Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение проблемы безработицы, всесторонний теоретический анализ, характеристика текущего состояния безработицы в России и выявление мер по ее снижению.
Для достижения цели должны быть решены следующие задачи:
раскрыть сущность безработицы;
определить ее виды формы;
выявить причины возникновения безработицы;
рассмотреть ее социально-экономические последствия;
рассмотреть текущее состояние безработицы в России;
выявить методы борьбы с безработицей.
Введение 3
1. Теоретические основы безработицы.
Понятие безработицы 5
Показатели безработицы 8
Причины возникновения безработицы 9
Виды и формы безработицы 13
2. Последствия безработицы
2.1 Социальные последствия безработицы 17
2.2 Экономические последствия безработицы 19
3. Безработица в современной России
3.1 Характеристика безработицы в России 22
3.2 Текущее состояние безработицы в России 25
3.3 Методы борьбы с безработицей 28
Заключение 32
Список используемой литературы 35
При переходе к капиталистическому
развитию многие промышленные предприятия
потерпели крах, оказавшись неконкурентоспособными.
Проблемы с законодательным
1 июля 1991 года началась официальная
регистрация безработных в
Для рассмотрения состояния и структуры
безработицы в России в настоящее
время обратимся к обследованию
населения, проведенного в марте 2011
года. В численности экономически активного
населения
69,6 млн. человек классифицировались как
занятые экономической деятельностью
и 5,4 млн. человек - как безработные с применением критериев
МОТ (т.е. не имели работы или доходного
занятия, искали работу и были готовы приступить
к ней в обследуемую неделю).
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в марте 2011 года составил 7,1%.
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в марте 2011 года составил 62,8%. В приложении 1 приведена сравнительная таблица экономически активного населения за I квартал 2010 года и I квартал 2011 года.
Общая численность безработных, классифицируемых
в соответствии с критериями МОТ,
в 3,3 раза превышает численность
безработных, зарегистрированных в
государственных учреждениях
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 65% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте 2011г. составила 33,5%, среди безработных женщин 36,7%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых его используют более половины безработных.
Безработица городского и сельского
населения характеризуется
Средний возраст безработных в марте 2011г. составил 35,4 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,2%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,2%, 20-24 лет - 20,9%. По сравнению с февралем 2011 года численность безработных в возрасте 15-24 лет снизилась на 73 тыс. человек (или на 4,9%).
Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (33,0%) и 20-24 лет (14,8%). В приложении 3 представлена диаграмма уровня безработицы в марте 2011 года по возрастным группам.
В среднем среди молодежи в возрасте
15-24 лет уровень безработицы в
марте 2011 года составил 16,6%, в том числе
среди городского населения - 15,4%, среди сельского населения - 19,5%. Коэффициент превышения уровня
безработицы среди молодежи в среднем
по возрастной группе 15-24 лет по сравнению
с уровнем безработицы взрослого населения
в возрасте
30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе
среди городского населения - 3,2 раза, сельского населения - 2,4 раза.
Среди безработных 23,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 35,7% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей доля застойной безработицы значительно выше, чем среди городских, и в марте 2011 года составила, соответственно, 39,5% и 33,6%.
Наличие опыта работы. В численности безработных 24,9% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2011г. их численность составила 1,3 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодежь до 20 лет, 49,4% - от 20 до 24 лет, 18,8% - 25-29 лет.
В марте 2011 года среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 22,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,7%.
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе - 4,3, а самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе - 15,5. В приложении 4 представлена диаграмма уровня безработицы в марте 2011 года по федеральным округам.
Среди субъектов Российской Федерации самый низкий уровень безработицы по методологии МОТ наблюдается в Москве и составляет 1,8%. Не превышает 5% уровень безработицы в Санкт-Петербурге (2,4%), Московской области (3,4%), Ямало-ненецком автономном округе (4,2%), Белгородской области (4,6%) и Чукотском автономном округе (4,8%).
Самый высокий уровень безработицы по данным обследования отмечается в Республике Ингушетия(48,8%) и Чеченской республики (38,9%). В приложении 6 представлена таблица экономической активности населения за 1 квартал 2011 года.
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.
Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.
Пассивные методы включают создание
системы социального
Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.
Главная цель макроэкономической политики - это создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются:
К социальной политики относятся:
Политика в сфере занятости населения включает в себя:
Для реализации государственной политики
в области занятости населения
и обеспечения гражданам
Законодательство
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Заключение
Проведение данного
Безработица представляет собой сложное
социально-экономическое
Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.
Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.
Официальное признание безработицы в России произошло в 1991 г., с этого времени началась регистрация безработного населения. Динамика безработицы в России, начиная с 1991 года по настоящий момент, показывает постепенное снижение ее уровня в последние несколько лет, что достигается благодаря государственной политике в области социального регулирования, в сфере занятости, макроэкономической политике.
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в конце марта 2011 года численность зарегистрированных безработных сократилась на 492 тыс. человек по сравнению с мартом 2010 года.
Несмотря на значительное сокращение численности безработных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень.
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.
Предлагаемыми способами снижения уровня безработицы в России выступают: повышение доверия к службам занятости, более равномерное географическое распределение трудовых ресурсов, реализация программ поддержки молодых квалифицированных специалистов, развитие самозанятости населения, государственное содействие открытию новых предприятий и предоставление рабочих мест, информационная помощь безработным, содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда, содействие переподготовке безработного населения с помощью методов (частично или полностью за государственный счет).