Банковские системы РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:44, реферат

Краткое описание

В выполнении задач повышения эффективности функционирования организаций и предприятий Республики Беларусь весомый вклад вносит банковская система республики. Кредит, инвестирование, равно как и иные формы движения финансов дают обществу стимул для развития, порождают целую систему отношений особого порядка, целью которых является положительный экономический и социальный эффект. Так, повышение эффективности функционирования банковской системы и ее устойчивости является на сегодняшний день стратегической целью Национального банка Республики Беларусь. При этом устойчивая банковская система как фактор и составляющая поступательного подъема экономики является залогом успешного развития всех секторов и отраслей народного хозяйства Беларуси.

Вложенные файлы: 1 файл

Банковские системы РБ.docx

— 48.47 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В современных  условиях банк является реальной производительной силой, чья деятельность напрямую связана  с экономикой, обеспечением непрерывности  и ускорением производства. По состоянию  банков судят в целом об экономическом  развитии государства. Банковская система, адекватная уровню развития экономики  и соответствующая ее особенностям, занимает важное место в обеспечении  финансовой безопасности любой страны. На банковскую систему падает основная нагрузка по денежно-кредитному обслуживанию хозяйственного оборота. Банки, собирая  временно неиспользуемые денежные средства, распределяют их между регионами  и отраслями, предприятиями и  населением, питают экономику дополнительными  капиталами, создавая базу для приумножения богатства общества.

В выполнении задач повышения эффективности  функционирования организаций и  предприятий Республики Беларусь весомый  вклад вносит банковская система  республики. Кредит, инвестирование, равно  как и иные формы движения финансов дают обществу стимул для развития, порождают целую систему отношений  особого порядка, целью которых  является положительный экономический  и социальный эффект. Так, повышение  эффективности функционирования банковской системы и ее устойчивости является на сегодняшний день стратегической целью Национального банка Республики Беларусь. При этом устойчивая банковская система как фактор и составляющая поступательного подъема экономики  является залогом успешного развития всех секторов и отраслей народного  хозяйства Беларуси.

 

1. Общая характеристика банковской системы Беларуси

Образование и становление банковской системы  Республики Беларусь началось с момента  обретения страной статуса суверенного  государства. В декабре 1990 года были приняты Законы РБ «О Национальном банке Республики Беларусь» и  «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского республиканского госбанка СССР был создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы  в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк. На рубеже 80–90-х гг. стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки. Среди них Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие.

Банковская  система Республики Беларусь состоит  из 2 уровней:

  • первый уровень образует Национальный банк РБ, выполняющий функции центрального банка страны;
  • второй уровень составляют коммерческие банки (в форме акционерных обществ и унитарных предприятий, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские кредитно-финансовые организации.

Органом управления Национального банка является Правление  Национального банка – коллегиальный  орган, определяющий основные направления  деятельности Национального банка  и осуществляющий руководство и  управление им.

Национальный  банк подотчетен Президенту РБ, что  означает:

  • утверждение Президентом РБ Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;
  • назначение Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания РБ;
  • определение Президентом РБ аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;
  • утверждение Президентом РБ годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

В целях осуществления  контроля за деятельностью коммерческих банков Национальный банк устанавливает  экономические нормативы, среди  которых: минимальный размер уставного  фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка (сумма, эквивалентная 5 млн. евро); предельный размер неденежной части уставного фонда (20% уставного фонда в первые два года после государственной регистрации и 10% в последующие годы); минимальный размер собственных средств для действующего банка; нормативы ликвидности; нормативы достаточности капитала; максимальный размер риска на одного клиента; максимальный размер крупных рисков; норматив валютного риска и др.

С учетом слабости и неразвитости небанковских организаций  основными представителями второго  уровня банковской системы Республики Беларусь являются коммерческие банки.

