Банкротство предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

В мировой практике законодательство о банкротстве изначально развивалось по двум принципиально различным направлениям. Одно из них основывалось на принципах британской модели, которая рассматривала банкротство как способ возврата долгов кредитором, что сопровождалось ликвидацией должника-банкрота. Иное начало было заложено в американской модели. Основная цель законодательства здесь состоит в том, чтобы реабилитировать компанию, восстановить ее платежеспособность. Однако в современных условиях в законодательстве развитых рыночных стран прослеживается линия на сближение, совмещение приведенных начал.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..5
1.Банкротство предприятия: предпосылки и последствия..7
2. БАНКРОТСТВО КАК ФОРМА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ…………………12
3. Обзор статей, посвященных банкротству…………………..19
3.1 нормальное банкротство………………………………………..19
3.2проблемные аспекты банкротства государственных предприятий в украине……………………………………………….24
3.3 кредиторы стали возбуждать меньше…………………..…31
3.4 СТАТИСТИКА ПО РЕГИОНАМ…………………………………………32
4.Санация как экономическая категория, ее необходимость. …………………………………………………………..34
4.1 Сущность финансовой санации…………………….……….34
4.2 Финансовая санация по решению арбитражного суда……………………………………………………………………………35
4.3 Санация путем реорганизации (реструктуризации).
5. Изменения в законе "О банкротстве"………………………….44
6. Анализ вероятности банкротства………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….48

Вложенные файлы: 1 файл

bankrotstvo_predpriyatii.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Говоря о реструктуризации в связи с процедурой банкротства, обычно имеют в виду осуществление реструктуризации уставного капитала предприятия-должника в процессе санации, то есть полная или частичная замена собственника предприятия.

Однако, поскольку такое  понятие как "реструктуризация" на самом деле гораздо более широкое, то и банкротство как форма реструктуризации выступает как один из возможных механизмов ее осуществления, в том числе и посредством утверждения арбитражным судом условий санации субъекта хозяйственной деятельности.

Определение реструктуризации предприятий в соответствии с  нормативными документами звучит следующим образом: "Реструктуризация предприятий - это осуществление организационно-экономических, правовых, технических мер, направленных на изменение структуры предприятия, его управления, форм собственности, организационно-правовых форм, способных привести предприятие к финансовому оздоровлению, увеличению объемов выпуска конкурентоспособной продукции, повышению эффективности производства".

Поскольку целью проведения реструктуризации является "создание субъектов предпринимательской деятельности, способных эффективно функционировать в условиях становления рыночной экономики и производить конкурентоспособную продукцию, которая отвечала бы требованиям товарных рынков", то и правовые формы проведения процедуры реструктуризации во многом зависят от конкретных показателей и условий, в которых проводится реструктуризация.

Проведению реструктуризации обязательно предшествует анализ экономического состояния предприятий, дающий возможность  определить причины и источники  финансово-экономических проблем предприятия, его убыточности, нерентабельности.

Чаще всего на основе анализа финансово-хозяйственных  показателей деятельности предприятия, результатов оценок потенциальных  возможностей производства, оценки технического уровня и качества выпускаемой продукции, а также по результатам маркетинговых исследований положения на товарных рынках, можно сделать достаточно объективное заключение о необходимости проведения реструктуризации, а также о возможных формах и методах ее проведения.

Вообще же процесс реструктуризации предприятий действующим законодательством Украины регулируется лишь в той мере, в которой он связан с реорганизацией предприятий и хозяйственных обществ в другие организационно-правовые формы. Однако большинство мер, в комплексе направленных на финансово-экономическое оздоровление предприятия путем реструктуризации, имеют правовой характер. То есть, осуществление их связано с изменением юридического статуса субъектов предпринимательства, их организационно-правовой формы либо формы собственности.

К мероприятиям правового  характера, целесообразность осуществления  которых определяется результатами проведенного финансово-экономического характера, можно отнести:

  • частичную или полную приватизацию,
  • осуществление санации государственных предприятий,
  • реорганизация предприятий путем выделения структурных подразделений в самостоятельные с юридической точки зрения субъекты предпринимательской деятельности,
  • создание дочерних предприятий на базе имущества предприятия,
  • реорганизация унитарных предприятий в хозяйственные общества,
  • реструктуризацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятий,
  • проведение процедуры банкротства

 

Среди правовых мер проведения реструктуризации, как видно из приведенного перечня, есть и проведение процедуры  банкротства. Хотелось бы подчеркнуть, что грамотное применение и проведение этой процедуры позволяет наиболее часто достичь тех целей, которые преследует вообще реструктуризация в том смысле, в котором о ней сейчас говорится. А именно - обеспечить очищение предприятия от долгов, возврат его дебиторской задолженности, реструктуризацию кредиторской задолженности, привлечение инвестора, и как следствие - финансовое оздоровление предприятия, появление реальной возможности адаптироваться к новым условиям хозяйствования и не только выжить в них, но и достичь существенных финансово-экономических успехов.

