Бухгалтерский учет уставного капитала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 13:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы стало изучение сущности учета и формирования уставного капитала предприятия.
Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:
1) изучить сущность и порядок ведения бухгалтерского учета уставного капитала в организациях;
2) проанализировать порядок учета уставного капитала на примере;
3) рассмотреть пути совершенствования формирования и движения уставного капитала в организациях Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………….………....3
Глава 1. Сущность уставного капитала и порядок его формирования
1.1. Правовое регулирование порядка формирования уставного капитала и определение его сущности……………………………….………….6
1.2. Бухгалтерский учет уставного капитала ……………………...…13
Выводы по главе 1………………………………………………………...17
Глава 2. Учет уставного капитала на предприятиях различной организационно-правовой формы
2.1 Учет уставного капитала акционерных обществ……………….…18
2.2 Учет уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью………………………………………………………………..27
2.3 Учет складочного капитала хозяйственных товариществ………....31
2.4 Учет уставного капитала (фонда) в государственных и муниципальных унитарных предприятиях……………………….…………...34
Выводы по главе 2………………………………………………………...37
Глава 3. Организация контроля и совершенствование учета уставного капитала на предприятиях Российской Федерации
3.1. Организация контроля за формированием и движением уставного капитала ……………………………………………………………………….....41
3.2. Пути совершенствования формирования и движения уставного капитала на предприятиях …………………………………...…….……...........44
Выводы по главе 3………………………………………………………...48
Заключение ………………………………………………………….…....51
Практическая часть……………………………………………………….54
Список литературы …………………………………………………..…..57

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 1.16 Мб (Скачать файл)

3) лицензии на определенные  виды деятельности;

4) документы, подтверждающие  право собственности учредителей  на имущество, вносимое в счет  вклада в уставный капитал;

5) проспект эмиссии;

6) реестр акционеров;

7) протоколы годового  собрания акционеров (учредителей);

8) решения совета директоров;

9) приказы и распоряжения  исполнительной дирекции организации;

10) независимая оценка  рыночной стоимости основных  средств.

Вклады в уставный капитал и расчеты с учредителями по взносам в уставный капитал и по выплате доходов, формирование и движение прочих видов капитала и резервов подтверждают учетная политика организации, первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская отчетность.

К первичным документам относятся выписка банка, приходные кассовые ордера, накладные, акты оприходования имущества, акты о приемке-передаче объектов основных средств и пр.

Регистры синтетического и аналитического учета включают журналы-ордера по счетам 75 «Расчеты с учредителями», 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 96 «Резервы предстоящих расходов»; карточки по счетам, анализы счетов; оборотно-сальдовые ведомости; ведомости аналитического учета; бухгалтерские справки и прочие.

При аудите используются следующие формы бухгалтерской отчетности: «Бухгалтерский баланс» (форма N 1), «Отчет об изменениях капитала» (форма N 3). Аудит формирования уставного капитала и расчетов с учредителями осуществляется, как правило, сплошным способом.

Внешний контроль за формирование и движением уставного капитала организации осуществляется на уровне того или иного субъекта Российской Федерации. Так, например, в Москве существует распоряжение мэра Москвы №1044-РМ от 16.10.1998 года «Об усилении контроля за формированием уставного капитала юридических лиц». Согласно этому документу Московская регистрационная палата обязана осуществлять контроль за формированием заявленного в учредительных документах уставного капитала, а также проверять соответствие денежной оценки конкретного имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал, действующим ценам. Такие распоряжения на сегодняшний день действуют практически во всех регионах и городах России.[14]

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод о том, что контроль за формированием уставного капитала организации может быть двух видов – внутренний и внешний; внутренний осуществляется посредством аудиторских проверок, а внешний – распоряжений, указов и постановлений правительства субъектов Российской Федерации.

3.2 Пути совершенствования формирования и движения уставного капитала в организациях

 

На сегодняшний день появилось множество публикаций по поводу проблем различных участников экономического процесса, связанных с таким понятием как «уставный капитал».