Организация деятельности банковской системы Республики Беларусь строится на обязательных принципах:

  • банковская деятельность (или выполнение отдельных операций) возможна исключительно на основании лицензии;
  • коммерческие банки независимы в своей деятельности, недопустимо вмешательство в их работу со стороны государственных органов;
  • вкладчики (физические лица) пользуются свободой выбора банка, им обеспечивается возврат денежных средств;
  • клиентам гарантируется банковская тайна по операциям, счетам и вкладам (депозитам). Законом определен перечень юридических лиц, которым могут быть выданы сведения в случаях, оговоренных законодательными актами;
  • банк работает в пределах реально имеющихся ресурсов, обеспечивая количественное соответствие между пассивными и активными операциями, добиваясь соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов (прежде всего по срокам тех и других);
  • взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся на договорных началах как обычные рыночные отношения, исходя из критериев прибыльности, риска и ликвидности.

Все аспекты  банковской деятельности Республики Беларусь подпадают под действие специальных и общих законодательных актов. Банковское законодательство РБ – система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов банковских правоотношений.

К актам банковского  законодательства РБ относятся: законодательные  акты (Конституция РБ, Гражданский  кодекс РБ, Банковский кодекс, законы РБ, декреты и указы Президента РБ); распоряжения Президента РБ, которые  носят нормативный характер; постановления  Правительства РБ; нормативные правовые акты, принимаемые (издаваемые) Национальным банком совместно с Правительством РБ или по его поручению – совместно  с республиканскими органами государственного управления.

По состоянию  на 16 декабря 2011 г. в Беларуси действовал 31 банк. Количество банков с иностранным участием в уставном капитале – 26, из них – со 100%-м иностранным участием – 9, с иностранным участием свыше 50% – 14. Доля государства в совокупном уставном фонде банковского сектора составила 73,6%, иностранного капитала 24,2%, вкладов резидентов негосударственной формы собственности – 2,2%. Крупнейшими кредиторами банковского сектора Республики Беларусь являются Россия (41,3%), Германия (22,5%) и Австрия (8,2%).

Таким образом, несмотря на значительное количество банков с иностранными собственниками, ключевую роль в банковской системе  страны играют государственные банки. При этом доля трех крупнейших банков с государственным капиталом  – ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк» и ОАО «Белинвестбанк» в совокупных активах составляет более 71%, а в совокупном капитале – более 67%.

Объем заработанной банковским сектором прибыли (до вычета налогов) в 2010 г. составил 2103,4 млрд. руб., что на 44,8% превышает аналогичный показатель 2009 г. Рентабельность активов в 2010 г. возросла с 1,96 до 2,14%, рентабельность капитала – с 11,93 до 14,64%.

Доходы коммерческих банков в Беларуси формируются из:

  • процентные доходы – 64,04%
  • комиссионные доходы – 24,25%
  • доход по операциям с иностранной валютой – 3,29%
  • доход по операциям с ценными бумагами – 0,18%
  • доход в форме дивидендов –0,04%
  • прочие доходы – 8,2%.

 

2. Анализ состояния банковского сектора на современном этапе

 

Последние годы характеризовались достаточно устойчивым развитием банковской системы, динамичным развитием рынка розничных банковских услуг, важность развития которых для банковской системы и государства в целом заключается в том, что операции с участием физических лиц обеспечивают стабильный и достаточно высокий уровень доходов для банков.

Наиболее  востребованной из услуг со стороны  населения является размещение средств  в депозиты. Так, объем привлеченных денежных средств населения за 2003–2009 гг. увеличился в 12,8 раз (см. табл. 2.1). Следует отметить, что если в период с 2003 по 2007 гг. наблюдалась тенденция роста удельного веса депозитов в национальной валюте в общем объеме привлеченных ресурсов (2003 г. – 47%, 2004 г. – 50%, 2005 г. – 60%, 2006 г. – 66%, 2007 г. – 68%), то с 2008 г. их доля уменьшалась (2008 г. – 64%, 2009 г. – 58%, 2010 г. – 44%).

 

Таблица 2.1. Депозиты физических лиц в банковской системе Республики Беларусь, млрд. руб.

Показатели

01.01.

2003

01.01.

2004

01.01.

2005

01.01.

2006

01.01.

2007

01.01.

2008

01.01.

2009

01.01.

