Белорусская модель перехода к рынку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:40, лекция

Краткое описание

При наличии общих черт в постсоциалистическом развитии стран СНГ белорусский вариант формирования рыночной экономики имеет свои особенности, что позволяет говорить о белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

3 Белорусская модель перехода к рынку.docx

— 42.48 Кб (Скачать файл)

3 Белорусская  модель перехода к рынку

            При наличии общих черт в постсоциалистическом развитии стран СНГ белорусский вариант формирования рыночной экономики имеет свои особенности, что позволяет говорить о белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики. К ее основным чертам относятся:

• значительная регулирующая роль государства;

• принцип постепенности, эволюционных преобразований;

• сильная и эффективно действующая вертикаль государственной  власти;

• четкая система законодательства, обеспечивающая общность интересов  государства и каждого его  гражданина в отдельности;

• социальная направленность производимых реформ;

• активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией. Вместе с тем можно выделить несколько  общих, «обязательных» направлений:

• либерализация экономики;

• реформирование отношений  собственности;

• стабилизация экономики;

• реструктуризация (структурная  перестройка) экономики;

• интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных  связей, становление экономики открытого  типа.[10]

 

3.1 Особенности  экономической политики Республике  Беларусь в переходный период

           Рост валового внутреннего продукта — тот фундамент, на котором зиждется социально-экономическое развитие страны, благосостояние ее граждан. Только то, что произведено, можно распределить на конечное потребление (в Беларуси это примерно 75% ВВП) и на валовое накопление посредством инвестиций в основные фонды (чуть менее 25%). Увеличивается ВВП — повышаются и зарплата (она составляет у нас примерно 45% ВВП), и госрасходы на образование (примерно 7% ВВП) и на здравоохранение (6—7% ВВП). Поэтому каждая страна так пристально отслеживает динамику этого показателя: по нему мы можем судить, догоняет ли Беларусь развитые государства или отстает. Убедителен пример Китая, который свой ВВП каждые 7—8 лет удваивает (среднегодовой темп роста 9—10%), и поэтому (даже при 6—7%) к 2020г. он в этом отношении перегонит США, где соответствующая цифра последние 15 лет равняется 3,5%.[11] 
            В Беларуси утвердилась собственная модель социально ориентированной рыночной экономики. Ее стратегическую цель можно сформулировать следующим образом: к устойчивому социальному развитию через взаимную ответственность государства и человека. Работа всех органов управления нацелена на защиту гражданина и удовлетворение его потребностей, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. Творческий потенциал граждан, их умения и навыки, способность к разработке новых идей и реализации становятся важнейшим ресурсом экономического развития. Именно поэтому сегодня приоритет отдается качественному преобразованию систем образования, здравоохранения и других отраслей социальной сферы, способствующих становлению всесторонне развитой личности. Приоритетность социальной политики подтверждается тем, что от решения ее проблем зависит выступающая одним из факторов устойчивого развития экономики стабильность общества. Ее показатели просты: эффективная занятость, достойный уровень оплаты труда, пенсионного обеспечения, развитая система социальной защиты.            Локомотивом экономического развития являются группы населения, обладающие трудовой и социальной активностью, способностью адаптироваться к рыночным условиям. Задача государства — гарантировать право каждому на реализацию своих трудовых и интеллектуальных способностей с тем, чтобы он смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие. В нашей стране сложилась разветвленная система поддержки инвалидов, многодетных и неполных семей, пенсионеров, одиноких лиц пожилого возраста, направленная на обеспечение их жизненного уровня, решение социально-бытовых проблем, проведение медицинской и социальной реабилитации. Характерными чертами такой национальной модели считаются ее программно-целевой характер и адресность.  
            Важнейшие программные документы, принятые за последние годы: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг., Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь. Государственная программа возрождения и развития села. Комплексная программа развития сферы услуг. Все они направлены на повышение благосостояния населения, обеспечение рациональной занятости, социальную поддержку малообеспеченных категорий граждан. 
            Главной целью социально-экономической стратегии Республики Беларусь на современном этапе является дальнейший рост качества жизни белорусов на основе конкурентоспособной экономики, которая подразумевает:

  • всесторонне гармоничное развитие человека;
  • рост реальных денежных доходов и сокращение бедности;
  • эффективную занятость;
  • внедрение системы социальных стандартов во все сферы жизни общества;
  • расширение сферы услуг и др.

