Безработица и её проблемы в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Для развивающейся национальной экономики характерно отклонение от равновесия, поэтому ее правомерно рассматривать как образование, которое постоянно отклоняется не только от идеального, но и от равновесного состояния. Одной из функциональных форм макроэкономической нестабильности является безработица.
В любой экономике рынок труда опосредует влияние проводимой макро-экономической политики направленной на благосостояние людей, а также оп-ределяет параметры распределения доходов и пути решения проблем социальной защищенности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 БЕЗРАБОТИЦА КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 5
1.1 Экономическая сущность и классификация безработицы. 5
1.2 Причины и факторы безработицы 8
1.3 Экономические и социальные последствия безработицы 9
2 ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 14
2.1 Особенности регулирования занятости в современных переходных экономиках 14
2.2 Основные тенденции занятости и безработицы в переходной экономике 15
2.3 Группы стран по динамике трансформационных процессов 17
2.4 Общие черты безработицы в переходных экономиках 18
3 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
3.1 Уровень безработицы в Беларуси 20
3.2 Структура безработицы в РБ 22
3.3. Виды безработицы 24
3.4. Правовое положение безработных и меры государственной поддержки 26
3.5. Альтернативные оценки безработицы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ЕВСИЕВИЧ.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

 

 

3 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

           3.1 Уровень безработицы в Беларуси

 

Оборотной стороной политики сохранения рабочих мест должен быть низкий уровень безработицы. И действительно, Беларусь является едва ли не мировым лидером по официально зарегистрированному уровню безработицы, находясь на тринадцатом месте в мире после маленьких государств, оффшорных зон и таких экономик, как Узбекистан, Азербайджан, Таиланд и Вьетнам. Однако в первых двух случаях следует отметить наличие скрытой безработицы (до 20% в Узбекистане), а также высокий уровень трудовой миграции (Азербайджан). В то же время более высокий уровень безработицы в странах ЦВЕ (включая относительно успешную Венгрию) не свидетельствует об успехах белорусской экономической политики в сфере занятости. В странах ЦВЕ данные получены в результате проведения обследований рабочей силы, в то время как в Беларуси они не проводились.

Беларусь пережила всплеск безработицы в начале 1990-х гг. как последствие адаптационного спада. Во времена СССР безработица была близка к нулю, поэтому в 1992 г. количество безработных выросло более чем в 20 раз, а в 1993г. – в 4.6 раза по сравнению с 1991 и 1992 гг. соответственно. Тем не менее, ее рост был не столь значительным, как в странах ЦВЕ и России. Самый высокий уровень был зафиксирован в 1996 г. – 4% от экономически активного населения. В 1994–1996 гг. количество безработных росло темпом около 40% в год. Однако уже в 1997 г. оно сократилось на 30%, и ее снижение продолжалось вплоть до 1999 г. В 2001–2002 гг. его рост возобновился, составив в среднем 20% в год, но уже в2003 г. значительно замедлился, а в 2006 г. количество безработных сократилось почти на 40%, в дальнейшем также наблюдалась тенденция снижения, и в 2012 году безработица достигла своего самого низкого уровня – 1% от экономически активного населения. Низкий уровень безработицы был достигнут по причине сокращения численности работающих, в том числе за счет более раннего выхода на пенсию.

Можно предположить, что низкий уровень безработицы – обратная сторона роста спроса на рабочую силу, вызванного экономическим ростом. Но так было не всегда: в 1996 г. при росте экономики на 2.8% одновременно выросла и безработица, причем довольно значительно – на 38%. Далее, в 2001–2002 гг. ВВП увеличивался в среднем на 5% в год, а безработица – на 20%. Можно предположить, что это является следствием структурной перестройки экономики, ведущей к более эффективному использованию рабочей силы. Однако данные о росте производительности труда не подтверждают это предположение. На первый взгляд в белорусской экономике не наблюдается фрикционной безработицы, характерной для любой рыночной экономики. Но это означает, что правительство вынуждено нести бремя поддержания «на плаву» производств, не приспосабливающихся к меняющейся конъюнктуре рынка. Для малой открытой экономики это было бы крайне сложным шагом. Ведь правительства ряда европейских стран – малых экономик, которым удалось поддерживать низкую безработицу в течение долгого времени и даже в условиях кризиса 1970-х гг., всегда заботились о поощрении именно конкурентных производств и повышении квалификации наемных работников и переобучении безработных.