Во-первых, при создании коммерческой организации его участники (учредители) далеко не всегда точно знают, сколько оборотных средств потребуется для налаживания процесса производства и достижения главной цели деятельности всех коммерческих организаций – получения прибыли. Более того, они могут не располагать необходимыми финансовыми ресурсами на момент государственной регистрации фирмы либо уже после формирования уставного капитала возложить на вновь созданную организацию более серьезные и капиталоемкие задачи, чем первоначально.

На сегодняшний день законодательство Российской Федерации не позволяет оперативно маневрировать собственными источниками финансирования (в том числе уставным капиталом). Поэтому на практике сложилась ситуация, когда сумма уставного капитала сформированная при создании и государственной регистрации не изменяется на протяжении множества лет деятельности. В первую очередь это связано с необходимостью перерегистрации Устава, что связано с денежными затратами, а главное с временными потерями, которые могут оказаться невосполнимыми в условиях современного бизнеса.

Во-вторых, в условиях инфляционных процессов привязка минимального размера уставного капитала к сумме минимального размера оплаты труда была оправданной. Но это породило следующую проблему: в зависимости от государственной регистрации организации могут иметь различный минимальный размер уставного капитала, и соответственно в рамках одной и той же организационно-правовой формы этот уставный капитал неодинаково сможет обеспечивать интересы кредиторов, зарегистрированных в разное время. Кроме того, учитывая то значение, которое придавали и придают современные экономисты акционерной форме капитала, минимального размера уставного капитала в 100 000,00 рублей для открытых обществ и 10 000,00 для закрытых и обществ с ограниченной ответственностью вряд ли достаточно для старта серьезного предпринимательского замысла, а уж тем более для удовлетворения многочисленных кредиторов во время финансовой нестабильности общества.

Представим себе, что у юридического лица возникла кредиторская задолженность. В этом случае его кредиторы для защиты своих интересов имеют полное право требовать возмещения причитающихся им средств, в том числе за счет уставного капитала, если оставшаяся часть активов общества недостаточна для покрытия долгов перед кредиторами. Весьма часто на практике при попытке кредиторов обратить свое взыскание на уставный капитал юридического лица оказывается, что средств, которые должны были служить гарантом обеспечения интересов кредитора уже давно реально нет в распоряжении общества.[18, c. 123]

Таким образом, фактически уставный капитал далеко не всегда является гарантией защиты интересов кредитора. Обычно уставный капитал используется для приобретения имущества, которое не предназначено для продажи и служит для реализации целей самого общества в течение долгого времени (например, здания, сооружения, машины, оборудование).

Проведенный нами анализ специальной периодической литературы, дает право предположить, что интересным решением проблемы и одним из основных путей совершенствования формирования уставного капитала организации и дальнейшей защиты прав кредиторов может послужить:

1) внесение в законодательство  изменений, где будет указано, что  денежные средства, вносимые в  оплату уставного капитала, могут  быть потрачены только на товары, включаемые в основные производственные фонды организации и имущественной оплатой могут быть только товары, включаемые в основные производственные фонды организации;

2) законодательно закрепить  за организациями обязанность  вклада уставного капитала или  той его части, которая вносится  в денежном выражении, на депозитный  счет под определенный процент, в уполномоченном государством кредитном учреждении. Таким образом, денежные средства постоянно будут находиться на этом счете в течение всего периода существования юридического лица. Введение данной нормы в содержание закона будет определенной гарантией безусловной компенсации потерь кредитора.[22]

Еще одной проблемой законодательного характера, связанной с формированием уставного капитала является завышенность оценки имущества, поступающего в качестве вклада в уставный капитал организации. Согласно федеральному закону «Об акционерных обществах» в некоторых случаях можно обойтись (если стоимость имущества не более 200 МРОТ) без оценщика, что на практике как правило выливается в завышенную оценку, что в дальнейшем повлечет за собой спор при уменьшении уставного капитала или выходе участника из общества.

