Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:52, курсовая работа
В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике приобретает исключительную актуальность и требует самого пристального внимания российской экономической науки, равно как и других обществоведческих наук. Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.
Введение
Глава 1. Понятие безработицы, ее виды
1.1 Сущность, понятие безработицы, подходы к определению
1.2 Виды безработицы и их специфика
Глава 2. Особенности безработицы в России и ее последствия
2.1 Экономические реформы и рынок труда
2.2 Причины безработицы в России
2.3 Структура и уровень безработицы в России
2.4 Экономические последствия безработицы
2.5 Социальные последствия безработицы
Глава 3. Меры по снижению уровня безработицы
3.1 Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы
3.2 Создание более гибкой модели рынка труда
3.3 Новая государственная программа снижения безработицы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Очевидно,
что важнейшими приоритетами в борьбе
с безработицей в России являются
переход к активной политике занятости
в сочетании с
Многие недостатки прежних государственных программ в области занятости и рынка труда были учтены в последней «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.», одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2003 г. за №568-р2
В концепции достаточно объективно, в том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся на российском рынке труда с 90-х гг. ушедшего века, учитываются все наиболее острые его проблемы.
Ключевой
задачей на рынке труда определяется
повышение эффективности
Намечается разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по видам экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого бюджетных средств.
Примечательно, что в Концепции Правительство РФ в качестве специального направления своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда.
Для решения
задач в этом направлении предусмотрен
широкий, но довольно целенаправленный спектр мер,
таких как: экспертная оценка последствий
вступления страны в ВТО; налоговое стимулирование
новых рабочих мест в «перспективных отраслях
экономики»; разработка и реализация специальных
программ повышения производительности
труда; анализ возможностей повышения
занятости в «проблемных отраслях» (угольной,
металлургической, топливно-энергетической,
легкой промышленности); поддержка малого
предпринимательства как для создания
рабочих мест, в том числе на селе, так
и для развития инфраструктуры военных
городков, закрытых административно-
Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда.
Здесь предусмотрены территориальные программы содействия занятости. Так, выделена необходимость осуществления ряда мер по повышению занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о развитии местных инициатив по поддержанию занятости.
Проблема регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное направление деятельности правительства РФ. Среди мероприятий этого направления следовало бы подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.
В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута задача точного учета безработных по отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.
В области оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб.
В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению с аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации.
Заключение
В данной
работе был проведен подробный теоретический
анализ социально-экономической
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.
Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д., ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую.
Особое внимание в работе уделялось исследованию конкретных методов снижения безработицы в стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессионального обучения и переподготовки работников, поддержка социально уязвимых групп населения на рынке труда.
Проведенная работа дает возможность сделать ряд выводов.
Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.
Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.
Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.
Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.
В этом процессе необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.
Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Таким образом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.
Список использованной литературы
Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2006. – 391 с.
Власова В.М. Стабилизация занятости в условиях рынка. – С-Пб.: Питер. – 2004. – 186 с.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – С-Пб.: Питер, 2004. – 480 с.
Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах. – М.: Флинта, 2003. – 156 с.
Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реконструктуризации. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 309
Львова Ю.А. Современные тенденции на рынке труда // Справочник кадровика. – 2004. – №10. – С.21-27.
Малева
Т.М. Государственная и
Октябрьский П.Я. Статистика: Учебник. – М.: Проспект, 2006. – 328с.
Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. – М.: РАГС, 2004. – 384 с.
Российская газета. 14.05.2003. №89(3203)
Российский статистический ежегодник, 2006. Стат. Сборник/Госкомстат России. – М., 2006. – 806 с.
Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ. – М.: ЭКСМО, 2005. – 448 с.