 

Ключевым пунктом выступает  уровень жизни населения. Необходимо создать условия, позволяющие белорусам  обеспечить своим трудом собственное  материальное благосостояние, и усилить  государственную поддержку социально  уязвимых сограждан.[12]

Это возможно только при  условии:

  • повышения платежеспособного спроса населения;
  • роста заработной платы и превращения ее в основной источник денежных доходов населения;
  • поэтапного приближения величины минимальной зарплаты до уровня минимального потребительского бюджета, размера социальных пособий — до бюджета прожиточного минимума;
  • удержания безработицы в социально допустимых пределах;
  • дальнейшего совершенствования государственной адресной социальной помощи;
  • развития пенсионного обеспечения;
  • доступной медицинской помощи широким слоям населения, качественного улучшения оказываемых медицинских услуг;
  • стимулирования массовой физической культуры, пропаганды здорового образа жизни, профилактики социально опасных болезней, охраны материнства и детства;
  • наличия доступного и качественного образования, отвечающего потребностям реформируемой экономики согласно международным образовательным стандартам;
  • обеспечения качественным жильем, способным удовлетворить потребности настоящего и будущих поколений граждан страны.

           Мобилизация всех ресурсов. Правительством проводятся целенаправленные действия по совершенствованию. Переход на рыночные отношения принес новые реалии и источники доходов: от акций и других ценных бумаг, проценты по депозитам, от предпринимательской деятельности и собственности. Принимаемые меры по социальной защите малообеспеченных групп населения способствовали усилению роли социальных трансфертов — пенсий, пособий, стипендий и др.  
           В последнее время растет доля оплаты труда структуре доходов населения - до 59,2%.  Последовательные усилия по повышению денежных доходов и обеспечению социальной защиты населения со стороны государства способствовали значительному снижению уровня мало обеспеченности. Доля граждан с доходами ниже официально установленной черты бедности (бюджета прожиточного минимума) уменьшилась с 41,9%  до 19,1%. Это один из самых низких показателей среди стран СНГ, он остается важнейшим приоритетом социального развития Республики Беларусь и на долгосрочную перспективу. Поставлена задача снижения уровня бедности к 2012 г.  По мере дальнейшего роста доходов граждан возможно нарастание процессов имущественного расслоения. Главное — удержать его в рамках, не превышающих критического значения (пороговое значение коэффициента дифференциации доходов — 8—10 раз, в то время как в республике он составляет 5,2 раза). Первостепенная забота государства — повышение уровня оплаты труда. За 2006— 2010 гг. номинальная заработная плата увеличилась в 7,9 раза, в том числе более чем в два раза в реальном выражении. В 2011 г. на 27,4% и 17,6% соответственно.[13] 
           По размерам среднемесячной заработной платы Беларусь занимает третье место среди стран СНГ после России и Казахстана. На конец 2011 г. она составила 310 долларов США в эквиваленте, в бюджетной сфере — 265 долларов США, на конец 2012 – 450   долларов США. Сегодня покупательная способность зарплаты равняется 2,3 минимального потребительского бюджета. Существенно выросли минимальная заработная плата, государственная гарантия и низшая граница оплаты труда. Еще в 2000г. она составляла лишь 9% бюджета прожиточного минимума (БПМ), а с ноября 2010 г. установлена в размере утвержденного БПМ. С января 2011 г. - 179,1 тыс. рублей, что превышает уровень БПМ. Благодаря своевременным усилиям правительства проблема несвоевременной выплаты заработной платы в Беларуси практически ликвидирована. Оплата труда в организациях и отраслях все больше связывается с результатами их финансово-хозяйственной деятельности. В стране установлен единый порядок повышения тарифной ставки первого разряда, упорядочены условия заработка работников коммерческих компаний. Хотя еще хватает нерешенных проблем в этой области. По-прежнему низкой остается доля оплаты труда в ВВП, она все еще не в полной мере выполняет воспроизводственную и стимулирующую функции. Сохраняется значительная дифференциация доходов по отраслям экономики. Например, заработная плата в сельском хозяйстве в 2006 г. равнялась только 62% от ее средне республиканского уровня, 80— 90% — для работников социально-культурных отраслей. Наиболее актуальным сегодня остается вопрос соотношения темпов роста производительности труда и реальной зарплаты.            В экономически развитых странах норматив последней на 1% прироста производительности труда в среднем составляет 0,6—0,7%. В Беларуси начиная с 1996 г. отмечается устойчивое превышение заработной платы над производительностью труда (за исключением 2003 г.), что противоречит мировой практике.[14]