Еще одной серьезной проблемой, на наш взгляд, является неоплата минимального уставного капитала учредителями общества. Так Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 года №208-ФЗ обязывает учредителей внести не 50% уставного капитала к моменту регистрации акционерного общества, а оставшуюся часть подлежала внесению в течение 1 года с момента регистрации общества. Согласно статистике создания акционерных обществ в Калужской области, следует отметить отсутствие должного контроля за своевременным и полным формированием уставного капитала.

Российское законодательство, подобно законодательству большинства развитых стран, в правовом регулировании уставного капитала направлено на то, чтобы, защищая интересы акционерного общества как целостной корпорации, акционеров и кредиторов компании, во-первых, обеспечить фактическое создание (заполнение) уставного капитала и, во-вторых, удержать (сохранить) имущество акционерного общества на уровне по крайней мере не ниже предусмотренного уставом размера уставного капитала. Кредиторы компании, вступая с ней в обязательственные отношения, должны знать, в пределах какой стоимости может быть обеспечено исполнение обществом принятых на себя обязательств.

Таким образом, на сегодняшний день все трудности бухгалтеров, руководителей и учредителей организаций связаны в основном с несовершенством нашего законодательства, поэтому на наш взгляд единственной и основной мерой совершенствования формирования и движения уставного капитала хозяйствующих субъектов можно достичь путем создания единой государственной программы законотворчества, которая должна охватывать уровень федерального законотворчества, уровень субъектов Российской Федерации и уровень местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 3

 

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

  1. формирование полной, достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности (инвесторам, кредиторам и др.);
  2. обеспечение необходимой информацией внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства России при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1998 г.№ 123-ФЗ), к ведению бухгалтерского учета предъявляются следующие требования:

  1. бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организации ведут в валюте Российской Федерации;
  2. имущество, являющееся собственностью организации, учитывают обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;
  3. организации осуществляют бухгалтерский учет непрерывно с момента их регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством России;
  4. бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организации ведут путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  5. данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам аналитического учета;
  6. все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без пропусков или изъятий;
  7. в бухгалтерском учёте организации текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Последние годы отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанных средств и т.п. Многие западные инвесторы и банкиры полагают, что бухгалтерский учет в России не отвечает международным нормам, бухгалтерская отчетность российских организаций не отражает их реального имущественного и финансового положения и вообще «не прозрачна и не надежна». Давление международных валютно-банковских организаций привело к необходимости перехода России на международные нормы бухгалтерского учета, массового переучивания бухгалтеров и аудиторов.

Следует отметить, что международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. МСФО не являются догмой, нормативными документами, регламентирующими конкретные способы ведения бухгалтерского учета и нормы составления отчетности. Они носят лишь рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.

Использование МСФО необходимо по следующим причинам:

Во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных шагов, открывающих российским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует прозрачности финансовой информации о деятельности компаний и отчетности менеджмента перед инвесторами. До тех пор, пока иностранный инвестор не будет иметь возможность проследить и понять через финансовую отчетность, как используется представленный им капитал, Россия останется зоной повышенного риска и, соответственно, будет проигрывать другим странам в привлечении финансовых ресурсов с международных рынков.

В современном мире МСФО постепенно становятся своеобразным ключом к международному рынку капитала. Если компания имеет соответствующую отчетность, она получает доступ к источникам средств, необходимых для развития. Это не означает автоматического предоставления искомых ресурсов; путь к ним достаточно долог и труден. Однако эта компания попадает в число тех избранных, кто при соблюдении прочих условий, может рассчитывать на иностранное финансирование. Если же компания не имеет требуемой отчетности, то она, с точки зрения западного инвестора, не заслуживает доверия и не может рассматриваться, как конкурентоспособная в соревновании с другими соискателями капитала.

Информация о работе Бухгалтерский учет уставного капитала предприятия