Благотворительная деятельность псковских предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:48, реферат

Краткое описание

Поэтому целями моей работы являются:
 Рассмотрение вопросов истории благотворительности в России;
 Попытка дать определение явлениям благотворительности и меценатства;
 Ответить на вопросы, в том числе, и на примере Псковской области, кто занимается благотворительностью и зачем они это делают;
 Как оценивает государственная власть деятельность благотворителей

Содержание

1. Введение………………………………………………стр.3
2. Благотворительность в истории России……………..стр.4-14
3. Благотворительная деятельность псковских предпринимателей…………………………………..стр.15-21
4. Заключение…………………………………………….стр. 22
5. Список используемой литературы………………………….стр.23

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по экономике.docx

— 45.83 Кб (Скачать файл)

 

                                                

 

                                   Содержание

 

  1. Введение………………………………………………стр.3
  2. Благотворительность в истории России……………..стр.4-14
  3. Благотворительная деятельность псковских предпринимателей…………………………………..стр.15-21
  4. Заключение…………………………………………….стр. 22
  5. Список используемой литературы………………………….стр.23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

                                     Введение.

Благотворительность, т.е. помощь ближнему и сострадание к нему, является одной из характерных черт русского человека.  Русские православные люди из древне славились тем, что делились последним куском хлеба с ближним, всегда оказывали помощь больному и раненому, даже врагу. 

В нашей стране в настоящее  время живут люди, обладающие огромными  материальными богатствами и  рядом с ним – те, кто пребывает  в ужасающей нищете. К сожалению, государство не может справиться с этим противоречием. Нынешнее время  наполнено жестокостью или даже цинизмом, культом денег. В связи  с этим акты благотворительности  обретают не только моральное и нравственное, но и экономическое значение.

Меня заинтересовал этот вопрос, так как в нашей области  пропасть между богатыми и бедными  увеличивается, а государство, как  было сказано выше, не может справиться с этим противоречием. Есть ли меценаты в современной России? Какова история  благотворительности? 

Поэтому целями моей работы являются:

  • Рассмотрение вопросов истории благотворительности в России;
  • Попытка дать определение явлениям благотворительности и меценатства;
  • Ответить на вопросы, в том числе, и на примере Псковской области, кто занимается благотворительностью и зачем они это делают;
  • Как оценивает государственная власть деятельность благотворителей

 

 

 

                

 

 

                      Благотворительность в истории России.

Преодолевая сложности исторической судьбы, третье сословие  России формировало  традиции своей среды, ориентиры одобряемого поведения, сословные идеалы. Среди этих традиций наиболее заметными за недолгий срок существования русской буржуазии сумели стать благотворительность и меценатство. Благотворительность является одной из древнейших русских традиций,  которая пришла на Русь вместе с христианством. В словаре Брокгауза и Ефрона от 1891 года дано ей такое определение: «благотворительность -  проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.» Добро ближнему делают многие, в ком есть эта потребность, но у состоятельных людей всегда больше для этого возможностей. Среди этих людей известны и такие, кто и работал-то для того, чтобы эти возможности были. 
Осуществлять помощь нуждающимся должно правительство, общественные организации: их задача и состоит в том, чтобы этих нуждающихся в частной благотворительности не было. Экономическая политика должна принимать меры, чтобы вывести труд и хозяйство народа из неблагоприятных условий.

Правительственные ссуды  должны помочь нуждающимся найти заработки, т.к. даровые пособия оказывают деморализующее влияние. И еще должны быть решены многие вопросы просвещения, здравоохранения, социального обеспечения. Государство и берет налоги с граждан на эти цели. На практике у государства никогда не хватает средств на социальные нужды. Деньги идут на военные расходы, административный аппарат, грандиозные проекты и памятники. Люди же не накопившие собственности и рассчитывающие только на помощь государства при непредвиденных событиях личной жизни, стихийных бедствиях, попадают в очень сложные обстоятельства. Поэтому никто не должен мешать частным благотворителям проявлять свое желание помочь попавшим в беду. Например, во время голода 1933 года отправлялись обратно грузы, посланные европейской общественностью в виде помощи.

Частная благотворительность  имеет глубокие исторические корни  в России, практические навыки такой  деятельности воспитывались в старину. Древнерусское общество, принимая христианство, с пониманием восприняло вторую из основных заповедей – о любви  к ближнему. Свое выражение это получило в раздаче милостыни. Любить ближнего – это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить  заключенного в темнице. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья. Древнерусский благотворитель менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, а более о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, подаваемую из руки в руку, втайне от постороннего взгляда. «В рай входят святой милостыней, -говорили в старину, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается.» Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить душевную пользу; нуждающийся должен был видеть своего благодетеля, чтобы знать, за кого молиться.

Древнерусские цари накануне больших праздников, рано по утрам, делали тайные выходы в тюрьмы и  богадельни, где из собственных рук раздавали милостыню арестантам и призреваемым, также посещали и отдельно живущих убогих людей.