3.2 Современное  состояние национальной экономики  РБ

            Понятие экономического роста и показатели экономического роста Республики Беларусь. Экономический рост – это тенденция изменения совокупных показателей развития национальной экономики за определенный промежуток времени, обычно за год.

           Экономический рост - процесс количественного увеличения и качественного совершенствования создаваемых потребительских стоимостей (благ) в соответствии с объемом и структурой складывающихся общественных потребностей. Для характеристики экономического роста используются как общие, так и частные показатели. Общим показателем динамики экономического роста считается увеличение валового национального продукта, чистого национального продукта или национального дохода за определенный период времени или их увеличение на душу населения. В качестве частных показателей используются производительность труда, эффективность производства и т.д. Посредством общих и частных показателей выявляются динамизм развития общественного производства, количественные изменения в экономике. Вместе с тем. Данные показатели не всегда позволяют судить о качественной стороне экономического роста. Для этого необходимо сопоставить темпы экономического развития с темпами прироста населения.[15] 
           Экономическая наука выделяет два типа экономического роста, впервые сформулированных К.Марксом. Они различаются соотношением результатов и факторов производства. Первый тип макроэкономического роста – экстенсивный (лат. extensivus – расширяющийся). В этом случае увеличение объемов производства происходит за счет трех факторов: основного капитала (фондов); рабочей силы; материальных затрат (природного сырья, материалов, энергоносителей). Для выяснения роли каждого из указанных факторов в умножении выпуска продукции применяется эконометрика (научная дисциплина, изучающая количественные процессы в экономике). С её помощью создаются эконометрические модели роста национального хозяйства. Более сложный тип экономического роста – интенсивный ( фр. Intensif – напряжение). Его главный отличительный признак – повышение эффективности производственных факторов на базе технического прогресса. При данном типе расширенного воспроизводства появляется новый фактор экономического роста – повышение эффективности всех традиционных факторов.  
           Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.  
           Концепция стратегического развития Республики Беларусь на современном этапе была сформирована и представлена в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь. Этот документ отразил научно обоснованные направления устойчивого развития республики, исходя из принципов устойчивого развития, принятых ООН в «Повестке дня на XXI век», и собственных национальных интересов, условий и особенностей развития. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь была разработана в целях обеспечения эффективного участия страны в решении вопросов устойчивого социально-экономического, развития в рамках мирового хозяйства и создания необходимых предпосылок устойчивого развития в республике, способных обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь вошла в систему государственных прогнозных и плановых документов социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и разрабатывается каждые пять лет на 15-летний период.[16]  
           Идея устойчивого развития возникла в результате осознания человечеством ограниченности природно-ресурсного потенциала для экономического роста и надвигающейся опасности необратимых негативных изменений в окружающей среде, а термин «устойчивое развитие» был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию.  
           Устойчивое развитие связано и базируется на двух ключевых понятиях: 1) потребностях, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения); 2) ограничениях, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, предопределяющих способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества. Удовлетворение человеческих потребностей является главной задачей человеческого развития. Речь идет о наиболее важных для жизни человека потребностях и предоставлении для всех людей равных возможностей их удовлетворения.            Устойчивое развитие носит динамичный характер. Оно представляет собой процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направления капитальных вложений, ориентация технического развития и институциональные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями. Современный подход к концепции устойчивого развития в мировом масштабе вырабатывался в течение длительного периода времени, принимая во внимание самые разнообразные концепции: динамического роста, органического роста, динамического равновесия и др. Работа проводилась в рамках Римского клуба. Общим для всех концепций подходом является сопоставление глобальной экономической системы с живым организмом, анализ количественного и качественного роста. Понятие «устойчивое развитие» предполагает различие между экономическим развитием и экономическим ростом. Экономический рост направлен на количественное увеличение масштабов экономики: объема материальных потоков, рост человеческих ресурсов, увеличение объема результатов человеческого труда. Экономическое развитие предполагает качественное улучшение структуры, конструкции и композиции этих физических объемов. Однако на практике эти понятия трудно разграничить. Экономический рост является важнейшей составляющей экономического развития страны. Он характеризует его динамику, количественные и качественные изменения в экономике страны. Он отражает движение всей национальной экономики и ее основных элементов: объемов производства, цен, занятости и т.д. и обеспечивает повышение уровня жизни населения. Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных направлений развития - экономического, социального и экологического и выделяет три главные цели: экологическая целостность; экономическая эффективность.[17] 
