Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство.

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкономика нир.docx

— 80.18 Кб (Скачать файл)

2.3. Социально-экономические  последствия  безработицы.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой?   Несомненно. 
          Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем. 
          Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости. 
          Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации.  
          Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.  
          Подчеркну, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов. 
          Подобные исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны. 
          Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода. 
         Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на  мой взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия  безработицы

Отрицательные:

- обострение криминогенной ситуации;

- усиление социальной напряженности;

- рост количества физических и душевных заболеваний;

- увеличение социальной дифференциации;

- снижение трудовой активности.

Положительные:

- повышение социальной ценности рабочего места;

- увеличение личного свободного времени;

- возрастание свободы выбора места работы;

- увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия  безработицы

Отрицательные:

- обесценивание последствий обучения;

- сокращение производства;

- затраты на помощь безработным;

- утрата квалификации;

- снижение жизненного уровня.

Положительные:

- создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики; 
          - конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей, проявляющихся в различной трудовой деятельности; 
          - перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования; 
          -     стимулирование роста интенсивности и производительности труда. 
        Безработица – опасное  и  в  политическом  отношении  явление.  На волне  массовой  безработицы  возникли  самые  реакционные  в  истории человечества  политические  режимы (примером  может  служить  приход к власти  Гитлера  в  Германии  и  Пиночета в  Чили). 
        Серьёзность  экономических,  социальных  и  политических  последствий безработицы   служит  основанием   для  включения  в  число   основных макроэкономических  функций  государства  политики  регулирования  ранка труда  и  стабилизации  занятости.

Глава 3.     Проблема безработицы в России и пути решения. 
Государственная политика в отношении занятости

Уровень безработицы в России в сентябре 2005 года составил 6.8% экономически активного населения страны по сравнению с 6,5% в августе. Количество безработных по сравнению с августом увеличилось на 4,4%, по отношению к аналогичному периоду 2004 года безработица сократилась на 11,9%. В конце сентября 2005 года 5,1 млн. человек, в соответствии с методологией  Международной организации труда, классифицировались как безработные. В сентябре 2004 года этот показатель составлял 5,7 млн. человек, в августе 2005 - 4,8 млн. человек.  
В органах государственной службы занятости в качестве безработных в сентябре было зарегистрировано 1,7 млн. человек. Численность экономически активного населения к концу сентября составила, по оценке, 74,5 млн. человек, или около 51% от общей численности населения страны. 
          В феврале 2006 года численность безработных увеличилась на 1,1% по сравнению с предыдущим месяцем. Общая численность безработных в России составляет 5,727 млн. человек. Это 7,7% всего экономически активного населения нашей страны, Российской Федерации.  
         При этом число официально зарегистрированных безработных в феврале 2006 года увеличилось на 3,7% по сравнению с предыдущим месяцем и составляло 1,906 млн. человек.   
          В  Белгорододской области по данным  Госкомстата с 2000 года прослеживается отрицательная обстановка численность граждан имеющих статус безработных неумолимо продолжает расти. В декабре 2005 года зарегистрировано 10,4 тысяч человек. Количество безработных по сравнению с ноябрем этого же года повысилось на 800 человек, но снизилось по сравнению с декабрем 2004 годом на 800 человек .

 

3.1 Особенности  государственной политики занятости  и пути решения проблем безработицы

Политика занятости — органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных, наиболее важных проблем, существующих в рыночной экономике.  
          Это: 
          - содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления; 
          - разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов в условиях привязки их к одному-двум предприятиям; 
          - стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку; 
          - ориентация на сокращение безработицы, оживление производства; 
         - становление эффективного рынка труда, который предполагает повышение цены труда по мере роста национальной экономики; 
          - целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест, увеличение практики общественных работ.  
          Январь-август 2005 года менее удачный, нежели 2004 год того же периода. Численность граждан обратившихся в поисках работы увеличилась, а вот численность нашедших работы при содействии органов службы занятости снизилась. Так же снизилась численность граждан, проходивших обучение по тому или иному, различному направлению службы занятости. 
          Пути решения проблем безработицы: прямой и косвенный.  
          Прямой путь — это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности. 
          Косвенный — это административное или законодательное регулирование занятости лиц, осуществляющих какую либо трудовую деятельность.  
         Это: 
          а) обеспечение правовой защищенности наемных работников; 
          б)   использование альтернативных форм занятости в нашей стране. 
          Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» и «дележа работы» во времени и пространстве;  
          в) развитие системы страхования от безработицы в нашей стране: 
                    1) повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит 
стимулировать структурную перестройку предприятий в нашей стране; 
                   2) использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник; 
                    3) финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда — попавшим 
под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.; 
                    4) адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка 
через систему профессиональной подготовки квалифицированных рабочих; 
                    5) упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.  
          г)  усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы, которые происходят по различным причинам. 
         д)   создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости. 
          Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников — государство и предприниматели — нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов. 
          В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное — равноправие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы. 
          Социальное партнерство реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения конфликтов. 
          Для того чтобы социальное партнерство достигло своих целей, к заключению коллективных договоров надо подходить дифференцированно. При обсуждении коллективных договоров, их содержании и структуры нужно учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности.    Имеются в виду особенности предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема производства, их финансового состояния (рентабельное или убыточное), отраслевой принадлежности, местонахождения, состава работников, наличия социальной инфраструктуры. 
          Учитывая особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод, что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает разрушением трудового потенциала.

