Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:15, курсовая работа
Целью данной работы является изучение безработицы, теории, практики и российской действительности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучение понятия безработицы и причины её образования
- рассмотрение уровня и продолжительности безработицы. Типы безработицы
- изучение социально-экономические последствия безработицы
- проведение анализа рынка труда по России
- выявление факторов, способствующих безработице в России
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ 5
1.1. Понятие безработицы и причины её образования 5
1.2. Уровень и продолжительность безработицы. Типы безработицы 9
1.3. Социально-экономические последствия безработицы 14
2. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ 16
2.1. Анализ рынка труда по России 16
2.2. Факторы, способствующие безработице в России 20
2.3. Пути снижения безработицы, государственная политика занятости 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
По общему мнению участников исследования, в этом году наблюдается переизбыток юристов и финансовых специалистов на рынке. При этом, обе группы должностей остаются среди высокооплачиваемых. Отмечен высокий уровень текучести (18%) финансовых специалистов, что говорит как о высоком спросе на них, так и о том, что качество этих специалистов может не совпадать с потребностями рынка.
Первая половина 2012 года отмечается высокими темпами роста активности работодателей в подборе персонала. К июлю 2012 года число вакансий выросло на 46% по сравнению с началом года. В декабре число опубликованных вакансий превышало уровень января на 52%. Соискатели же наращивали интенсивность поиска новой работы более низкими темпами. К декабрю количество активных резюме превышало показатели января на 20%.
Рис.1. Динамика вакансий и резюме в 2012 г.
Динамика соотношения
Максимальное соотношение предложения
и спроса зафиксировано в январе, когда
на одну вакансию приходилось 4,9 резюме.
В летние месяцы конкурс на место находился
вблизи отметки 3 резюме на вакансию.
Снижению конкуренции в этот момент способствовало
активное появление новых открытых вакансий
и спад активности соискателей. К концу
года конкурс на рабочее место вырос и
составил 4 резюме на вакансию.
Рис.2. Предложение и спрос
Соотношение предложения и спроса
по отраслям
Количество резюме, приходящихся на одну
вакансию, в большинстве сфер деятельности
по итогам 2012 года снизилось. Наиболее
заметно это в сфере юриспруденции (-2,9
п.), сфере закупок и снабжения (-2,6 п.), административной
деятельности (-2,4 п.).
Прогнозы:
1. В течение 2013 года ситуация
на рынке труда будет
2. Зарплатные предложения
3. Работодатели продолжат делать
ставку на молодые кадры,
4. Значительных изменений в структуре компенсационных пакетов не произойдет.
Проблему безработицы
В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:
Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее, будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.
Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:
политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
разрешение трудовой эмиграции;
активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др. [7, с.289]
В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.
Постановлением Министерства труда
РФ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения
и дополнения в Положение "О
содействии государственной службы
занятости безработным в
В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости. [1, с.54]
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают её безработным;
устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;
поддержка и поощрение инвестиций
в реконструкцию предприятия
с целью повышения
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. [9, с.63]
Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.
Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.
Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
Информация о работе Безработица: теория, практика и Российская действительность