Нищенство считалось в  Древней Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного  порядка, а одним из средств нравственного  воспитания народа.

Никакими методами социологического изучения нельзя вычислить, какое количество добра вливала в людские отношения  эта ежедневная, молчаливая  тысячерукая  милостыня, насколько она приучила людей любить человека и отучала  бедняка ненавидеть богатого. Явственнее всего обнаруживалось значение такой  личной милостыни, когда нужда в  благотворительной помощи вызывалась не горем отдельных несчастливых людей, а народным бедствием.

Такое бедствие случилось  во время трехлетнего голода 1601-1603 гг. при Борисе Годунове. Царь не жалел  казны, щедро раздавал в Москве милостыню, предпринял обширные постройки, чтобы доставить заработок нуждающимся. Однако при первых же признаках неурожая началась хлебная спекуляция. Царь принимал строгие и решительные меры против зла: скупщиков били кнутами на рынках нещадно, переписывали их запасы и продавали понемногу, предписывали обязательные цены, но помогло это мало. Благотворительность власти, - хорошо, что она была, но в период такого бедствия помогала мало. Смягчить положение голодающих могли бы накопленные людьми частные средства, но население было чрезвычайно бедно, и, возможно, помогла бы свободная продажа хлеба по вольным ценам, т.к. никакие реквизиции все равно народ не накормили.

Ульяна Устиновна Осорьена, вдова-помещица, жена зажиточного провинциального дворянина, отличалась чрезвычайной скромностью и жалостью к бедным и убогим. Еще до замужества, живя у тетки после смерти родителей, она обшивала всех сирот немощных вдов в ее деревне, часто работая всю ночь до утра. В замужестве она тоже не забывала христианскую заповедь о тайной милостыне. Когда мужа отсылали на 2-3 года на царскую службу куда-нибудь в Астрахань, Ульяна Устиновна шила и пряла, рукоделье свое продавала и выручку тайком раздавала нищим. Как писал ее сын в биографии матери, в один из нередких в Муромском краю неурожаев Осорьена, не считая себя вправе брать что-нибудь из домашних запасов, раздавала еду, которая полагалась ей в доме.

Эта любовь к ближнему помогла Ульяне Устиновне легко переступить через самые закоренелые общественные предрассудки Древней Руси. Глубокая юридическая и нравственная пропасть лежала между барином и его холопом: последний был для первого по  закону не лицом, а простой вещью. Даже за убийство холопа господин не привлекался к ответственности. Десятками наполняющая дворы зажиточных домовладельцев, плохо одеваемая и всегда содержимая впроголодь, челядь составляла толпу домашних нищих, даже более жалких сравнительно с вольными, публичными нищими. Древнерусская церковная проповедь указывала на них господам как на ближайший предмет для сострадания.

В усадьбе Ульяны Устиновны  было много челяди. Она ее хорошо кормила и одевала, не баловала, но щадила, не оставляла без дела, но задавала каждому работу по силам  и , что могла, все сделать для себя сама, не допуская разувать себя и подавать воды умыться. При этом она не позволяла себе обращаться к крепостным с кличками, каким домовладельческая Русь вплоть до 19 февраля 1861 г. окрикивала своих «людей»; Ванька, Машка, но каждого и каждую называла настоящим именем.

Во время великого голода она последнее имущество продавала  и раздавала голодающим, особенно заботясь о прокормлении своей челяди. Тогда многие расчетливые господа  просто прогоняли с дворов своих  холопов, чтобы не кормить их, но не давали им отпускных, чтобы после  воротить их в неволю. Брошенные  на произвол судьбы среди всеобщей паники, холопы принимались воровать и грабить. Ульяна Устиновна заботилась, отдавала крепости и отпускные на волю. Сама дошла до нищеты, пекла хлеб из древесной коры и лебеды. Два года безропотно терпела она такую нищету, но была весела как никогда прежде. Так заканчивает сын-биограф свой рассказ о последнем подвиге матери. Она и умерла вскоре по окончании голода, в начале 1604 г.

Предания нашего прошлого не сохранили нам более возвышенного и более трогательного образца  благотворительности и любви  к ближнему. Видимо, таких благотворителей было много, потому что Русская земля пережила те страшные годы и обманула ожидания своих врагов.

В середине 17 века для России опять наступили тяжелые времена: борьба с Польшей за Малороссию, эпидемии, неурожай, падение курса  медных денег. В эти тяжелые годы стоял близко к царю человек, который показал, как можно соединить частную благотворительность с общественной, построить устойчивую систему благотворительных учреждений. Это был Ф.М. Ртищев, ближний постельничий, обер-гофмейстер при царе Алексея Михайловича, а потом министр двора.