Приложения
Таблица 1 - Динамика безработицы1
Всего за год |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь | |
Общая численность безработных, млн. чел. | |||||||||||||
1999 |
9,3 |
10,0 |
10,4 |
10,0 |
9,6 |
9,1 |
8,8 |
8,7 |
8,7 |
8,7 |
8,9 |
9,1 |
8,9 |
2000 |
7,5 |
8,7 |
8,6 |
8,2 |
7,8 |
7,4 |
7,3 |
7,2 |
7,1 |
7,1 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
2001 |
6,4 |
7,1 |
7,1 |
6,8 |
6,4 |
6,1 |
6,1 |
6,1 |
6,1 |
6,2 |
6,3 |
6,3 |
6,2 |
2002 |
5,8 |
6,1 |
6,0 |
5,9 |
5,8 |
5,6 |
5,5 |
5,4 |
5,3 |
5,7 |
6,0 |
6,3 |
6,5 |
2003 |
6,2 |
6,6 |
6,8 |
6,5 |
6,3 |
6,1 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,3 |
2004 |
5,9 |
6,6 |
6,9 |
6,5 |
6,0 |
5,6 |
5,5 |
5,5 |
5,4 |
5,5 |
5,6 |
6,0 |
6,2 |
Таблица 2 - Экономически активное и экономически неактивное население в возрасте 15-72 лет, тыс. чел.1
Год |
Из их числа | |||
мужчин |
женщин |
городское |
сельское | |
2000 |
3780,5 |
3218,6 |
5142,7 |
1856,4 |
2001 |
3410,8 |
2892,6 |
4460 |
1843,4 |
2002 |
3322,2 |
2831,3 |
4214,9 |
1938,6 |
2003 |
3007,4 |
2675,9 |
3812,4 |
1870,9 |
2004 |
2902 |
2873,2 |
3898,6 |
1876,6 |
2005 |
2725 |
2538 |
3389 |
1874 |
Таблица 3 - Уровень безработицы по уровню образования в %2
Год |
Высшее профессиональное |
Неполное высшее профессиональное |
Среднее профессиональное |
Начальное профессиональное |
Среднее (полное) общее |
Основное общее |
Начальное общее; не имеют начального общего |
2000 |
11,0 |
4,2 |
22,7 |
13,5 |
32,8 |
13,7 |
2,1 |
2002 |
10,4 |
2,8 |
24,4 |
12,4 |
34,9 |
13,9 |
1,2 |
2003 |
11,2 |
2,7 |
20,7 |
16,2 |
33,7 |
14,1 |
1,4 |
2004 |
10,9 |
2,7 |
20,5 |
18,3 |
33,1 |
13,5 |
1,1 |
2005 |
10,1 |
2,9 |
18,8 |
18,3 |
32,4 |
16,4 |
1,1 |
2006 |
10,7 |
2,1 |
17,3 |
17,6 |
37,0 |
13,5 |
1,8 |
Таблица 4 - Динамика потерь производства ВВП России от безработицы1
Годы |
ВВП в ценах 1990 г. |
Численность занятых |
Среднегодовая выработка на 1 занятого |
Численность безработных (за исключением естественной безработицы) |
Потери ВВП от безработицы | |||
По формуле А.Оукена (коэффициент - 2,5) |
С учетом выработки на 1 работника | |||||||
млрд. руб. |
млн. чел. |
тыс. руб. |
млн. чел. |
млрд. руб. |
в % |
млрд. руб. |
в % | |
1995 |
389,8 |
60,0 |
6,5 |
3,3 |
46,6 |
12,0 |
21,2 |
5,4 |
1997 |
370,7 |
58,4 |
6,3 |
3,6 |
49,5 |
13,4 |
22,8 |
6,2 |
1999 |
390,8 |
63,1 |
6,2 |
4,2 |
57,0 |
14,6 |
26,1 |
6,4 |
2001 |
423,2 |
64,5 |
6,6 |
3,3 |
48,6 |
11,5 |
21,5 |
5,1 |
2004 |
444,3 |
64,4 |
6,9 |
3,2 |
48,8 |
11,0 |
22,4 |
5,0 |
Таблица 5 - Основные показатели деятельности органов службы занятости по Российской Федерации за январь-август 2005 года3
№ п/п |
Показатели |
Январь-август |
2005г. В % 2004г. | |
2005г. |
2004г. |
|||
1 |
Численность обратившихся в поисках работы (тыс. человек) |
4470 |
4528 |
98,7 |
2 |
Численность признанных безработными (тыс. человек) |
2187 |
1959 |
111,6 |
3 |
Численность нашедших работу при содействии органов службы занятости (тыс. человек) |
2928 |
3099 |
94,5 |
4 |
Численность граждан, принимающих участие в общественных работах (тыс. человек) |
389 |
498 |
78,2 |
5 |
Численность граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости (тыс. человек) |
237 |
280 |
84,7 |
6 |
Численность безработных граждан, оформленных на досрочную пенсию (тыс. человек) |
23,3 |
21,6 |
108,0 |
7 |
Численность безработных, состоящих на учете в службе занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) |
1766 |
1607 |
109,9 |
8 |
Доля безработных, получающих пособие по безработице на конец отчетного периода (тыс. человек) |
83,3 |
81,4 |
- |
9 |
Потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) |
1048 |
1021 |
102,7 |
10 |
Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода (%) |
2,4 |
2,2 |
- |
11 |
Средняя продолжительность безработицы на конец июня (месяц) |
5,8 |
6,6 |
- |
12 |
Доля безработных, состоящих на учете более года (на конец июня) (%) |
12,2 |
20,4 |
- |