В условиях дефицита государственного бюджета возможности государства по созданию новых рабочих мест  снижаются. Численность безработных в РБ в 2012 составила 24,9 тыс.человек. Неадекватное отражение численности безработных обусловлено следующими факторами:

  • спецификой расчета уровня безработицы. Для получения статуса безработного в Республике Беларусь необходима обязательная регистрация в службе занятости. 
  • недостаточной эффективностью реализуемых программ занятости,
  • ослаблением стимулов к регистрации в качестве безработного из-за незначительного размера пособия.

Свободные вакансии, предлагаемые службами занятости, в большинстве своем предназначены для низкоквалифицированных работников. На рынке труда Беларуси сохраняется устойчивое преобладание спроса на физический труд. В 2012г потребность в работниках, заявленная организациями в органы государственной службы занятости составила 44819 человек, в том числе рабочих – 35090 человек. Рабочие профессии составили 76,4% от общего количества заявленных в 2012г. нанимателями вакансий. В свою очередь, вакансии, предназначенные для высококвалифицированных специалистов и инженерно-технических работников, часто не заполняются по причине низкой оплаты труда. Существование единой тарифной сетки с низкой межразрядной разницей ведет к тому, что повышение оплаты труда может быть достигнуто для высококвалифицированных специалистов только за счет разных надбавок и доплат, но уже из прибыли предприятия. А последние не всегда готовы это делать.

Кроме того, доля безработных граждан, трудоустроенных службой занятости, сокращается начиная с 2002 г. Если за период с 1995 по 2005 г. служба занятости трудоустраивала до 77,2% обратившихся за помощью в поиске рабочего места, то в 2006г. эта цифра сократилась до 71,5%. В 2012г было трудоустроено 60%безработных, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите.

Поскольку низкий уровень безработицы в Беларуси нельзя в полной мере объяснить ни динамикой производства, ни активной политикой на рынке труда, необходимо обратить внимание на определение статуса безработного в Беларуси. Официальная статистика считает таковыми лишь тех, кто прошел процедуру регистрации в государственной службе занятости. Наряду с этим, не проводятся опросы рабочей силы, которые позволили сделать более

точную оценку уровня безработицы. Как правило, это опросы используют определение, принятое Международной организацией труда. Согласно резолюции, принятой в 1982 г. на 13-й Международной конференции статистики труда, безработным считается тот индивидуум, который «не имеет работы, активно искал работу в недавнем прошлом, и готов приступить к работе, как только она появиться». В Беларуси далеко не все находящиеся без работы обращаются в государственные службы занятости за получением статуса безработного. Во-первых, на это требуется потратить время – претендующий на статус получения безработного должен предоставить справку о составе семьи, копию трудовой книжки, выписку о зарплате с прежнего места работы, копии свидетельств о рождении детей, и открыть счет в сберкассе (в случае, если ему будет начисляться пособие). Во-вторых, на данный момент средний размер пособия составляет около 185,2 тыс.бел.руб. на одного безработного.

Это не соответствует даже стандарту бедности, установленному ООН, и составляет менее половины бюджета прожиточного минимума (порога физического выживания), установленного правительством Беларуси. С начала работы государственного фонда содействия занятости величина пособий по безработице не зависит от размеров получаемого заработка, а уравнительно устанавливалась в размере от 1 до 2 так называемых «базовых величин» (уровень которой существенно ниже бюджета прожиточного минимума) при этом незначительно дифференцировалась в зависимости от трудового стажа и наличия иждивенцев. Исключение было сделано для бывших служащих госаппарата – пособие устанавливалось (как и сейчас) в размере средней зарплаты, а для бывших военнослужащих – в размере 60% получаемого довольствия. Наконец, не все безработные имеют право на получение пособия. Лишь около половины зарегистрированных безработных получают пособие, причем их удельный вес практически не изменился даже сокращения общей численности безработных.

