою структуру финансово-кредитной и банковской системы, свою организацию кредитного дела, банковской деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Банковская система Республики Беларусь и этапы её становления.docx

— 88.25 Кб (Скачать файл)
  • независимость банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не отвечают по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, за исключением  случаев, если оно само приняло на себя такие обязательства либо иное предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации самостоятельны в своей деятельности. Вмешательство государства, его органов и должностных лиц в деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций допускается исключительно в пределах, установленных Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней законодательными актами Республики Беларусь. На банк и небанковскую кредитно-финансовую организацию могут быть возложены контроль за ведением клиентами кассовых операций, а также в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь функции агента валютного контроля. Не допускается возложение на банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, функции контроля за:

  • осуществлением клиентами лицензируемых видов деятельности;
  • своевременностью и правильностью уплаты клиентами налогов, сборов (пошлин) и иных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также страховых взносов;
  • соблюдением клиентами сроков выплаты работникам заработной платы и ее размерами;
  • соблюдением клиентами и другими лицами условий заключенных между ними договоров.

Национальный банк и иные государственные органы не вправе требовать  от банков и небанковских кредитно-финансовых организаций выполнения не свойственных им контрольных и других функций.

Банки могут выполнять  поручения Правительства Республики Беларусь, республиканских органов  государственного управления, местных  исполнительных и распорядительных органов, осуществлять операции с бюджетными средствами и проводить расчеты  по ним, обеспечивать целевое использование  бюджетных средств и средств  государственных внебюджетных фондов, выделяемых для выполнения республиканских  и местных (региональных) программ.

  • разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и государством;
  • обязательность соблюдения установленных Национальным банком нормативов безопасного функционирования для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь;

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации обязаны  выполнять нормативы безопасного  функционирования установленных законодательством  Республики Беларусь, которые прописаны  в Инструкции № 137 о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

  • обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации;
  • обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов;

Национальный банк и банки  гарантируют соблюдение банковской тайны своих клиентов и банков-корреспондентов. Работники Национального банка  и банков обязаны хранить банковскую тайну, за исключением случаев, предусмотренных  Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.Сведения, составляющие банковскую тайну юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, представляются банком им самим, их представителям при наличии у них соответствующих  полномочий, аудиторским организациям которые проводят их аудит, а также  в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь:

  • судам - по находящимся в их производстве уголовным и гражданским делам, делам, отнесенным к подведомственности хозяйственного суда, и делам об административных правонарушениях, а также по исполнительным документам;
  • прокурору или его заместителю, а также с санкции прокурора или его заместителя органам дознания и предварительного следствия - по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам;
  • органам Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • органам государственной безопасности Республики Беларусь;
  • налоговым и таможенным органам;
  • нотариусам для совершения нотариальных действий;
  • Национальному банку.

Банки обязаны представлять в Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы сведения о счетах республиканских  органов государственного управления, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих бюджетные  средства и (или) средства государственных  внебюджетных фондов, а также получающих (получивших) средства по внешним государственным  займам и (или) иные средства под гарантии Правительства Республики Беларусь, гарантии (поручительства) местных  исполнительных и распорядительных органов. Сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, представляются банком им самим, их представителям при наличии у них соответствующих полномочий, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь:

  • судам - по находящимся в их производстве уголовным делам, по которым в соответствии с законом могут быть применены конфискация имущества и (или) иное имущественное взыскание, и по гражданским искам, рассматриваемым в уголовном процессе, а также по делам об административных правонарушениях;
  • судам - по находящимся в их производстве гражданским делам и делам, отнесенным к подведомственности хозяйственного суда, а также по исполнительным документам;
  • прокурору или его заместителю, а также с санкции прокурора или его заместителя органам дознания и предварительного следствия - по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам;
  • Департаменту финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • нотариусам для совершения нотариальных действий;
  • Национальному банку.