2010

Всего

1416,3

2339,9

3887,0

5519,5

7818,5

10569,7

13262,2

18153,2

Из них в национальной валюте

666,8

1170,6

2339,2

3659,7

5337,2

6786,1

7731,4

8012,5

в иностранной валюте

749,5

1169,3

1547,8

1859,8

2481,3

3783,6

5530,8

10140,7


 

Если на 1 января 2007 г. в среднем на 1 жителя республики приходилось 820 тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах, облигациях и сберегательных сертификатах, что было эквивалентно 384,6 долл. США, то на 1 июня 2009 г. – 1672 тыс. руб. В долларовом эквиваленте это составило 601 долл. США.

Следующий блок предоставляемых банками услуг  населению – кредитование. Период до конца 2008 г. характеризуется активизацией процесса кредитования. На 1 ноября 2008 г. почти половина задолженности физических лиц по кредитам банков (46,7%) была представлена потребительскими кредитами. Остальную часть задолженности составляли кредиты, выданные физическим лицам на финансирование недвижимости (в основном жилья). Если на 1 января 2002 г. на одного жителя Беларуси приходилось 1,85 тыс. руб. (1,17 долл. США) задолженности по потребительским кредитам, на 1 января 2005 г. – 66,43 тыс. руб. (30,6 долл. США), то на 1 января 2008 г. – 358,83 тыс. руб. (166,9 долл. США).

На сегодняшний  день одну из ведущих позиций в  развитии розничного сектора банковских услуг занимает рынок пластиковых  карточек.

На 1 октября 2011 г. 24 банка Республики Беларусь эмитируют банковские пластиковые карточки внутренних, международных и внутренних частных платежных систем. Количество банковских пластиковых карточек, находящихся в обращении по состоянию на 1 октября 2011 года составило 9,799 млн. Для сравнения на начало 2001 года число карточек равнялось 83,6 тыс. штук, на 1 октября 2007 г. – 4,5 млн. шт.

В Республике Беларусь установлено 3239 банкоматов, 3095 инфокиосков, 23 168 организаций торговли (сервиса) оснащены 36806 платежными терминалами.

За 9 месяцев 2011 года на территории Республики Беларусь осуществлено 421156484 операции с использованием банковских пластиковых карточек в  белорусских рублях на сумму 60 820 387 млн. рублей.

Общее количество операций в иностранной валюте за 9 месяцев 2011 года составило 1 568 971 операцию на сумму 618111,7 тыс. долларов США. Удельный вес безналичных операций в белорусских  рублях в общем количестве операций с использованием банковских пластиковых  карточек составил 55,4%, а в иностранной валюте – 21,5%.

Помимо вышеперечисленных  банковских услуг населению оказываются  страховые услуги, услуги по валютно-обменным операциям, услуги по денежным переводам  и расчетам, кассовые услуги.

В последние  годы активно проводилась работа и с юридическими лицами. Общий объем привлеченных ресурсов увеличился за 2003–2009 гг. в 8 раз с 1690,2 млрд. руб. до 13732,4 млрд. руб. (см. табл. 2.2.). При этом более высокими темпами росли депозиты частного сектора.

 

Таблица 2.2. Депозиты юридических лиц в банковской системе Республики Беларусь, млрд. руб.

Показатели

01.01.

2003

01.01.

2004

01.01.

2005

01.01.

2006

01.01.

2007

01.01.

2008

01.01.

2009

01.01.

2010

Всего

1690,2

2568,1

3384,2

4757,7

6511,9

9171,5

12451,7

13732,4

В том числе Государственных предприятий

 

521,9

 

870,3

 

1049,4

 

1565,8

 

2037,4

 

3102,4

 

3922,8

 

2987,4

из них в национальной валюте

247,2

457,6

552,1

1089,9

1530,8

2112,2

2925,5

1997,3

в иностранной валюте

274,7

412,7

497,3

475,9

506,6

990,2

997,3

990,1

Частного сектора

1168,3

1697,7

2334,8

3192,0

4474,4

6069,1

8528,9

10745,0

из них в национальной валюте

321,6

624,0

1013,1

1638,8

2480,8

3282,3

5039,1

6041,3

в иностранной валюте

846,7

1073,7

1321,7

1553,2

1993,6

2786,8

3489,8

4703,7

Информация о работе Банковские системы РБ