Начиная с 1997 г. требования к получению статуса безработного ужесточились. В частности, вступил в силу декрет президента №7 «О дополнительных мерах по обеспечению занятости населения» от 17.03.97, согласно которому выплата пособия по безработице была увязана с участием в общественных работах. При этом службе занятости предписывалось ужесточить контроль за соблюдением безработными своих «обязанностей». В 2004 г. требования, а именно порядок регистрации безработных и нахождения их на учете, стали еще жестче. Например, неоднократный отказ безработного от предложенной работы или профессионального обучения, отсутствие самостоятельных действий для поиска рабочего места, игнорирование оплачиваемых общественных работ является поводом для приостановления выплаты пособия, а в дальнейшем и снятия с учета в качестве безработного. В 2006г. 65,5% обратившихся были признаны безработными, а в 2012г. – 60%.

 

  3.2 Структура безработицы в РБ

 

Несмотря на очень низкую официально зарегистрированную безработицу, ее структура может дать представление о наиболее уязвимых категориях участников рынка труда, а также о региональных различиях в экономике Беларуси.

1) Безработица по возрастным  группам

Наибольший удельный вес среди безработных в 2012г. занимала молодежь в возрасте 20–24 лет – 16,1 % (согласно официальным данным, проблема безработицы среди молодежи является наиболее острой в г. Минске), а также относительно опытные работники в возрасте 25-29 лет(14,6 %), 30-34 лет (12,1 %) и 45–49 лет – 10,6 %. Наблюдалось  также значительное уменьшение числа безработных в возрасте 16-19 лет (2,2 % в 2012г.)В целом, это самый низкий показатель за период с 2001-2012гг. Все основные изменения возрастной структуры безработных затрагивали именно эти группы. В частности, когда в среднем по Беларуси доля безработных в возрасте 16–24 года превысила 40% (2000–2001 гг.), начались сокращения работающих пенсионеров, что позволило освободить часть рабочих мест для трудоустройства молодежи. В результате наблюдалось значительное увеличение безработных в возрасте 50 лет и старше, и в 2012г. этот показатель достиг 15%. Кроме того, в это же время было введено обязательное распределение на работу выпускников учебных заведений. Изменения удельного веса безработных в возрасте 40–49 лет было обусловлено динамикой экономического положения предприятий. Его ухудшение повлекло за собой довольно значительные увольнения (т.е. предприятия проводили своего рода «реструктуризацию»), затронувшие, вероятно, именно эту возрастную группу.

В целом по РБ в 2012г. средний возраст безработных составил 34,4 лет, что является самым высоким показателем за период 2000-2012гг. При этом средний возраст мужчин-безработных составил 35,9 лет, а женщин – 33,7 лет. В обоих случаях наблюдается тенденция к увеличению числа лет. Наибольшее число мужчин-безработных наблюдалось в возрасте 20-24 лет – 15,2%, а также 50 лет и старше – 19,5%. Что касается женщин, то наибольшее число безработных составили лица 20-24 лет – 18,7%, а также 30-34 лет – 13,5%.[Приложение 2]

2) Безработица в зависимости  от пола

Численность женщин-безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости в 2012г. составила 15,9 тыс человек. Что касается удельного веса женщин-безработных в общей численности безработных, то он очень высок и составил в 2009 г.  56,4%.

Очевидно, существует определенная дискриминация в отношении женщин при найме на работу. Кроме того, мужчины, вероятно, чаще прибегают к параллельной или неформальной занятости, а социальная незащищенность и отсутствие правовой защиты переносятся ими легче, нежели женщинами.

3) Безработица в зависимости от уровня образования

Наибольшее число безработных в 2012г. составили лица с общим средним образованием – 38,7% и профессионально-техническим образованием – 18,0%. Наблюдается тенденция роста этих показателей по сравнению с предыдущими годами, т.е. уязвимость относительно менее квалифицированных работников. Число безработных с высшим образованием выросло на 0,1% по сравнению с предыдущим годом и составило 10,3%.  Что касается других показателей, то они снижаются. На 01.01.2012 число безработных лиц с общим средним образованием составило 17395 человек, с профессионально-техническим образованием – 9655 человек, меньше всего безработных с высшим образованием – 4368 человек.