Во время Польского похода Ртищев сопровождал царя в экипаже. Придворный страдал болезнью ног, и ему было трудно ездить верхом. Но по дороге он во множестве собирал в свой экипаж больных, раненых, пересаживался на коня и ехал до ближайшего города, где нанимал дом, где сам, испытывая боль, пристраивал раненых, устраивал содержание и уход за ними. Этот «Красный Крест» был им устроен на собственные деньги. Значительную сумму на эти цели дала ему жена царя Алексея Михайловича-Мария Ильинична. Перед походом они уговорились принимать в задуманные ими временные военные госпитали даже пленных врагов, нуждающихся в госпитальной помощи. Подобная помощь повторилась и в Ливонском походе царя против Швеции в 1656 году.

Ртищев выкупал из плена  тысячи русских, используя личные средства и средства из казны, для чего был  введен специальный «полоняничный» налог, в котором все должны участвовать.

Московская немощеная улица 17 века была очень неопрятна: среди грязи несчастье, праздность и порок находились рядом, нищие и калеки просили о подаянии, пьяные валялись на земле. Ртищев составил команду рассыльных, которые подбирали этих людей с улицы в особый дом, устроенный им на свой счет, где больных лечили, а пьяных вытрезвляли и потом, снабдив необходимым, отпускали, заменяя их новыми пациентами. Для престарелых, слепых и других калек, страдавших неизлечимыми недугами, Ртищев купил другой дом, тратя на их содержание свои последние доходы. Этот дом под именем «Больницы Федора Ртищева» существовал и после его смерти, поддерживаемый пожертвованиями.

Во время голода в Вологодской  области Ртищев продал все лишнее: платья и домашнюю утварь, которой  у него, богатого барина, было много, и послал вырученные деньги Вологодскому владыке, который, прибавив к пожертвованию и свои средства, прокормил много бедного народа.

Будучи крупным землевладельцем, он поддерживал щедрыми ссудами  инвентарь своих крестьян, боялся расстроить из хозяйство непосильными оброками и барщинными работами. Под Арзамасом у Ртищева была земля, за которую ему давали частные покупатели крупную сумму. Но он знал, что эта земля нужна арзамасцам, и предложил городу купить ее за пониженную цену. Однако городское общество было так бедно, что не могло заплатить приличной цены, тогда Ртищев подарил ему землю.

Частная благотворительность  таких людей, как Ульяна Осорьина, Федор Ртищев, не останавливала голода и не прекращала несчастий, но улучшала нравы. Общество, благодаря им, делало еще один шаг в сторону гуманности отношений, благотворители помогали многим людям в жизни не пропасть. Благотворительность эта примечательна и в другом отношении. Нерасчетливая частная благотворительность Древней Руси создала ремесло нищенства, стала средством поддержания праздности и сама нередко превращалась в холодное исполнение церковного приличия, в раздачу копеечек просящим, вместо помощи нуждающимся. Ртищев и Ульяна восстанавливали истинное христианство значение милостыни, источник, который – теплое сострадательное чувство, а цель – уничтожение нужды, нищеты, страдания.

Со времен царя Федора Алексеевича (1661-1682 гг.) идет длинный ряд указаний против праздного ремесленного нищенства  и частной ручной милостыни. В  то же время устраиваются благотворительные  заведения. Была произведена разборка нищих: действительно беспомощных  велено содержать на казенный счет в особом приюте, а здоровым лентяям – дать работу в задуманных тогда же работных домах.

Предприниматели Древней  Руси – купцы и промышленники, жертвовали денег больше на строительство храмов и сами строили церкви. Так в сознании русских отражалась идея искупления за богатство. В их действиях была не столько благотворительность в виде помощи ближнему, сколько желание спасти свою душу.

Петр Великий стал первым, кто попытался запретить частную  благотворительность, считая, что она  только плодит бездельников. В 1705 году он указал рассылать по Москве подьячих с солдатами и приставами ловить бродячих нищих и наказывать, деньги у них отбирать, милостыни не подавать, а подающих хватать и подвергать штрафу ; благотворители должны были доставлять свои подаяния в богадельни, существовавшие при церквях. Но эта борьба не увенчалась успехом, т.к. велась насильственными средствами и пытались искоренить следствие, а не причину бедственного положения людей.

Благотворительность снова  входить в моду при императрицах – Елизавете и Екатерине II. В это время частная благотворительность развивается в высших слоях общества. Например, на этом поприще приобрел известность И.И. Бецкой – внебрачный сын генерала-фельдмаршала Трубецкого и баронессы Вреде. Он получил образование в Париже и всю жизнь посвятил воспитательной работе в России. В Петербурге по инициативе Бецкого был заложен по проекту Стасова Смольный институт для благородных девиц.

Особое развитие получает частная благотворительность в  период расцвета либерализма, во время  Александра I. Большей частью благотворительностью занимались женщины, в первую очередь императрицы.

Информация о работе Благотворительная деятельность псковских предпринимателей