Борьба с недобросовестной конкуренцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение основных форм проявления недобросовестной конкуренции на рынке.
Для достижения поставленной цели разработаны следующие задачи:
определить экономическую сущность понятия «недобросовестная конкуренция»;
изучить виды недобросовестной конкуренции;
рассмотреть причины и последствия проявления основных форм недобросовестной конкуренции на российском рынке;
изучить способы защиты от недобросовестных конкурентных действий.

Содержание

Ведение...……...………………………………………………………....………......3
Теоретические аспекты недобросовестной конкуренции..……………....….5
Понятие и сущность недобросовестной конкуренции………………….…...5
Классификация методов недобросовестной конкуренции...………….…….7
Монополия и недобросовестная конкуренция………………………….........9
Анализ причин и последствий основных форм недобросовестной конкуренции в России на современном этапе…………………………….....11
Демпинг……………….……………………..…………………..…….……......11
Недобросовестная реклама………………………….…………………….......14
Формальный и неформальный сговор……….………………………….........16
Промышленный шпионаж...............…………………………………………...19
Борьба с недобросовестной конкуренцией..........………………………....…22
Методы противодействия недобросовестной конкуренции предприятиями.....................................................................................................22
Государственные законы и органы исполнительной власти России, направленные на борьбу с недобросовестной конкуренцией...……….........25
Заключение……………………………………………………………………........32
Список использованных источников…………………………………………......33

Вложенные файлы: 1 файл

Недобросовестная конкуренция.docx

— 221.45 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Ведение...……...………………………………………………………....………......3

  1. Теоретические аспекты недобросовестной конкуренции..……………....….5
    1. Понятие и сущность недобросовестной конкуренции………………….…...5
    2. Классификация методов недобросовестной конкуренции...………….…….7
    3. Монополия и недобросовестная конкуренция………………………….........9
  2. Анализ причин и последствий основных форм недобросовестной конкуренции в России на современном этапе…………………………….....11
    1. Демпинг……………….……………………..…………………..…….……......11
    2. Недобросовестная реклама………………………….…………………….......14
    3. Формальный и неформальный сговор……….………………………….........16
    4. Промышленный шпионаж...............…………………………………………...19
  3. Борьба с недобросовестной конкуренцией..........………………………....…22
    1. Методы противодействия недобросовестной конкуренции предприятиями.....................................................................................................22
    2. Государственные законы и органы исполнительной власти России, направленные на борьбу с недобросовестной конкуренцией...……….........25

Заключение……………………………………………………………………........32

Список использованных источников…………………………………………......33

 

Введение

 

Тема курсовой работы «Формы проявления недобросовестной конкуренции  на рынке» является актуальной на современном этапе развития экономических отношений в Российской Федерации и представляет большой интерес.

Актуальность темы вызвана  тем, что в условиях рыночной экономики  конкуренция является одной из основных движущих сил экономики. Но как любое  другое явления, конкуренция имеет  свои негативные проявления. Распространение  методов недобросовестной конкуренции  подрывает основы экономики и  способствует внедрению в отношения  между хозяйствующими субъектами нерыночных методов борьбы.

Конкуренция – основной элемент, влияющий на рыночное ценообразование, она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Априори подразумевается, что  конкурентная борьба протекает в  условиях, когда ни один из участников рынка не применяет методов конкуренции  неэтичного или преступного характера, а использует легальную ценовую  конкуренцию, конкуренцию качества товаров, рекламу, упаковку, дизайн товара.

Однако в мире реального  бизнеса конкурировать больше соответствует  понятию уничтожить конкурента любой  ценой. Конкуренция – это жестокая борьба.

В современных условиях важна  борьба с недобросовестной конкуренцией, которая прибрела разнообразные  формы из-за отсутствия законов, требующих  для регулирования конкуренции.

В курсовой работе мы рассмотрим основные формы недобросовестной конкуренции, применяемые в Российской Федерации, и методы борьбы с ними.

Целью написания курсовой работы является изучение основных форм проявления недобросовестной конкуренции  на рынке.

Для достижения поставленной цели разработаны следующие задачи:

  • определить экономическую сущность понятия «недобросовестная конкуренция»;
  • изучить виды недобросовестной конкуренции;
  • рассмотреть причины и последствия проявления основных форм недобросовестной конкуренции на российском рынке;
  • изучить способы защиты от недобросовестных конкурентных действий.

 

1 Теоретические  аспекты недобросовестной конкуренции

 

1.1 Понятие и  сущность недобросовестной конкуренции

 

Для того чтобы более полно  раскрыть содержание понятия «недобросовестная  конкуренция» необходимо дать определение  самой конкуренции, т.к. конкуренция  и недобросовестная конкуренция  являются антитезисными понятиями.

Термин “конкуренция”  вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова “concurrentia”, означающего “столкновение”, “состязание”. В экономике конкуренция определяется следующим образом.

Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого  блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся  между собой за право распоряжаться  этим благом.

Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных  процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному  использованию ресурсов, предотвращает  диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю./2/

Конкуренцию можно условно  разделить на добросовестную конкуренцию  и недобросовестную конкуренцию.