4) Безработица по своей  средней продолжительности

По своей продолжительности безработица в Беларуси не является долгосрочной (т.е. длится менее 1 календарного года). Средняя продолжительность безработицы в 2006г. составила 5,1 месяц, безработица более 1 года составила только 10,5% от общего числа, самой распространенной является безработица от 1 до 3 месяцев – 30,5%. Если соотнести эту динамику с описанными выше условиями получения статуса безработного, то следует ожидать, что немногие безработные способны «продержаться» более года.

Долгосрочная безработица характерна больше для сельскохозяйственных районов и моногородов, то есть мест, где практически не создаются рабочие места, в то время как мобильность рабочей силы никак не поощряется. Реструктуризация градообразующих предприятий ведет к высвобождению рабочей силы и росту безработицы, так как монопрофильность, моноспециализация и неразвитость инфраструктуры регионов препятствуют обеспечению занятости. При этом если для горожан предусмотрена такая мера, как переезд в сельскую местность, то для ее жителей перемещаться уже некуда.

Однако в течение 2007 года численность безработных по малым городам республики снизилась на 2863 человека с 13813 человек на начало года до 10950 человек по состоянию на 1.01.2008, или на 20,7%. Из 187 малых и средних городских поселений численность безработных увеличилась в 33, суммарный прирост безработных в этих городах составил 156 человек. В том числе: Брестская область – 5 городских поселений (+29 человек), Витебская – 8 (+43 человек), Гомельская – 5 (+15 человек), Гродненская – 1 (+10 человек), Минская – 10 (+38 человек), Могилевская – 4 (+21 человек). В 7 городских поселениях численность безработных в течение 2007 года не изменилась.

 

 

                                    3.3. Виды безработицы

 

При анализе безработицы в Беларуси достаточно непроработанным является вопрос о видах безработицы.

Появление безработицы в РБ связано с началом перехода к рыночной экономике. Поэтому главная причина (и, соответственно, преобладающий вид) безработицы – это вынужденная (циклическая) безработица, обусловленная общим спадом объемов производства и необходимостью предприятий, получивших расширение экономической самостоятельности, избавиться от части собственного персонала, накопленного в годы трудоизбыточного формирования трудовых ресурсов на микроуровне. Этот сегмент безработицы в Беларуси можно оценить по сумме показателей: численность уволенных по сокращению штатов и в связи с ликвидацией предприятий, и численность уволенных по собственному желанию. Организациями (кроме субъектов малого предпринимательства

негосударственной формы собственности) в январе-мае 2012 г. было принято

на работу 303,5 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие

места – 19,3 тыс., уволено по различным причинам 348,1 тыс. человек. Из них

6,9% было уволено за прогул  и другие нарушения трудовой  дисциплины, 1% – в 

связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией

организаций. Соотношение принятых и уволенных работников в январе-мае

2012 г. по республике составило 87,2% (в январе-мае 2011 г. – 95,4%) [Приложение 1]. Последнюю величину необходимо учитывать в составе вынужденной безработицы по следующим соображениям: в условиях существенного снижения заработной платы работодатель косвенно инициирует работники к увольнению по собственному желанию, поскольку в противном случае необходимо выплачивать пособие по увольнению, другие доплаты. Поэтому часть работников, рассчитывающие на занятость в другом месте, увольняются с такой формулировкой, но по своей экономической сути они относятся к вынужденным безработным.

Второй вид безработицы, имеющий место в Беларуси можно отнести к структурной безработице. Она возникает в силу квалификационного несоответствия между спросом на рабочую силу и ее предложением. Это проявляется в общих диспропорциях по профессиям, квалификации, территориальном размещении свободных рабочих мест и вакансий; и безработных. Так, например, в Беларуси в 2006г. в среднем на 1 свободное рабочее место приходилось 1,2 безработных. Структурная безработица достаточно многолика, и поэтому количественно очертить ее параметры можно лишь условно. Расчет ее величины необходимо вести в % к численности безработных и учитывать при этом следующие параметры:

Информация о работе Безработица и её проблемы в переходной экономике