Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 01:54, курсовая работа
В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда и усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы.
Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом, их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.
Третья
причина. Многие госпредприятия восприняли
либерализацию цен как
Четвертая причина. Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом.
Пятая
причина. Наряду с приведенными выше
факторами массовой безработицы
в наших условиях действуют и
репродуцирующие безработицу
5
Пути решения проблем
безработицы
Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах. Стабилизация и рост производства должны стать отправным пунктом для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:
- финансовому, в соответствии, с которым средства внебюджетного
государственного фонда занятости обеспечивают финансирование программ занятости;
-
социальному, в соответствии, с
которым общество
На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора, формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.
Особенности
занятости и функционирования рынка
труда в промышленном регионе
обусловлены спецификой формирования
экономики активного населения,
сложившимся уровнем и
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской
Федерации в предшествующие годы показывает,
что способность складывающегося рынка
труда к саморегулированию все еще незначительна,
поэтому остается необходимость в использовании
элементов государственного регулирования,
которое предусматривается организовать
в ходе реализации Программы.
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой
сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Целями
Программы являются повышение уровня
и изменение структуры
Основными задачами Программы являются:
- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
-
регулирование складывающегося
национального рынка труда и
повышение
-
формирование эффективной
-
развитие профессиональной и
территориальной мобильности
-
создание благоприятных
-
предотвращение роста неполной
занятости и массовой
Реализуемая
политика занятости становится активной
тогда, когда средства Государственного
фонда занятости населения
Заключение
Безработица выступает как сложное социально-экономическое явление. Ее история очень длительна. Она фактически появилась, когда собственники рабочей силы были отделены от собственности на вещественные условия труда.
Хозяйственная практика показывает, что безработица – постоянный спутник рыночной экономики. Ее нельзя упразднить, как об этом иногда заявляют в прессе. В лучшем случае ее можно свести к «естественному уровню», имея в виду фрикционную и структурную безработицу.
Изучение безработицы в России весьма затруднительно. Официально она была признана только в начале 1990-х годов. Информация о численности безработных появилась еще позже. В 1991 г. Государственной службой занятости была организована регистрация безработных, со всеми вытекающими последствиями (пособиями по безработице, оказанием услуг в трудоустройстве и т.д.). Регулярные статистические обследования стали проводиться только с конца 1992 г. Соответственно этому статистическая история безработицы очень короткая. Это существенно затрудняет изучение проблемы.
Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.
Немалый
урон безработица наносит и
Безработица – опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые массовые в истории человечества политические режимы.
Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.
Исходя
из вышеизложенного, очевидно, что проблема
занятости и безработицы является ключевым
вопросом в рыночной экономике, и не решив
его невозможно наладить эффективную
деятельность экономики. Не менее тяжелы
и социальные последствия безработицы.
Американские специалисты вынуждены признать,
что «безработица – это нечто большее,
чем экономическое бедствие, это также
и социальная катастрофа. Депрессия приводит
к бездеятельности, а бездеятельность
к потере квалификации, потере самоуважения,
упадку моральных устоев, а также к общественным
и политическим беспорядкам».
Библиографический
список