Блага: общая характеристика и классификация. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

Предметом работы является классификация и ограниченность благ, а объектом – ресурсы и блага. Цель контрольной работы состоит в исследовании понятия экономического блага, а также в рассмотрении основных классификаций благ. Для достижения поставленной цели исследования сформулированы следующие задачи, которые состоят в составлении классификации благ, в приведении примеров, рассмотрении проблемы ограниченности ресурсов и благ с разных сторон и в выявлении основных направлений совершенствования использования благ в переходной экономике.

Содержание

Введение
3
1 Экономическое благо как категория экономической теории
4
2 Классификация экономических благ
5
3 Ограниченность благ
16
4 Взаимозаменяемость и взаимодополняемость
20
Заключение
26
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 79.88 Кб (Скачать файл)

     Пятое свойство кривых безразличия: наклон кривой безразличия уменьшается при движении вправо, кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. 

     

Рисунок 3 - Совершенная взаимозаменяемость 

     Рассмотрим  теперь два особых случая конфигурации кривых безразличия. Многие товары взаимозаменяемы  и взаимодополняемы. Взаимозаменяемыми называют товары, которые служат для удовлетворения одинаковых или сходных потребностей, так что потребитель может выбрать какой-то один из этих товаров о (сигареты различных марок). С другой стороны, товары, которые потребляются совместно (спички и сигареты), называются взаимодополняемыми. Представим кривые безразличия для двух крайних случаев: совершенной взаимозаменяемости (если потребителю все равно, какие сигареты купить) и жесткой взаимодополняемости (если спички используются только при курении).

     В случае совершенной взаимозаменяемости два товара рассматриваются как  один товар, и кривая безразличия  вырождается в прямую линию (рис. 3), т.е. предельная норма замены становится постоянной величиной. При жесткой взаимодополняемости каждому уровню удовлетворения потребителя соответствует j одна комбинация товаров. Увеличение количества одного товара без увеличения количества другого не изменяет полезности этой комбинации для потребителя (предельная норма замены = 0).

     Такие ситуации редки на практике. Большинство  реальных кривых безразличия находятся между двумя крайними положениями.

     Заключение 

     Рассмотрено понятие экономического блага, как категории экономической теории. Благо – это вещи и услуги, способные удовлетворять потребности людей. Определенные блага существуют в естественном виде, человек ими пользуется, но они не являются объектом экономической деятельности. Другие можно получить в результате экономической деятельности, но в количестве, ограниченном уровнем развития производства, наличием сырьевых ресурсов, технологий. Следовательно, существует проблема ограниченности экономических благ относительно потребностей (проблема относительной ридкисности). Экономическое благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей, одновременно экономическая потребность может быть удовлетворена за счет нескольких благ. В экономической деятельности люди для достижения своих целей используют средства, которых иногда бывает недостаточно и которые можно применить по-разному. Ценность блага определяется интенсивностью потребности (величина психологическая, изменяемые в зависимости от индивида) и имеющейся количеством блага, способного удовлетворить эту потребность. В зависимости от критериев оценки существуют различные классификации экономических благ.

       В контрольной работе приведены примеры каждого вида благ, а также представлена следующая классификация. В работе рассматриваются материальные и нематериальные, экономические и неэкономические, специфические, долговременные и недолговременные (краткосрочные), прямые и косвенные (настоящие и будущие), взаимозаменяемые, взаимодополняемые (комплементарные), конкурентные и неконкурентные, исчерпаемые и неисчерпаемые из потребления, общественные и частные, клубные, неполноценные, насущные блага. А также блага, различающиеся по возможности контроля ценности потребителями, предметы роскоши и товары массового потребления, как виды благ. 

     Список  литературы 

     1  Хюфнер К. Высшее образование как общественное благо: методы и формы его предоставления / Хюфнер К. // Высшее образование в Европе. – 2009.

     2  Тамбовцев В. Реформа российского образования и экономическая теория / Тамбовцев В. // Вопросы экономики. – 2008.

     3 Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.:Инфра-М., 2006.

     4 Курс экономической теории / Под общ. Ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой – Киров, 1995.

     5  Экономика: учебник для вузов. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002.

     6  Курс экономической теории. / Под ред. Сидоровича А.В. – М.: Дело и Сервис, 2001.

     7  Экономическая теория. / Под ред. Видяпина В.И, Добрынина А.И, и др. – М.: ИНФРА-М, 2003.

     8  Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002.

     9  Гукасьян Г.М. Экономическая теория: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.


Информация о работе Блага: общая характеристика и классификация. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость