Бюджетное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Принятие в январе этого года Государственной Думой Закона о Федеральном
бюджете на 1997 год привлекло к проблеме бюджетной политики государства
пристальное внимание средств массовой информации. Со страниц газет и журналов
не сходили интервью и статьи влиятельных экономистов и политологов, споривших
о достоинствах и недостатках нового бюджета, с телевизионных экранов
доносились суждения о его неспособности решить стоящие перед государственными
финансами проблемы. Мнения зачастую были настолько противоречивы, что
захотелось разобраться самой в сложном бюджетном механизме и определиться в
собственном отношении к главному финансовому документу страны на весь 1997
год - Государственному Бюджету. Именно поэтому при выборе темы для написания
курсовой работы я остановилась на проблеме совершенствования бюджетного
устройства Российской Федерации: по моему убеждению, этот вопрос наиболее
полно вбирает в себя важнейшие проблемы современного бюджетного механизма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1

1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.1. Бюджетная система Российской Федерации.
1.2. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы.
1.3. Направления реформирования современного бюджетного устройства
Российской Федерации.
2. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 93.11 Кб (Скачать файл)

представительных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке

составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на

основе бюджетного законодательства [4, стр. 209].

Бюджетный процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его

составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря)

продолжается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об

исполнении бюджета и его утверждение. Для завершение исполнения бюджета, кроме

бюджетного периода (финансового года) предоставляется еще и льготный

период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции

по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета [4, стр. 210].

Действующей конституцией определен круг органов государственной власти,

участвующих в разработке и утверждении бюджета, а также в контроле за его

исполнением. Первым этапом бюджетного процесса является его составление

исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует разработка

планов - прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых

создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ). В

денежной форме он выражает социально-экономическое развитие страны, позволяет

полнее анализировать движение стоимости общественного продукта и

национального дохода, учитывать объем и направления использования финансовых

ресурсов. СФБ выражает финансовую программу в общем виде, задача же бюджета -

ее конкретное, развернутое выражение. СФБ помогает органам исполнительной

власти определять доходы бюджета и постатейно разрабатывать его расходы.

Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится

Министерством финансов РФ, а также налоговыми и таможенными органами. При

этом используются различные методы: метод экономического анализа,

позволяющий, на основе анализа выполнения бюджета за прошлый год установить

причины отклонений и соответствующем образом откорректировать проектируемый

бюджет; нормативный метод, определяющий нормы всех статей расхода в общей

сумме бюджета; экстраполяционный метод, определяющий бюджетные показатели

исходя из их динамики за предыдущие годы. Полученные данные сообщаются

вышестоящими органами исполнительной власти непосредственно нижестоящим или

исполнительным органам власти в установленные сроки, обеспечивающие

утверждение бюджета до начала финансового года.

Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ Правительство РФ

до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Вместе с ним

направляется ряд документов, отражающих прогнозы социально-экономического

развития страны на предстоящий период, направления бюджетной и налоговой

политики, федеральные целевые программы и т. п. Одновременно в

Государственную Думу вносятся проекты федеральных законов о бюджетах

государственных внебюджетных фондов.

Следующая стадия бюджетного процесса - его рассмотрение и утверждение в

законодательных органах: Федеральном Собрании (Парламенте) РФ,

представительных органах субъектов Федерации и местных самоуправлениях.

Проект Федерального бюджета и сопутствующие документы направляются в Комитет

по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы для принятия

бюджета к рассмотрению Государственной Думой. Все материалы передаются

Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы и в Счетную палату.

Получив заключения от комитетов, Государственная Дума начинает рассмотрение

бюджета в нескольких чтениях (так, бюджет на 1997 г. принимался в четырех

чтениях). Принятый Госдумой бюджет по Конституции в течение пяти дней

передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения

Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного голосования

и считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не

менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции РФ) [4, стр. 217].

Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется

Президенту РФ для подписания. После этого начинается непосредственное

исполнение бюджета, организуемое Кабинетом министров РФ по согласованию  с

нижестоящими исполнительными органами.

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного

поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому

источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по

бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета РФ проводится

Минфином РФ, его подразделениями и органами, а также Государственной

налоговой службой РФ и Государственным таможенным комитетом РФ и их органами

на местах. Правительство РФ ежемесячно предоставляет в Государственную Думу

информацию о ходе исполнения текущего федерального бюджета,

консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Важнейшее значение в бюджетной системе играет не так давно созданная новая

структура Минфина - Федеральное казначейство РФ, состоящее из Главного

управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных

органов на местах. Казначейство непосредственно организует исполнение

бюджета, а так же внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением

доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществляют контроль

за исполнением федерального бюджета РФ. Казначейство регулирует финансовые

отношения между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными

фондами, обеспечивает финансовое исполнение этих фондов. В функции

Казначейства входит краткосрочное прогнозирование объемов государственных

финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в

пределах установленных на определенный период государственных расходов;

именно Казначейство проводит сбор, обработку и анализ информации о состоянии

государственных финансов, предоставляет высшим органам государственной власти

отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о

государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии всей бюджетной

системы. Наконец, именно Казначейство осуществляет управление и обслуживание

совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного

внутреннего и внешнего долга РФ.