           Экологическая целостность означает, что устойчивое развитие должно обеспечивать стабильность биологических и физических систем. Ключевым моментом является сохранение способности таких систем к изменению, а не их сохранение в «идеальном» статическом состоянии. Снижение способности экологических систем к самовосстановлению связано с деградацией природных ресурсов, загрязнением окружающей среды и утратой биологического разнообразия. Экономическая эффективность в рамках устойчивого развития требует осознания бесперспективности экономического роста, не соотнесенного с ресурсными возможностями. Это новый взгляд на само понятие «экономическая эффективность», увязанный с экологическими последствиями. Долгосрочные экономические проекты, построенные с учетом экологических последствий, в итоге оказываются экономически эффективными, и наоборот. Социальная ориентация концепции устойчивого развития является ключевой, так как принципиально важны не темпы роста, а распределение доходов. Без справедливого распределения ресурсов и возможностей между всеми членами человеческого общества устойчивое развитие невозможно. Достойная жизнь и благосостояние всех граждан должны стать главной целью мирового сообщества. 
           В Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. в качестве конечной цели проводимых в республике экономических преобразований названо достижение стандартов уровня и качества жизни развитых европейских государств, среды обитания на основе создания высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, восприимчивой к научно-техническому прогрессу, к постоянно меняющимся общественным и личным потребностям человека. Достижение этой цели предполагается осуществлять поэтапно, с выделением на каждом этапе задач и комплекса мер по их реализации. Первый этап - восстановительный (до 2000 г.), на котором закреплялись положительные тенденции, наметившиеся в экономике республики. Второй этап (2001-2005) - создание условий для возобновления устойчивого экономического роста. Третий этап (2006-2010) - активная структурная перестройка национальной экономики. Четвертый этап (2011-2015) - начальный период устойчивого экономического развития. И если экономический рост является важнейшей задачей экономического развития государства, то важнейшей целью экономической политики выступает стабильность экономического роста. Экономический рост следует рассматривать как количественное и качественное совершенствование производства и увеличение общественного продукта, способствующие решению проблемы ограниченности ресурсов и повышению уровня жизни. На экономический рост влияет совокупность разнообразных факторов, которые можно объединить в три основные группы: факторы предложения, факторы спроса, факторы распределения. 
           Факторы предложения отражают потенциальные возможности страны обеспечить экономический рост и проявляются через ее экономический потенциал и его важнейшие составляющие: природно-ресурсный, трудовой, производственный, научно-технический и т.д. Факторы спроса обусловлены уровнем совокупности доходов и расходов в обществе, их структурой, наличием свободных капиталов и доступностью к их получению. Факторы распределения связаны с размещением факторов производства и производственных ресурсов, структурой общественного производства, тенденциями экономического развития и др. Экономический рост (падение) складывается под влиянием совокупности всех трех групп факторов в их взаимодействии.[18] 
           В последние годы большое внимание уделяется концепции нового качества экономического роста. В соответствии с этой общепринятой в современном мире концепцией нового качества экономического роста, показательного для постиндустриального информационного общества, усилия Республики Беларусь должны быть сосредоточены на обеспечении развития экономики одновременно по четырем главным направлениям: а) социально ориентированном, нацеленном на оздоровление нации, формирование всесторонне развитого и социально активного члена нового общества, б) наукоемком, в) ресурсосберегающем, г) экологозащитном. Эти направления приняты за основу будущей сбалансированной структуры народного хозяйства Республики Беларусь. Содержание основных элементов ВВП. Структура производства и структура использования ВВП Важнейшими внутренними факторами экономического роста в Республике Беларусь выступили возросшее потребление домашних хозяйств и валовой экспорт, доля которых в 10,6% прироста ВВП составила около 6,5 и 3,5 п.п. соответственно. Несмотря на отрицательное значение в приросте ВВП чистого экспорта, его влияние на экономический рост было положительным. Выражалось это в стимулировании роста российского внутреннего спроса на белорусские товары на основе увеличения экспорта и повышения спроса на энергоресурсы. В 2010 г. динамика ВВП со стороны предложения формировалась за счет роста промышленного производства: темпы роста ее добавленной стоимости составили 114,4% . Рост инвестиционной активности в стране сопровождался наращиванием объемов строительно-монтажных работ - прирост созданной в строительстве добавленной стоимости составил 23,5%, как следствие - увеличилась доля данной отрасли в ВВП с 8,5%  до 9,4%. Увеличение удельного веса сельского хозяйства до 8,4% ВВП обусловлено высокими темпами роста произведенной отраслью добавленной стоимости - 109,5%. Увеличение до 47% в структуре ВВП доли отраслей, занятых производством товаров, несмотря на довольно высокие темпы роста добавленной стоимости в сфере услуг (например, транспорта и связи - 105,5%, торговли и общественного питания - 118,2%), вызвало соответствующее сокращение удельного веса сферы производства услуг до 38,5%. По предварительным оценкам, в 2009 г. доля чистых налогов на продукты сократилась по сравнению с предыдущим годом и составила 14,5% ВВП. 
           В 2010 г. экономика Беларуси функционировала в сложных условиях мирового финансово-экономического кризиса. Основным каналом его отрицательного воздействия на социально-экономическое развитие республики явилось существенное сокращение внешнего спроса на продукцию белорусского производства, вызвавшее уменьшение объемов внутреннего производства, ухудшение финансового состояния предприятий, замедление динамики роста доходов секторов экономики, их потребительского и инвестиционного спроса и как следствие - негативное изменение общей макроэкономической ситуации в стране. Темпы роста ВВП в Беларуси они составили 100,2% к уровню предыдущего года, что гораздо ниже прогнозных значений (110-112%). В структуре конечного использования ВВП удельный вес расходов на конечное потребление составил за три квартала 73,9%, в том числе потребление домашних хозяйств - 56,6%, на 4,9 и 4,4 п.п. соответственно. Важнейшим фактором поддержания макроэкономической динамики в Беларуси  выступало валовое накопление, доля которого за три квартала 2011г. достигла в воспроизводственной структуре ВВП 36,2%, в том числе накопление основного капитала - 35,1% (увеличение по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года - на 2,3 и 6 п.п. соответственно).[19]