3.2 Создание более  гибкой модели рынка труда

В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы).  
          Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный найм, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении - фактор, обеспечивающий мобильность рабочей силы. 
          Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы.    Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров — это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели, не говоря уже об отдельном работнике.  
          Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы — это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы, таких как США. У нас сейчас минимальная зарплата составляет порядка 10% от среднего уровня. Но если Дума поддержит идею повысить ее до прожиточного минимума, то есть примерно до 50% средней заработной платы по стране, — это приведет к снижению занятости для России в целом и обернется настоящей катастрофой для многих бедных регионов. Скажем, в Дагестане минимальная оплата труда тогда будет на 50% выше средней заработной платы. Легальная экономика в регионе вообще перестанет существовать как таковая. 
          Снижение уровня безработицы требует усиления государственного регулирования миграционных процессов, ограничения использования иностранной рабочей силы на российском рынке труда, особенно в регионах, где наблюдается весьма высокий уровнь безработицы. 
          Есть еще одна проблема, с которой российский рынок труда пока не справляется: межрегиональная   мобильность. Насколько остро стоит проблема территориальной мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы по регионам: дифференциация первой — более 20 раз, второй — 12. В Москве огромный дефицит трудовых ресурсов, потому что зарегистрированная безработица здесь составляет всего 0,3%, что в рыночной экономике свидетельствует об остром дефиците рабочей силы. А рядом, в Ивановской области огромный избыток рабочей силы, высочайшая открытая безработица. Наличие таких диспропорций - это тоже прямой вычет из экономического роста и фактор безработицы. 
          Здесь не срабатывают в первую очередь экономические факторы, связанные с рынком жилья, — даже прописка в данном случае дело третьестепенное. Одно из основных препятствий для внутренней миграции — субсидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуемого жилья у нас невозможен просто потому, что муниципальное жилье оплачивается по цене ниже рыночной. Естественно, спрос на него во много раз превышает предложение. Это дефицит, административно распределяемый ресурс. Поэтому, если человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он не может получить его в другом. Значит, переехать он может, только поменявшись. А возможность обмена зависит от баланса миграции. Если этот баланс жестко асимметричен, обмен становится практически невозможен, что в свою очередь блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно 50% россиян. Следовательно, половина населения страны не имеет возможности переместиться в другой регион в поиске работы. Другая половина населения — собственники жилья, это довольно высокий показатель. С точки зрения влияния на занятость, миграцию, безработицу это отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившееся положение, прежде всего, нужно сформировать рынок закладных и жилищного кредита, чтобы хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и покупку в другом. 
          Но собственность на жилье все равно привязывает человека к определенному месту. Поэтому мы должны поощрять переход к аренде в жилищной сфере. И пример нужно брать опять-таки с США. В период Великой депрессии собственность на жилье там преобладала и безработица была самой высокой в мире. В 60-е годы доля собственного жилья резко упала, но не менее масштабный структурный кризис 70-80-х годов Штаты перенесли значительно легче.

3.3 Новая государственная  программа снижения безработицы

Очевидно,  что  важнейшими  приоритетами  в  борьбе  с  безработицей   в России  являются переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.  
          Многие недостатки прежних государственных программ в области занятости и рынка труда были учтены  в последней «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.»,  одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2003 г. за №568-р. 
          В концепции достаточно объективно, в том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся  на российском рынке труда с 90-х гг. ушедшего века, учитываются все наиболее острые его проблемы.   
          Ключевой задачей на рынке труда  определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен ряд приоритетных направлений. К ним можно отнести: обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между  уровнями власти; свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения  и использования иностранной рабочей силы. 
          Намечается разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по видам экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого  бюджетных средств. 
          Примечательно, что в Концепции Правительство РФ в качестве  специального направления своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда.  
          Для решения задач в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления  страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»;  разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в «проблемных отраслях» (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, разработка механизмов  взаимодействия  субъектов социального партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др. Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда. Здесь предусмотрены территориальные программы содействия занятости. Так, выделена  необходимость осуществления  ряда мер по повышению  занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о  развитии местных  инициатив по поддержанию занятости. Проблема  регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное направление  деятельности  правительства РФ. Среди мероприятий  этого направления следовало  бы подчеркнуть  довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов. В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое  место выдвинута задача  точного учета безработных по отдельным  группам  и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также  разработка специальных программ  трудоустройства наименее  защищенных групп граждан. В области оптимизации  служб занятости поставлена задача  развития системы информационного  обеспечения органов  службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб. В целом данная Концепция представляет  собой шаг вперед  по сравнению  с  аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации.

Информация о работе Безработица в России