Сведения, составляющие банковскую тайну физических или юридических  лиц, представляются банком в иных случаях  лицам, не указанным в настоящей  статье, если это предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Сведения, составляющие банковскую тайну, представляются банком на основании  письменного запроса уполномоченного  должностного лица государственного органа.

  • обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков

Вкладополучатель обеспечивает сохранность вкладов (депозитов) и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Вкладополучатель обязан возвратить вклад (депозит) в соответствии с условиями договора банковского вклада (депозита).

Вкладчик – физическое лицо (за исключением вкладчика –индивидуального предпринимателя) вправе потребовать возврата вклада (депозита) по договору срочного или условного банковского вклада (депозита) до истечения срока возврата вклада (депозита) либо до наступления (ненаступления) определенного в договоре обстоятельства (события). Вкладополучатель обязан возвратить вклад (депозит) в течение пяти дней со дня предъявления требования о его возврате. Условие договора срочного или условного банковского вклада (депозита) об отказе вкладчика - физического лица (за исключением вкладчика – индивидуального предпринимателя) от права требования досрочного возврата вклада (депозита) является ничтожным. Если срочный или условный банковский вклад (депозит) возвращается вкладчику по его требованию до истечения срока возврата вклада (депозита) либо до наступления (ненаступления) определенного в договоре обстоятельства (события), проценты по вкладу (депозиту) выплачиваются в размере и порядке, установленных договором банковского вклада (депозита) [2].

 
1.3 Правовое обеспечение  деятельности банков Республики  Беларусь. Устав банка

 

Все аспекты банковской деятельности попадаю под действия специальных и общих законодательных актов.

Банковское законодательство – система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие  при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности  и ответственность субъектов  банковских правоотношений.

Банковский  кодекс - систематизированный законодательный акт от

25  октября 2000 г. №  441-3 (принят Палатой представителей 3 октября

2000 года, одобрен Советом  Республики 12 октября 2000 года), призван

регулировать  отношения,  связанные  с банковским законодательством,

которое  составляет  систему экономических общественных отношений по

мобилизации  и  использованию  временно  свободных денежных средств.

Структура банковского законодательства Республики Беларусь представлена на рисунке 1.3.

 



 

 




 

 








 



 

 

Рисунок 1.3 – Структура  банковского законодательства Республики Беларусь

Источник: [собственная разработка]

 

Отношения, регулируемые банковским законодательством, составляют систему  экономических отношений, главным  образом, по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств. Имущественные, а также связанные с ними осуществлении банковской деятельности, регулируются также гражданским законодательством.

Субъектами банковских правоотношений являются Национальный банк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации и  иные юридические лица, физические лица, а также республиканские  органы государственного управления и  местные исполнительные и распорядительные органы.

Банковским законодательством  устанавливаются принципы функционирования банковской системы, правовое положение субъектов банковской деятельности, регулируются отношения между ними. Банковским законодательством определяются правовой статус, цели и функции Национального банка, особенности его функционирования, а также дается характеристика коммерческих банков, их видов, операций, порядок государственной регистрации банков, порядок создания, реорганизации, ликвидации банков, взаимоотношений с клиентурой.

К актам законодательства относятся:

  • Конституция Республики Беларусь;
  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;
  • Банковский кодекс Республики Беларусь;
  • законы Республики Беларусь;
  • декреты и указы Президента Республики Беларусь;
  • постановления Правительства Республики Беларусь;
  • нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь или республиканских органов государственного управления, принятые на основании и во исполнение банковского законодательства.

      Национальный банк во исполнения своих надзорных функций регламентирует порядок осуществления банковских операций, Банковское законодательство Республики Беларусь наделило Национальный банк правом издавать соответствующие правила, инструкции, положения и другие нормативные документы, обязательные для исполнения всеми банками на территории республики, а также обязательные для исполнения Нормативные правовые акты Национального банка подлежат официальному опубликованию в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, а также в официальном издании Национального банка. Нормативные правовые акты Национального банка вступают в силу со дня их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.

Информация о работе Банковская системы Республики Беларусь и этапы ее становления