В своих действиях по обслуживанию бюджетных финансов Казначейство в первую

очередь исходит из единства кассы. Переход от банковской к казначейской

системе исполнения бюджета означает, что Казначейство должно осуществлять и

учитывать все операции со всеми государственными федеральными ресурсами,

находящимися в ведении правительства. С созданием казначейской системы все

платежи из федерального бюджета или централизованных государственных

финансовых ресурсов должны осуществляться с единого (главного) счета

Федерального казначейства, и тем самым быть ему полностью подконтрольны. Все

остальные счета, которые опосредуют движение средств федерального бюджета,

открытые в учреждениях банковской системы, должны быть транзитными, то есть

не иметь переходящих остатков. По существу, это означает закрытие счетов

бюджета в банках и открытие их в системе Казначейства с перечислением средств

непосредственно на расчетные счета хозяйствующих субъектов, выполнявших

работы или оказывающих услуги для бюджетных единиц, финансирующих за счет

федерального бюджета.

Казначейство, опираясь на Центробанк и его систему, освобождает его от функций

ведения детального учета средств федерального бюджета и контроля за их целевым

использованием. Одновременно осуществляется внедрение учета операций по

фиксации денежных средств на каждой стадии исполнения бюджета.

[1]

Таким образом, вновь созданная система позволит на основе четко определяемых

объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию

бюджетных потоков, сделать процесс исполнения бюджета более плавным,

обеспечив учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не

только объема бюджетных назначений и сумм платежей.

Заключительным этапом бюджетного процесса является составление отчета об

исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти. Вся

работа по составлению отчетов возложена на Министерство финансов РФ и его

финансовые органы, Государственную налоговую службу и налоговые инспекции,

Государственный таможенный комитет и его органы. Эти отчеты направляются

соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете

РФ докладывается Федеральному Собранию РФ, которое его утверждает. Для

осуществления контроля за исполнением федерального бюджета существует Счетная

палата, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным

законом.

                                   *    *    *                                  

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как

сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов

Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы

государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между

социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты

способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое

жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития.

И налицо вывод - оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно

лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных

отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса

его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и

быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в

полной мере проявятся основные принципы бюджета: единство, полнота,

реальность, гласность и самостоятельность.

    

1.2.  Бюджетный  федерализм: проблемы и перспективы.

 

Развитие демократических принципов в государственном устройстве и управлении,

происходящее в последние годы в России, сделало обязательным компонентом

системы государственного управления органы местного самоуправления,

наделенные народом управленческими и финансово-бюджетными правами. Резко

возросла и продолжает расти роль территориальных финансов в

общегосударственной финансовой системе. Соответственно, возрастает и роль

местных бюджетов. Величина местных финансов растет во многих странах: они

становятся превалирующей частью финансовых ресурсов государства.

Но здесь же возникает множество проблем. Как осуществить справедливое

распределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней?  Как

определить приоритетность целей бюджетного регулирования, проводимого на

одном из уровней? И главное - как добиться одинаковой направленности

бюджетной политики всех уровней?

Одной из основных характеристик федеративного государства является

соответствие базовых направлений экономической политики как в действиях

федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов

Федерации. Другими словами, если, например, действия центра направлены на

сокращение государственных расходов, то и вся региональная политика должна

быть направлена на стимулирование сокращения расходов на уровне субъектов

федеративного государства. Но добиться такой сбалансированности, особенно в

российских кризисных условиях, - задача более чем непростая. Необходимо найти

единственно верный компромисс между подлинно рыночными федеративными

тенденциями и стремлением к централизации в условиях глубокого кризиса. Тем

не менее именно в становлении новых межбюджетных отношений, основанных на

принципах бюджетного федерализма, - ключ к успеху проводимых преобразований,

именно это - важнейшее условие создания в России истинно рыночного бюджетного

устройства.

Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является

пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. Будучи

федеральным государством с трехуровневой бюджетной системой, для России

чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного

на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-

бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на

всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах:

1.         Самостоятельность  бюджетов разных уровней (закрепление  за каждым

уровнем власти и управления собственных источников доходов, право

самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия

дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных

средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в

результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право

предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т.

д.);

Информация о работе Бюджетное устройство РФ