Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:01, реферат
В условиях рыночной экономики большое значение приобретает проблема безработицы. Занятость и безработица, характеризующие рынок труда, и использование имеющихся трудовых ресурсов - это не только экономические категории, но и важнейшие социальные индикаторы, отражающие национальное благополучие, эффективность осуществляемых реформ и их привлекательность для населения. Рыночная экономика не может существовать без рынка труда, основным результатом функционирования которого является формирование определенного уровня занятости населения. Так и невозможно найти в мире страну, где не было бы безработицы. Проблема безработицы затрагивает каждого без исключения жителя страны, особенно остро она проявляется в последние годы. Каждый человек когда-либо сталкивался, прямо или косвенно, с этой серьезной проблемой. Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и, прежде всего рабочая сила
Введение
Официальная и фактическая безработица в РБ
Особенности безработицы в РБ
Причины безработицы в РБ
Государственное регулирование занятости и безработицы в РБ
Заключение
Список используемых источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»
Реферат
на тему
Безработица в Республике Беларусь
Выполнила
студентка 4 курса, 42 группы
Тюкало Екатерина
Витебск, 2012
Содержание:
Введение
В условиях рыночной экономики
большое значение приобретает проблема
безработицы. Занятость и безработица,
характеризующие рынок труда, и
использование имеющихся
Поддержание занятости - важнейшая
цель экономической политики государства.
Ведь безработица связана с
2. Официальная и фактическая безработица в РБ
Безработица как официальное
явление было признано в РБ в 1991 году,
тогда же появились и первые безработные.
Согласно закону «О занятости населения
Республики Беларусь», к безработным
относятся «трудоспособные
Официальный уровень безработицы в Республике Беларусь составил всего 1% на конец августа 2009 года. [17]
Но в нашей стране оказаться без работы - это ещё не значит стать безработным. Официально считается, что безработный - это человек, который состоит на учете в службе занятости. Но ведь не каждый безработный захочет пройти длительную процедуру регистрации. Прежде чем получить статус безработного, необходимо предоставить:
• справку о составе семьи;
• копию свидетельства о рождении детей;
• справку о заработной плате с прежнего места работы за 2 последних месяца;
• открыть счет в банке, если такового не имеется. [18]
Но даже не все обратившиеся
в службу занятости признаются в
последствие безработными. В 1996 г. изменилось
положение о признании лиц, обратившихся
в службу занятости, в качестве безработных,
и о постановке их на учет. В получении
данного статуса отказано безработным,
не отработавшим в течение месяца
определенное число часов на общественных
работах (Декрет №7 от 17.03.1997 г. «О дополнительных
мерах по обеспечению занятости
населения»). В 2004 г. порядок регистрации
безработных еще более
· невыполнение требований службы занятости;
· отказ от предложений
центром занятости подходящей работы
или прохождения
· невыполнение без уважительных
причин месячной нормы участия в
оплачиваемых общественных работах
стали поводом для
Ужесточение процедуры регистрации безработных и условий выплаты пособия привело к усугублению дихотомии рынка труда: официально контролируемым все больше становится вторичный рынок труда (то есть неквалифицированная рабочая сила), а первичный рынок труда перемещается за пределы видимости государственной службы занятости населения. Причины такого явления кроются в самой практике регулирования занятости в Беларуси. Представителям вторичного рынка труда выгодно регистрироваться в службе занятости, так как это:
1) легализация их
2) статус безработного
обеспечивает ряд социальных
льгот (в уплате за
Представителям первичного рынка труда, наоборот, нет стимула регистрироваться в службе занятости, так как:
1) организуемые общественные
работы уравнивают
2) службы занятости располагают
сведениями о
3) в период безработицы
затруднен самостоятельный
4) самым главным аргументом
является невысокий размер
Средний размер пособия по безработице на октябрь 2009 г. составил 42,9 тыс. руб. [13] Это намного ниже даже установленного ООН статуса бедности (доход в 2 доллара в день) и составляет только 17,1% от бюджета прожиточного минимума в стране (а это, как известно, порог физического выживания).
Поэтому для квалифицированных специалистов и рабочих регистрироваться в службе занятости в качестве безработного нет стимулов. Служба занятости предлагает широкий спектр услуг, но очень ограниченной категории граждан из числа нуждающихся в трудоустройстве. Таким образом, безработными признаются не более 70-80% от обратившихся, а пособие получает только около половины из тех, кто признан безработным.
Международная практика показала,
что наиболее эффективный способ
определения безработицы - это выборочные
исследования населения (домашних хозяйств).
К сожалению, в нашей стране расчет
населения безработных на основе
социологических обследований домашних
хозяйств по методике Международной
организации труда как
Так, согласно переписи населения
1999 г., уровень фактической
Таким образом, говоря об уровне безработицы в Беларуси, следует принимать во внимание отсутствие опросов рабочей силы, которые могли бы дать более точные данные, а также ужесточение требований к тем, кто стремится получить статус безработного в государственной службе занятости.
3. Особенности безработицы в РБ
Структура официальной безработицы
в Беларуси характеризуется высокой
долей женщин, что свидетельствует
о существовании женской
В общем составе безработных
на конец октября 2009 года около половины
всех состоящих на учете безработных
составляет молодежь в возрасте от
16 до 30 лет (45,1%), средний возраст безработного
составляет 34,4 года. [13] Значит правомерно
говорить о такой проблеме, как
молодежная безработица. Проблема молодежной
безработицы частично была решена принятием
Советом Министров РБ «Положения
о порядке и условиях предоставления
первого рабочего места выпускникам
государственных высших, средних
специальных и профессионально-
На 1 июля 2009 года основными источниками безработицы стали:
• уволенные по собственному желанию;
• уволенные по соглашению сторон;
• длительно неработающие;
• уволенные по уважительной причине и др. [12]
Региональные же различия
в уровне и структуре безработицы
в большей степени выражены не
в областном, а в районном разрезе.
Среди областей в Беларуси всегда
устойчиво выше среднереспубликанского
значения уровень безработицы в
Витебской и Могилевской
Крупные многофункциональные
города имеют более спокойные
рынки труда. Это объясняется
диверсифицированной
Характеризуя структурную
безработицу середины 90-х в РБ,
правомерно было отметить ее регрессивный
характер. Так, в промышленно развитых
странах структурная
В настоящее время природа
структурной безработицы в