Заключение

           Рынок функционирует как механизм, который соединяет покупателя и продавца, т.е. обеспечивает возможность обмена одного результата труда на другой с помощью денег. Рыночная экономика — это совокупность товарно-денежных отношений свободных, независимых и равноправных субъектов экономической деятельности (продавец и покупатель), соответствующих рыночных структур и механизмов. Координирующим эвеном рыночной экономики выступает ценовой механизм. Цена — выраженная в деньгах стоимость вещей и услуг. Цена несет очень много информации и так сильно влияет на поведение покупателей и продавцов, что экономисты часто называют рыночную экономику ценно управляемой системой. Содержание и интенсивность функций государства зависят от конкретно-исторического положения страны.

           Ключевая функция государства состоит в создании условий для формирования и развития высокоэффективного рыночного хозяйства, при этом должны тщательно учитываться многоукладный характер экономики, сильные тенденции смешения теневой экономики с экономикой легальной, проникновения теневых отношений в механизмы государственного управления. Более сильными здесь остаются традиции ожидания защитных функций государства. К такой защите и опеке были приучены не только массы населения, но и целые отрасли народного хозяйства, особенно стратегически весомые и социально значимые. Кризис экономики всех стран бывшего социалистического содружества можно охарактеризовать следующими общими чертами. Это, во-первых, бурные "всплески" инфляции на фоне развала старых финансовых систем, неумелого использования новых национальных валют и долларизации денежного обращения. Во-вторых, так называемый "рыночный шок", попытки регулировать сложные социально-экономические процессы лишь примитивными неомонетаристскими методами, что привело к резкому спаду, производства промышленной, сельскохозяйственной продукции и услуг и повлекло сокращение валового внутреннего продукта и национального дохода. В-третьих, усиление структурных деформаций экономики почти во всех пост социалистических странах, что связано с ослаблением регулирующего влияния государства на макро- и микро уровнях. Это дало возможность иностранным конкурентам потеснить наших товаропроизводителей, как с внутренних, так и с международных рынков. Экспорт в еще большей мере стал носить сырьевой характер, а уровень конкурентоспособности отечественной продукции продолжает оставаться крайне низким. В-четвертых, невиданные масштабы криминализации экономики, что дает право называть преступность "пятой властью". 
           Коррупция и спекуляция, мошенничество и воровство, грабеж и разбой становятся привычным явлением, формируя в обществе извращенные представления о добре и зле. И это закладывается в генетический код будущих поколений. В-пятых, резкое социальное расслоение общества: обнищание основной массы населения и обогащение верхушки за счет спекулятивной перепродажи государственных товарных ресурсов присвоения экспортной выручки, "приватизации" госимущества и валютно-финансовых махинаций. Таким путем, по сути, народился и обрел финансовое господство новый слой пост социалистических предпринимателей. За последнее пятилетие при обвальном общеэкономическом и про мышлением спаде во всех странах СНГ темпы падения выпуска товаров народного потребления (продовольственной и непродовольственной групп) были наиболее высокими. В результате усилилась структурная деформация народного хозяйства. Производственные отрасли, работа которых должна быть направлена на решение обостряющихся социальных проблем, оказались разрушенными.                                  