Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 01:54, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда и усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная безработица.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

     Вторая  причина. Переход к рыночным критериям  оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом, их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу. 

     Третья  причина. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность  их бесконтрольного повышения с  тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и, в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу. 

     Четвертая причина. Рыночные реформы ведут  к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом.

     Пятая причина. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы  в наших условиях действуют и  репродуцирующие безработицу специфические  факторы. Имеются в виду разрывы  сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР, а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации военных заводов. 
 

     5 Пути решения проблем безработицы 

     Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

     Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные  и местные (городские, районные) программы.

     В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах. Стабилизация и рост производства должны стать отправным пунктом для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям: 

     - финансовому, в соответствии, с  которым средства внебюджетного

государственного  фонда занятости обеспечивают финансирование программ занятости; 

     - социальному, в соответствии, с  которым общество устанавливает  порог естественного уровня безработицы (за счет ее структурной и фрикционной форм), не превышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления. 

     На  современном этапе необходимое  равновесие на рынке труда как  элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора, формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.

     Особенности занятости и функционирования рынка  труда в промышленном регионе  обусловлены спецификой формирования экономики активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью  и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определятся приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, из обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии.  
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы. 

     Главным направлением государственной политики в социально-трудовой

сфере является формирование эффективной  системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

     Целями  Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости  населения Российской Федерации  на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики. 

     Основными задачами Программы являются: 

     - обеспечение правовых, экономических  и организационных условий для  создания и сохранения рабочих  мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации; 

     - регулирование складывающегося  национального рынка труда и  повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

     - формирование эффективной структуры  занятости населения; повышение  качества создаваемых рабочих мест; 

     - развитие профессиональной и  территориальной мобильности рабочей  силы; 

     - создание благоприятных условий  для повышения уровня жизни  за счет стимулирования трудовой  активности населения, усиления  роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

     - предотвращение роста неполной  занятости и массовой безработицы;  развитие системы общественных работ.

     Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку. 
 
 

     Заключение 

     Безработица выступает как сложное социально-экономическое явление. Ее история очень длительна. Она фактически появилась, когда собственники рабочей силы были отделены от собственности на вещественные условия труда.

     Хозяйственная практика показывает, что безработица  – постоянный спутник рыночной экономики. Ее нельзя упразднить, как об этом иногда заявляют в прессе. В лучшем случае ее можно свести к «естественному уровню», имея в виду фрикционную и структурную безработицу.

     Изучение  безработицы в России весьма затруднительно. Официально она была признана только в начале 1990-х годов. Информация о численности безработных появилась еще позже. В 1991 г. Государственной службой занятости была организована регистрация безработных, со всеми вытекающими последствиями (пособиями по безработице, оказанием услуг в трудоустройстве и т.д.). Регулярные статистические обследования стали проводиться только с конца 1992 г. Соответственно этому статистическая история безработицы очень короткая. Это существенно затрудняет изучение проблемы.

     Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.

     Немалый урон безработица наносит и жизненным  интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

     Безработица – опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые массовые в истории человечества политические режимы.

     Одно  из главных негативных последствий  безработицы - нерабочее состояние  трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика  не в состоянии удовлетворить  потребности в рабочих места  для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

     Исходя  из вышеизложенного, очевидно, что проблема занятости и безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Американские специалисты вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам». 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список 

  1. Адамчук В.В., Томашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. М.: Бином – Пресс, 2005. – 150 с.
  2. Аллагулов Р., Аллагулова Н. Рынок труда; основные понятия, концепции, взаимосвязи и показатели./ Экономика и управление. 2011.-№5.
  3. Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. Общество и экономика. 2007.-№1.
  4. Видяпин В.И. Экономическая теория. - М.: ИНФРА-М, 2006.- 672 с.
  5. Дадашев А.З. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования.-/Вопросы экономики, 2010.-№1
  6. Кузнецова Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова А.П. Рынок труда и занятость населения. Учебное пособие. / Челябинск, 2007. - 91 с.
  7. Кураков Л.П. и др. Трудовые ресурсы и занятость населения. Учебное пособие .- М.:Пресс-сервис.2009. – 259 с.
  8. Рынок труда: учебник, под ред. Проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2010. – 400 с.
  9. Юдина Т.И., Белова В.Л. Безработица. Макроэкономика; Учебн. пособие /Моск.гос.академич. печати.-М.,2009. – 180 с.

Информация о работе Безработица