Банкротство, вообще, можно  рассматривать в качестве инструмента  вывода субъектов предпринимательской  деятельности из кризисной финансово-хозяйственной  ситуации, поскольку в основе самой процедуры банкротства лежат конкретные юридические и экономические действия, результатом которых является очищение предприятия от долгов, возврат его дебиторской задолженности, после чего становится возможным привлечение инвестора или другие меры финансово-экономического оздоровления предприятия.

В этом плане банкротство  можно сравнить с хирургической  операцией - с одной стороны - это  достаточно радикальная и опасная  мера, применяемая только в крайних  случаях, когда исчерпаны все  консервативные способы лечения, с другой стороны - это иногда единственно возможный путь к выздоровлению, последний шанс побороть тяжелый недуг.

Говоря об институте  банкротства, необходимо иметь в  виду, что любое предприятие, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляя хозяйственную деятельность вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками, реализаторами и потребителями его продукции). В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, невыполнение которых в силу каких-либо объективных или субъективных причин может привести к тому, что предприятие станет должником, то есть обязано будет выполнить определенные действия в пользу кредитора - произвести платеж, поставить товар, выполнить работы, оказать услуги.

Каждый кредитор имеет  право требовать от должника исполнения обязательств, а также возмещения убытков, понесенных в связи с  неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств должником. Это право предусмотрено действующим законодательством Украины.

Когда предприятие испытывает дефицит или кризис возможностей для исполнения имеющихся у него обязательств, возникает вопрос, способно ли оно в полной мере удовлетворить  требования кредиторов, то есть является ли оно платежеспособным.

Собственно понятие  платежеспособности и состоятельности  предприятия и легло в основу определения банкротства в соответствии с Законом Украины "О банкротстве":

"Под банкротством  понимается связанная с недостаточностью  активов в ликвидной форме  неспособность юридического лица - субъекта предпринимательской деятельности - удовлетворить в установленный срок предъявленные к нему со стороны кредиторов требования и исполнить обязательства перед бюджетом".

Банкротство становится юридическим фактом с момента вынесения арбитражным судом постановления о признании должника банкротом. Однако предшествует этому достаточно длительная и сложная процедура возбуждения и рассмотрения дела о банкротстве в процессе которой правовой статус предприятия-должника, против которого возбуждено дело о банкротстве, может быть изменен.

Необходимо заметить, что любые изменения правового  статуса предприятия -должника в  процессе банкротства оформляются  решением арбитражного суда : утверждение  условий санации, принятие определения  о реорганизации субъекта предпринимательской деятельности после утверждения ликвидационного баланса.

Наиболее явно цели реструктуризации достигаются в результате санации  предприятия должника в процессе банкротства.

Санация, как известно, состоит из трех основных элементов :

соглашением между должником  и санатором о переводе долга  с согласия кредиторов;

согласование условий  реструктуризации уставного капитала;

согласование условий  выплаты долгов предприятия-должника между санатором и кредиторами.

В результате реструктуризации уставного капитала происходит смена собственника предприятия-должника. Новый собственник принимает меры для развития предприятия, предусмотренные в бизнес-плане, представляемом на рассмотрение арбитражного суда. Выбирая наиболее оптимальную организационно-правовую форму для осуществления предприятием хозяйственной деятельности, санатор может реорганизовать предприятие: преобразовать унитарное предприятие в хозяйственное общество, выделить структурные подразделения в отдельные юридически обособленные предприятия. В результат этих мероприятий, направленных на снижение уровня затрат на производство отдельных видов продукции и комплектующих к ним, увеличение экономической самостоятельности отдельных структур, подразделений и производственных единиц, создаются самостоятельные юридические лица, имеющие свой баланс, свое имущество - пусть даже переданное в оперативное управление, свой расчетный и другие счета в банках. Такое предприятие отвечает по своим обязательствам и не несет ответственность по обязательствам головного предприятия- учредителя. Как показывает наш опыт осуществления антикризисных программ, это действительно часто приводит в результате к возможности финансово-экономического оздоровления предприятия.

Среди организационно-правовых мер, упоминавшихся мною ранее в качестве форм и методов реструктуризации, я упоминала реструктуризацию кредиторской и дебиторской задолженности.

Третий элемент санации - согласование условий выплаты долгов предприятия кредиторам - в сущности и представляет собой реструктуризацию кредиторской задолженности, то есть совокупность оформленных и согласованных должным образом соглашений между санатором и его кредиторами о порядке, сроках и формах разделения суммы задолженности и ее погашения в течение определенного срока. Соглашение это может быть реализовано, в том числе, в виде переоформления задолженности предприятия путем выдачи векселей и других видов долговых обязательств. Кредиторы могут договориться с санатором об определенном дисконте при погашении задолженности.

Реструктуризация может  быть также инструментом приватизации целостного имущественного комплекса  или государственной доли в уставном фонде хозяйственного общества. Продажа  пакетов акций, принадлежащих государству  возможна на аукционе или по конкурсу под конкретные обязательства санатора по развитию предприятия-должника, сохранение численности персонала и профиля производственной деятельности предприятия.

