Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение проблемы безработицы, всесторонний теоретический анализ, характеристика текущего состояния безработицы в России и выявление мер по ее снижению.
Для достижения цели должны быть решены следующие задачи:
раскрыть сущность безработицы;
определить ее виды формы;
выявить причины возникновения безработицы;
рассмотреть ее социально-экономические последствия;
рассмотреть текущее состояние безработицы в России;
выявить методы борьбы с безработицей.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы безработицы.
Понятие безработицы 5
Показатели безработицы 8
Причины возникновения безработицы 9
Виды и формы безработицы 13
2. Последствия безработицы
2.1 Социальные последствия безработицы 17
2.2 Экономические последствия безработицы 19
3. Безработица в современной России
3.1 Характеристика безработицы в России 22
3.2 Текущее состояние безработицы в России 25
3.3 Методы борьбы с безработицей 28
Заключение 32
Список используемой литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

При переходе к капиталистическому развитию многие промышленные предприятия  потерпели крах, оказавшись неконкурентоспособными.  Проблемы с законодательным регулированием экономики, приток иностранных товаров привели к закрытию многих организаций, сформировав огромное число безработных.

1 июля 1991 года началась официальная  регистрация безработных в городах  России. Российская система службы  занятости, созданная в соответствии  с принятым в 1991 году законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» стала посредником в поиске работы гражданами и работников работодателями. В 1995 году число безработных увеличилось почти вдвое по сравнению с 1992 (по результатам обследования населения по проблемам занятости число безработных в стране составило 6,6 млн. человек). В 1998 году число безработных превысило 7 миллионов человек, что не могло не сказаться  на уровне экономической активности населения. С 1998 года уровень безработицы стал снижаться

 

  1. Текущее состояние безработицы в России.

Для рассмотрения состояния и структуры  безработицы в России в настоящее  время обратимся к обследованию населения, проведенного в марте 2011 года. В численности экономически активного населения  
69,6 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,4 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в марте 2011 года составил 7,1%.

Уровень занятости населения (отношение  численности занятого населения  к общей численности населения  соответствующего возраста) в марте 2011 года составил 62,8%. В приложении 1 приведена сравнительная таблица экономически активного населения за I квартал 2010 года и I квартал 2011 года.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,3 раза превышает численность  безработных, зарегистрированных в  государственных учреждениях службы занятости населения. В конце  марта 2011г. в государственных учреждениях  службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1643 тыс. человек.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 65% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте 2011г. составила 33,5%, среди безработных женщин 36,7%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых его используют более половины безработных.

Безработица городского и сельского  населения характеризуется превышением  уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем  безработицы среди городских жителей. В марте 2011 года это превышение составляло 1,6 раза. В приложении 2 представлена таблица уровня безработицы в 2011 года по полу и месту жительства.

Средний возраст безработных в  марте 2011г. составил 35,4 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,2%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,2%, 20-24 лет - 20,9%. По сравнению с февралем 2011 года численность безработных в возрасте 15-24 лет снизилась на 73 тыс. человек (или на 4,9%).

Высокий уровень безработицы отмечался  в возрастной группе 15-19 лет (33,0%) и 20-24 лет (14,8%). В приложении 3 представлена диаграмма уровня безработицы в марте 2011 года по возрастным группам.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в  марте 2011 года составил 16,6%, в том числе среди городского населения - 15,4%, среди сельского населения - 19,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте  
30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,2 раза, сельского населения - 2,4 раза.

Среди безработных 23,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии  поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более  ищут работу 35,7% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной  безработицы значительно выше, чем  среди городских, и в марте 2011 года составила, соответственно, 39,5% и 33,6%.

Наличие опыта работы. В численности  безработных 24,9% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2011г. их численность составила 1,3 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодежь до 20 лет, 49,4% - от 20 до 24 лет, 18,8% - 25-29 лет.

В марте 2011 года среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 22,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,7%.

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном  округе - 4,3, а самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе - 15,5. В приложении 4 представлена диаграмма уровня безработицы в марте 2011 года по федеральным округам.

Среди субъектов Российской Федерации самый низкий уровень  безработицы по методологии МОТ  наблюдается в Москве и составляет 1,8%. Не превышает 5% уровень безработицы в Санкт-Петербурге (2,4%), Московской области (3,4%), Ямало-ненецком автономном округе (4,2%), Белгородской области (4,6%) и Чукотском автономном округе (4,8%).

 Самый высокий уровень безработицы по данным обследования отмечается в Республике Ингушетия(48,8%) и Чеченской республики (38,9%). В приложении 6 представлена таблица экономической активности населения за 1 квартал 2011 года.

 

  1. Методы борьбы с безработицей

В целях снижения безработицы государство  располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования  и материальной помощи безработным. Система социального страхования  предусматривает выплату пособий  по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует  определить, какие виды политики непосредственно  воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

Главная цель макроэкономической политики - это создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта (с помощью регулирования ставок таможенных пошлин и тарифов),
  • льготное налогообложение,
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий
  • льготное кредитование  (например, Национальный проект развития сельского хозяйства) и т.п.

К социальной политики относятся:

  • выплата пособия по безработице признанным безработными;
  • бюджетное субсидирование дополнительной рабочей силы на действующих предприятиях (оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих);
  • предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Политика в сфере занятости  населения включает в себя:

  • применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.;
  • реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).
  • развитие самозанятости;
  • предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.;
  • организация подготовки и переподготовки кадров;
  • создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в том числе и электронное надомничество);
  • обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года;
  • информационная помощь безработным (конвенция МОТ № 88 от 1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей);
  • содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).

Для реализации государственной политики в области занятости населения  и обеспечения гражданам соответствующих  гарантий в Российской Федерации  на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения  создана Государственная служба занятости.

Законодательство предусматривает  обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это  один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство  выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости  является структурой специальных государственных  органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

 

 

Заключение

Проведение данного исследования по вопросу безработицы позволило  прийти к следующим выводам:

Безработица представляет собой сложное  социально-экономическое явление, при  котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.

Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.

Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.

Официальное признание безработицы  в России произошло в 1991 г., с этого времени началась регистрация безработного населения. Динамика безработицы в России, начиная с 1991 года по настоящий момент, показывает постепенное снижение ее уровня в последние несколько лет, что достигается благодаря государственной политике в области социального регулирования, в сфере занятости, макроэкономической политике.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в конце марта 2011 года численность зарегистрированных безработных сократилась на 492 тыс. человек по сравнению с мартом 2010 года.

Несмотря на значительное сокращение численности безработных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень.

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.

Предлагаемыми способами снижения уровня безработицы в России выступают: повышение доверия к службам занятости, более равномерное географическое распределение трудовых ресурсов, реализация программ поддержки молодых квалифицированных специалистов, развитие самозанятости населения, государственное содействие открытию новых предприятий и предоставление рабочих мест, информационная помощь безработным, содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда, содействие переподготовке безработного населения с помощью методов (частично или полностью за государственный счет).

Информация о работе Безработица в России