Современное социально-экономическое положение Республики Беларусь определяет высокую актуальность проблемы обеспечения экономической безопасности страны. Усиление значимости целенаправленной деятельности в этой области определяется всеми коренными экономическими преобразованиями, которые произошли за последние годы в Республике Беларусь и во всем мире. Наряду с определенными положительными итогами в проведении экономических реформ в стране еще имеют место негативные процессы в экономике. В международных отношениях Республика Беларусь сталкивается со стремлением ряда стран и транснациональных корпораций использовать неблагоприятную экономическую ситуацию в своих экономических интересах, тем самым, причиняя экономике Беларуси непоправимый ущерб. Национальная безопасность Республики Беларусь во все большей мере становится в зависимость от состояния белорусской экономики, которая обеспечивает должный уровень обороноспособности страны, территориальную целостность, рост благосостояния белорусского народа. Среди существующих сегодня угроз экономической безопасности РБ можно выделить увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, разрушение научно-технического потенциала и деиндустриализацию экономики, опасность угрозы продовольственной независимости, рост безработицы. В ряду отрицательных факторов, носящих долгосрочный характер, надо отметить беспрецедентный инвестиционный кризис, что еще долго будет сказываться на будущем белорусской экономики. С целью достижения равновесного долгосрочного экономического роста государство должно так воздействовать на совокупный спрос, чтобы скорость его расширения соответствовала темпу увеличения естественного уровня реального объема производства, а также обеспечить при этом возрастание естественного уровня реального объема производства.  
           Политика роста — совокупность государственных мер, направленных на обеспечение долгосрочного сбалансированного экономического роста. Государственная политика роста предполагает стимулирование склонности к сбережениям и инвестированию, обеспечение увеличения предложения труда, стимулирование технологического прогресса и роста эффективности производства. Если в экономике капитала вооруженность ниже "золотого" уровня, необходимо стимулировать инвестиции в основной капитал. Экономический рост важен не сам по себе, а теми последствиями, которые он вызывает. Одно из них состоит в том, что экономический рост сопровождается увеличением общественного продукта в расчете на душу населения и означает повышение уровня жизни населения. Кроме того, экономический рост за счет интенсивных факторов ведет к минимизации издержек и экономии ресурсов, в результате чего решаются экономические и социальные проблемы не только нынешнего, но и будущих поколений. Следует учитывать также то, что развивающаяся вследствие экономического роста экономика способна решать проблемы как внутри страны, так и на международном уровне. Рост доходности населения, а значит, и богатства общества позволяет решать чисто жизненные вопросы людей и осуществлять такие важные для жителей планеты проблемы, как борьба с бедностью, загрязнением окружающей среды, стихийными бедствиями, оказывать содействие странам и народам по выходу из состояния отсталости, нищеты и деградации.  
           При оценке возможностей экономического роста в странах так называемого трансформационного периода, включая и Беларусь, необходимо делать поправку на наличие свободных производственных мощностей. За счет бюджетной и кредитной подпитки оборотного капитала есть шанс возобновить некоторые производства и даже сформировать кое-где точки экономического роста. Содержание и интенсивность функций государства зависят от конкретно-исторического положения страны. Ключевая функция государства состоит в создании условий для формирования и развития высокоэффективного рыночного хозяйства, при этом должны тщательно учитываться многоукладный характер экономики, сильные тенденции смешения теневой экономики с экономикой легальной, проникновения теневых отношений в механизмы государственного управления.