Вообще же санацию  можно рассматривать как инвестирование предприятия-должника.

Но даже если решение о санации принято не было, а было принято постановление о признании предприятия-должника банкротом, то осуществляемые ликвидационной комиссией мероприятия по реализации имущества предприятия-банкрота и взысканию его дебиторской задолженности для выплаты кредиторам задолженности предприятия-банкрота, если конечно в результате у предприятия остается достаточно активов для продолжения хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставными документами, эти мероприятия могут иметь положительный эффект. Так же как и реорганизация предприятия по решению арбитражного суда, которая может иметь место, например, по просьбе собственника предприятия.

Таким образом, если рассматривать  реструктуризацию в том значении этого слова, которое было упомянуто  в начале доклада, то есть как совокупность мероприятий, направленных на финансово-экономическое оздоровление предприятия-должника, то применение правовых механизмов банкротств, позволяющее достигнуть именно таких результатов, можно рассматривать в качестве реального инструмента реструктуризации.

 

 

 

 

  1. Обзор статей, посвященных банкротству

3.1  Нормальное банкротство

Теперь Минэкономики будет усиленно заниматься вопросами  банкротства, сообщил министр экономикии евроинтеграции Сергей Терехин. По его  словам, «сейчас банкротство — это способ приватизации № 1, а должно быть способом возврата денег тем, кто вошел в бизнес, либо их кредиторов». Такого же мнения придерживается президент Союза кризис-менеджеров Украины Павел Михайлиди. По его словам, банкротство предприятий можно воспринимать не только как трагедию для его владельца, но и как механизм оздоровления экономики и, в частности ее промышленного сектора.

Но у кризис-менеджеров к Минэкономики серьезные претензии. По их мнению, роль министерства пока что сводится исключительно к выдаче и аннулированию лицензий арбитражных управляющих и согласованию их кандидатур для работы на предприятиях, где есть государственная доля. Опасения экспертов вызывает также работа Агентства по вопросам банкротства, которое обладает монопольным правом на продажу имущества предприятий-банкротов. По мнению участников рынка, государственный бизнес создает реальную почву для злоупотреблений со стороны чиновников. СКМУ считает, что за пять лет своего существования Агентство окончательно потерялось в дебрях Минэкономики. Поэтому его предлагается ликвидировать и создать Госкомитет по финансовому оздоровлению и банкротству, который комплексно занимался бы возникающими проблемами. В результате структура финансового оздоровления предприятий страны станет более четкой.

Между тем участники рынка считают, что в первую очередь необходимо и дальше совершенствовать законодательную  базу банкротства. Как отметила директор Центра коммерческого права Валентина  Данишевская, раньше законодатель ставил цель довести предприятие до банкротства, либо, если оно само дошло до такой жизни, не дать ему подняться, и потом продать его нужным людям. О том, чтобы дать предприятию возможность восстановиться и снова обрести платежеспособность, речь просто не шла. С принятием нового Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» ситуация изменилась. И все же и сегодня не все понимают, что основная цель банкротства — это не разорить предприятие, а дать ему возможность переродиться для более эффективной работы.

Каждое отдельное предприятие, если суд принял решение о его  банкротстве, нужно рассматривать  с точки зрения перспективы развития. И только тогда, когда понятно, что  нынешний владелец не способен управлять  им должным образом, отдавать в другие руки. Это наиболее простой и выгодный путь сохранения нужных экономике предприятий.

Однако, по словам Павла Михайлиди, сейчас в Украине сложно достичь  такого результата, поскольку единой государственной политики в сфере  антикризисного управления нет и  в помине. Он также обратил внимание на то, что «банкротное» законодательство не может нормально сосуществовать с законодательством исполнительного производства, налоговых и трудовых правоотношений. Соглашаясь с коллегой, Данишевская подчеркнула, что необходимо предусматривать особый статус банкротства градообразующих, страховых, пенсионных предприятий, а также тех, чья ликвидация повлечет за собой социальный кризис любого масштаба. Отраслевые Министерства должны бы влиять на решения о признании таких объектов банкротами, и брать на себя ответственность за них перед кредиторами. Однако мало кто пытается это делать. Одна из причин — распространенное мнение , что коль скоро предприятие обанкротилось, то его ответственность перед кредиторами автоматически отменяется. Так действительно было, когда на предприятие специально навешивали долги, потом объявляли банкротом. Сегодняшний закон призван защитить и уберечь от убытков тех, кто доверил предприятию свои деньги. С кредиторами нельзя не рассчитываться. Тем более, как отметил Леонид Талан, в законе прописаны временные рамки распоряжения имуществом, санации и ликвидации предприятий. Причем эти сроки, и без того немалые, можно еще и продлить, используя спецстатус, оборонное значение или коммунальную принадлежность.

Информация о работе Банкротство предприятий