Недобросовестная конкуренция является спутником свободной конкуренции, которая, в свою очередь, выступает в качестве одного из ключевых условий, обеспечивающих гармонию спроса и предложения на рынке товаров и услуг.

Наличие свободной конкуренции  на рынке, характерное для развитых систем экономических отношений, предполагает равенство условий хозяйствования для участников этих отношений, которое  без надлежащего государственного воздействия не может быть достигнуто. Одной из форм такого воздействия  выступает специально конструируемый институт недобросовестной конкуренции, призванный защитить участников гражданского оборота, в том числе потребителей товаров, работ и услуг от таких  действий хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение  последними определенных преимуществ.

Указанная защита обеспечивается наделением участников гражданских  отношений правом на пресечение недобросовестных конкурентных действий. 

В юридической доктрине не выработано единого понятия недобросовестной конкуренции. Вопрос о том, что такое  недобросовестная конкуренция, оставался  и продолжает оставаться весьма спорным, несмотря на это легальное определение недобросовестной конкуренции закреплено в ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Согласно п. 9 указанной статьи недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации./1/

Характеристиками недобросовестной конкуренции, вытекающими из приведенного определения, выступают:

- наличие действия хозяйствующего  субъекта или группы лиц;

- направленность действия  на получение преимуществ при  осуществлении предпринимательской  деятельности;

- противоречие действия  законодательству РФ, обычаям делового  оборота, требованиям добропорядочности,  разумности и справедливости;

- наличие действительных  или потенциальных убытков у  хозяйствующего субъекта - конкурента, возникших вследствие осуществленных  действий;

- наличие действительного  или потенциального вреда, причиненного  деловой репутации хозяйствующего  субъекта - конкурента вследствие  осуществленных действий.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что недобросовестная конкуренция вобрала в себя все  негативные черты конкурентной борьбы, становясь не эффективным методом  развития рыночных отношений, а наоборот их тормозом, и даже разрушителем таких  отношений.

Принято считать, что “правовой  институт недобросовестной конкуренции  входит в такую отрасль законодательства, как “конкурентное право”, известную  законодательству многих стран и  представляющую собой комплекс норм различных отраслей права, регулирующих конкурентные отношения, причем последние  могут возникать не только по поводу объектов интеллектуальной собственности, но и договорных обязательств, личных прав предпринимателей и др.

1.2 Классификация  методов недобросовестной конкуренции

 

Методы недобросовестной конкуренции чрезвычайно разнородны и многолики в своих проявлениях, они применяются везде, где имеется  возможность каким-либо образом  прямо или косвенно воздействовать на конкурента, поставит последнего в  тяжелое положение путем дезорганизации его производства или лишения  клиентуры.

Статья 14 ФЗ РФ «О защите конкуренции» выделяет следующие формы недобросовестной конкуренции:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки  хозяйствующему субъекту либо  нанести ущерб его деловой  репутации;

- введение в заблуждение  в отношении характера, способа  и места производства, потребительских  свойств, качества и количества  товара или в отношении его  производителей;

- некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых  или реализуемых им товаров  с товарами, производимыми или  реализуемыми другими хозяйствующими  субъектами;

- продажа, обмен или  иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались  результаты интеллектуальной деятельности  и приравненные к ним средства  индивидуализации юридического  лица, средства индивидуализации  продукции, работ, услуг;

- незаконное получение,  использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную  или иную охраняемую законом  тайну./5/

Статья 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считает всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, и запрещает:

  1. все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
  2. ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;
  3. указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению и количества товара.

Классификация методов недобросовестной конкуренции несколько затруднена ввиду их большого разнообразия. Выделим  наиболее распространенные из них:

  1. Проведение целенаправленной ценовой политики, направленной на устранение конкурентов с рынка (демпинг);
  2. Применение методов, сопряженных с прямой или косвенной дезинформацией конкурентов и потребителей. К данному направлению можно отнести все формы ведения дел под чужим именем – использование чужих товарных знаков и фирменных наименований, а также изготовление свое продукции под чужими товарными знаками;
  3. Методы силового воздействия на конкурентов. К этой группе относятся действия в основном уголовного характера, имеющие целью заставить действовать конкурентов в нужном направлении (ограбления и разбойные нападения на офисы, склады, угрозы физических расправ, шантаж, заказные убийства, и т.д.);
  4. Дискредитации конкурентов, распространение о них порочащих сведений в рекламе, средствах массовой информации или иным способом с целью опорочить конкретных лиц или товары;
  5. Хищение интеллектуальной собственности (программно продукта, нарушение авторских прав) в форме промышленного шпионажа или в любой другой форме с целью снижения собственных издержек и более успешной конкурентной борьбы;
  6. Формальный и неформальный сговор или соглашение, объединение конкурирующих лиц против третьих конкурентов или против потребителей;
  7. Лишение конкурентов рынка сырья или сбыта товаров;
  8. Обработка персонала конкурирующей фирмы (выявление недовольных служебным положением, зарплатой) с целью привлечения отдельных лиц к сотрудничеству.

Информация о работе Борьба с недобросовестной конкуренцией