Список использованных источников

1. Алымов, Ю. Анализ макроэкономической ситуации в Беларуси. / Ю. Алымов. // Банковский вестник. – 2010. - №6. – 6-9.

2. Гальперин, В.М., Гребенников  П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник /Общая редакция Л.С. Тарасевича. Изд. 2-е, переработанное и доп. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. — 719 с.

3. Губанов, С.С. Этап  перехода к еврофакторам развития. / С.С. Губанов. // Новая экономика. – 2012. - №7-8. - с.39-49.

4. Заико, Л. Макроэкономика 2009: новые тенденции. / Л. Заико. // Экономическая газета. – 2011. - №41. – с.3.

5. Заяц, Ф. Рост экономики  сохранился. / Ф. Заяц. // Экономическая газета. – 2012. - №30. – с. 1, 4.

6. Кобяков, А. К новому  качеству жизни. / А. Кобяков. // Экономика Беларуси. – 2010. - №4. – с.7-10.

7. Ковалев, М. Открытое  окно возможностей. / М. Колымов. // Белорусская думка. – 2009. - №8. – с.65-70.

8. Кушкин, В.В. Задачи экономического  роста. / В.В. Кушкин. // Экономист.  – 2010. - №2. - с.31.

9. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. / И.М. Лемешевский. – Мн.: ФУАинформ. – 576с.

10. Лемещенко, П. Слагаемые экономического роста. / П. Лемещенко. // ФУА. – 2012. - №6. - с.26.

11. Макроэкономика: Учеб. пособие  для вузов / Белкоопсоюз. БТЭУ; Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др. — Гомель: БТЭУ, 2011. - 220 с.

12. Макроэкономика: Учеб. пособие  для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 319 с.

13. Макроэкономика: Учеб. пособие  для вузов / Под ред. М.И. Плотницкого.- М.: ООО "Новое знание", 2012. - 462 с.

14. Минько, Ю. Экономика  Беларуси: движение по нарастающей. / Ю. Минько. // Планета. – 2011. - №1. - с.12.

15. Никитенко, П. Экономика  Беларуси в контексте международных  сравнений. / П. Никитенко. // ФУА. –  2012. - №5. – с.17.

16. Пинигин, В. Экономика в 2010 г.: что было и что будет. / В. Пинигин. // Экономическая газета. – 2012. - №21. – с.21.

17. Полоник, С. Социальное развитие – приоритет деятельности государства. / С. Полоник. // Белорусская думка. - 2011. - №9. – с.5- 13.

18. Сидорский, С. Пять лет созидания и прогресса. / С. Сидорский. // Экономика Беларуси. – 2010. - №1. – с.6.

19. Тур, А.Н. Программа  социально-экономического развития  Республики Беларусь на 2010-2012г.г.  и направления ее реализации. / А.Н. Тур. // Банковский вестник.  – 2012. - №3. – с.3-10.

 

 

 


Информация о работе Белорусская модель перехода к рынку