Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 10:07, реферат
Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, заработок, а безработица – отсутствие работы для трудоспособных, которая влечет за собой множество последствий.
Из работы следует, что рост безработицы связан с изменением политической и идеологической систем.
Введение 3
1 Теоретико-методологический аспект проблемы занятости 4
2 Социальные последствия безработицы 8
3 Историческая справка о борьбе с безработицей 10
4 Государственная политика в области занятости населения 10
Заключение 15
Список использованных источников 17
Замечено, что наиболее емкий и подвижный механизм роста занятости населения – это растущая база мелкого и среднего предпринимательства, которая в силу своей мобильности при условии его стимулирования оперативно улучшает ситуацию на рынке труда. Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает также децентрализацию промышленности, переход ее в сельские районы и малые города, создание малый предприятий, расширение сферы обслуживания.
Создать дополнительные рабочие места можно, используя все характеристики гибкого рынка труда: частичная, временная занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени и т.п.
Проблемы в сфере занятости призвана решить федеральная целевая программа содействия занятости, определяющая основные приоритеты и направления государственной политики на 1998-2000г., 2000-2003г. Цель – обеспечить сбалансированность подхода к решению экономических и социальных проблем, т.е. повысить гибкость рынка труда, смягчить социальные последствия неизбежного ускорения высвобождения рабочей силы, создать условия для скорейшего трудоустройства безработных.
Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные последствия для общества, его групп и слоев, для семей, для каждого человека.
Главный в социальной политики является (т.е. должно быть) упреждение массовой безработицы, то обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Допустимой считается незанятость в пределах 2-5%, хотя и в этом случае общество несет определенные потери: возрастает объем пособий по безработице, функционируют биржи труда (центры занятости), возрастает масштаб общественных работ, расширяются программы социальной защиты и т.д. Однако массовая безработица (превосходит нормативную в 2-4 раза и более) может явиться детонатором социального взрыва, что особенно опасно в современных условиях.
Ныне в России по официальным
данным более 1 млн. безработных, по другим
источникам – от 10 до 15 млн. это значительно
превосходит нормативную
Местные власти, руководители предприятий и учреждений пытаются своими силами сдержать рост безработицы. Помимо отмеченных уже выше мер (создание специализированных предприятий для отдельных категорий населения, использование надомных форм работы, укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя) практикуются и отпуска без сокращения заработной платы, оказание финансовой помощи для развития самозанятости, предпринимательства, а также новых форм занятости, установления квоты приема отдельных категорий населения (молодежи, инвалидов и т.д.) на предприятиях. Очень важна такая мера, как введение льготных налогообложений и кредитов предприятиям, сохраняющим дополнительные рабочие места для женщин и молодежи, других категорий граждан.
Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда. Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан.
У нас еще слабо используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения (освобожденных из мест заключения, бомжей и т.д.). Как правило, такие работы общедоступны, не требуют длительной специально-профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей, работа в детских садах и т.д. Их финансируют предприятия, для которых выполняются эти работы, а также используются средства местного бюджета и государственного фонда занятости.
В связи с переходом к рыночным
отношениям и появлением безработицы
были открыты службы занятости. Службы
занятости – государственные
и негосударственные
Служба занятости имеет
Службы занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1991г. и соответствующими законами и нормативными актами Российской Федерации.
Центры занятости всех уровней (типов) решают следующие основные задачи:
Исходя из вышеизложенного можно заключить, что занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, заработок, а безработица – отсутствие работы для трудоспособных, которая влечет за собой множество последствий.
Из курсовой работы следует, что рост безработицы связан с изменением политической и идеологической систем. Так во время становления Советской власти число безработных к середине 18 года возросло до 600 тыс. человек, а в 1924 – 1 млн. 200 тыс. безработных. Основными мероприятиями, направленными на борьбу с безработицей были: создание артелей и кооперативов для инвалидов, их обучение и переквалифицирование, квотирование рабочих мест для инвалидов, молодежи, подростков, создание детских трудовых коммун. Образовавшийся Наркомат социального обеспечения осуществлял борьбу с социальными .. такими как нищенство и проституция, используя методы трудовой помощи. Основной лозунг того периода: «Кто не работает, тот не ест!».
Таким образом в Советской России обеспечение занятости основывалось на командно-административных методах, т.е. достижений 16 лет обязан либо работать либо учиться, причем государство предписывало где и по какой профессии должен трудиться человек. На предприятиях был избыток рабочей силы, безработица имела … характер. Вновь открытый характер безработица приобретает в 90-е годы. Перестройка экономики привела не только к растущей безработице, но и возникновению большого числа хронических безработных. Интенсивность создания рабочих мест в частном секторе не всегда оказывалась способной проглотить безработицу. Вопреки ожидания большая часть работников государственного сектора в частный проходили промежуточный этап-безработицу. Во всех регионах были созданы службы занятости, основной задачей которых являлось то, чтобы помочь безработным найти работу. Необходимость также рассмотреть возможность переориентировки некоторых существующих программ (например программ общественных работ) на хронических безработных, как было недавно сделано в странах ОЭСР.
Ясно, что сами по себе меры политики
на рынке труда не могут решить
проблемы. Зачастую их роль, по-видимому,
заключается в простом
Системы пособий по безработице кажутся такими щедрыми как иногда утверждается в литературе. Поэтому оно не снижает стимул к поиску работы. Большинство безработных получают минимальное пособие.
Службы занятости обычно испытывают недостаток кадров, поэтому работе по трудоустройству уделяется мало времени. Большая часть сотрудников нацелена на хронических безработных, которая выходит за рамки выплаты пособий довольно ограниченно. Надо надеяться, что в будущем эта ситуация изменится.
Информация о работе Безработица - острейшая социальная проблема