Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 23:10, курсовая работа
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда как необходимой составной части рыночной экономики и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – вопрос о конкретных формах безработицы, а в третьей – проблему доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости.
Введение…………………………………………………………………….
2
1. РЫНОК ТРУДА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
1.1.Роль рынка труда……………………………………………………….
3
1.2.Структура и сущность рынка труда…………………………………...
5
1.3.Регулирование рынка труда……………………………………………
9
1.4.Особенности российского рынка труда……………………………….
12
2.ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Занятость в системе рыночных отношений…………………………..
13
2.2.Занятость в переходной экономике…………………………………...
17
3. БЕЗРАБОТИЦА
3.1. Безработица и ее измерение…………………………………………..
19
3.2. Сущность безработицы ……………………………………………….
22
3.3. Полная занятость и естественная безработица………………………
23
3.4. Причины безработицы и ее формы…………………………………...
25
3.5. Определение уровня безработицы……………………………………
27
3.6. Методы сокращения безработицы……………………………………
28
4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ
4.1. Федеральная служба занятости населения России………………….
30
4.2. Биржи труда……………………………………………………………
31
4.3. Направления государственной политики по регулированию рынка труда…………………………………………………………………………
32
4.4. Основные проблемы занятости в современной России……………..
38
Заключение………………………………………………………………….
40
Список литературы…………………………………
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
Создание условий для сокращения предложения труда.
Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. 39Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:40
В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.41
Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Макроэкономическая политика предполагает использование денежно- кредитных и бюджетно- налоговых мер для сокращения безработицы.
Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во- вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно- восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.42
Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума. 43
4.4. Основные проблемы занятости в современной России
Среди основных проблем, связанных с занятостью в России в 2003 году, преобладает структурная безработица - несоответствие имеющихся вакансий спросу на них, невостребованность профессионалов с высокой квалификацией. В прошлом году работу искали в основном служащие, а места в банке вакансий были в основном для рабочих специальностей. При этом государство продолжает сокращать финансирование так называемых активных программ на оказание психологической помощи безработным и ищущим работу гражданам, их профориентацию, социальную адаптацию, организацию и оплату курсов повышения квалификации и получения новых специальностей, актуальных на рынке труда. 44
Недостаточное финансирование из федерального и местных бюджетов и их постоянное сокращение ведет как к уменьшению зарплат работникам службы занятости при возросшем объеме работ, так и к уменьшению размера пособия по безработице. Кроме того, нехватка денег служит причиной задержек по выплате пособий и пенсий. В прошлом году деньги поступили в департамент занятости только в июне, и в результате выплату стипендий пришлось задержать на 3-4 месяца. 45
Однако самой главной проблемой в департаменте службы занятости считают очередные изменения в законодательстве, касающиеся размера пособия по безработице, условий и сроков выплаты пособий и стипендий и порядка их начисления.
С февраля 2003 года обратившиеся в центры
занятости населения и получившие статус
безработного граждане имеют разные
социальные права и получают разные социальные выплаты, что неизбежно
ведет к усложнению всей системы и всевозможным
конфликтам. Размер и порядок выплаты
пособий, стипендий и доплат к ним будет
зависеть от причин, оснований и даже даты
увольнения. В результате уволенные до
15 февраля 2003 года оказались в лучшем положении,
чем уволенные после 15 февраля.
Согласно новой редакции закона "О занятости",
если гражданин был уволен по собственному
желанию без уважительной причины, он
будет первые 6 месяцев получать 40% от прожиточного
минимума, вторые 6 месяцев - 20%. Если увольнение
произошло по собственному желанию с указанием
уважительной причины (переезд, болезнь,
уход за больными членами семьи, нарушение
работодателем трудового договора, воздействие
чрезвычайных обстоятельств и т. д.), то
он получит пособие в размере своей средней
зарплаты за последние три месяца. Однако
уволенные после 15 февраля теряют право
на доплату к пособию на лиц, находящихся
на их содержании и иждивении.46
Пока изменения "свыше" только ухудшают положение как безработных, так и самих работников службы занятости - "бюджетников" с низкими окладами. Только когда работодатели и правительство поймут, что работать постепенно становится некому, тогда появятся положительные изменения в законодательстве.
Заключение
Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь.
Однако достижение этой простой истины дается чрезвычайно трудно. В общественном сознании безработица воспринимается как беда, ужасное несчастье, которое приносит в дом рынок труда. И, тем не менее, безработица - не оборотная сторона свободы труда, и ее определяют более глубокие обоснования, чем рыночные отношения купли продажи рабочей силы. Переход от одной экономической системы к другой - от трудозатратной, основанной на всеобщем уравнительно-принудительном труде, к экономике высокоэффективного свободного труда - неизбежно приводит к появлениям массовой безработицы. Бороться с безработицей - это все равно, что бороться с прогрессивными преобразованиями в экономике, с политическими и социальными свободами личности. Безработица- результат состояния экономики и общества, в котором мы живем, она не причина социальных бедствий и конфликтов, а их результат.
Проводя курс на эффективную занятость, необходимо обеспечить простор для трудовой мобильности высвобождаемых работников к лучшим условиям занятости, создать их заинтересованность в переквалификации, исходя из потребностей рынка труда, и предоставлять достаточные гарантии только тем трудящимся, которые по объективным причинам не могут быть использованы на производстве, включая оказание им трудовой и материальной помощи в случае вынужденной безработицы. Предоставляемые гарантии должны стимулировать активный поиск работы. Развитие сферы и форм занятости происходит вне государственного производства, по законам рынка труда. В этих условиях неизбежно возникает новая ситуация, когда предприятия будут вынуждены соревноваться за привлечение лучших работников. Но вместе с тем необходима общественная помощь тем, кто оказался слабее в этой конкуренции. Эти люди могут рассчитывать на поддержку государства через систему социальных гарантий.
В данной работе были рассмотрены вопросы занятости в современной экономике, выявлены основные причины безработицы в экономики России. Также в работе рассмотрены как теоретические аспекты проблемы безработицы, ее сущность и формы, так и даны практические рекомендации по регулированию безработицы со стороны государства.
Проведенное исследование показало, что сегодня ощущается настоятельная необходимость в выработке новых подходов к решению проблемы безработицы. Прежде всего, речь идет о совершенствовании законодательства о занятости с точки зрения правил взаимодействия субъектов рынка труда (государства, работодателей, профсоюзов и наемных работников как плательщиков страховых взносов), изменения условий присвоения статуса безработного, повышения ответственности работодателей и профсоюзов за соблюдение КЗоТа, усиления роли региональных администраций в регулировании положения на местных рынках труда.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения.
Исходя из вышеизложенного очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.
Список литературы
1. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учебное пособие / Под ред. А.И. Рофе.- М.: 1997
Информация о работе Безработица и занятость как социально-экономические явления