Бюджетное устройство РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 18:43, курсовая работа
Краткое описание
Принятие в январе этого года Государственной Думой Закона о Федеральном бюджете на 1997 год привлекло к проблеме бюджетной политики государства пристальное внимание средств массовой информации. Со страниц газет и журналов не сходили интервью и статьи влиятельных экономистов и политологов, споривших о достоинствах и недостатках нового бюджета, с телевизионных экранов доносились суждения о его неспособности решить стоящие перед государственными финансами проблемы. Мнения зачастую были настолько противоречивы, что захотелось разобраться самой в сложном бюджетном механизме и определиться в собственном отношении к главному финансовому документу страны на весь 1997 год - Государственному Бюджету. Именно поэтому при выборе темы для написания курсовой работы я остановилась на проблеме совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации: по моему убеждению, этот вопрос наиболее полно вбирает в себя важнейшие проблемы современного бюджетного механизма.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 1 1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 1.1. Бюджетная система Российской Федерации. 1.2. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы. 1.3. Направления реформирования современного бюджетного устройства Российской Федерации. 2. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вложенные файлы: 1 файл
представительных органов власти субъектов
Федерации, Правилами о порядке
составления и исполнения бюджета, издаваемыми
Министерством финансов РФ на
основе бюджетного законодательства
[4, стр. 209].
Бюджетный процесс - не просто сложный,
но и чрезвычайно длительный процесс.
Его
составление и рассмотрение длится более
года, год (с 1 января по 31 декабря)
продолжается его исполнение, около полугода
занимает составление отчета об
исполнении бюджета и его утверждение.
Для завершение исполнения бюджета, кроме
бюджетного периода (финансового
года) предоставляется еще и льготный
период, составляющий один месяц, в
течение которого заканчиваются операции
по обязательствам, принятым в рамках
исполнения бюджета [4, стр. 210].
Действующей конституцией определен
круг органов государственной власти,
участвующих в разработке и утверждении
бюджета, а также в контроле за его
исполнением. Первым этапом бюджетного
процесса является его составление
исполнительными органами власти. Составлению
бюджета предшествует разработка
планов - прогнозов развития территорий
и целевых программ, на основе которых
создается сводный финансовый баланс
государства по территории России (СФБ).
В
денежной форме он выражает социально-экономическое
развитие страны, позволяет
полнее анализировать движение стоимости
общественного продукта и
национального дохода, учитывать объем
и направления использования финансовых
ресурсов. СФБ выражает финансовую программу
в общем виде, задача же бюджета -
ее конкретное, развернутое выражение.
СФБ помогает органам исполнительной
власти определять доходы бюджета и постатейно
разрабатывать его расходы.
Непосредственная работа по составлению
проектов бюджетов проводится
Министерством финансов РФ, а также налоговыми
и таможенными органами. При
этом используются различные методы:
метод экономического анализа,
позволяющий, на основе анализа выполнения
бюджета за прошлый год установить
причины отклонений и соответствующем
образом откорректировать проектируемый
бюджет; нормативный метод, определяющий
нормы всех статей расхода в общей
сумме бюджета; экстраполяционный метод,
определяющий бюджетные показатели
исходя из их динамики за предыдущие
годы. Полученные данные сообщаются
вышестоящими органами исполнительной
власти непосредственно нижестоящим или
исполнительным органам власти в установленные
сроки, обеспечивающие
утверждение бюджета до начала финансового
года.
Составленный и согласованный проект
федерального бюджета РФ Правительство
РФ
до 1 сентября вносит на рассмотрение
в Государственную Думу. Вместе с ним
направляется ряд документов, отражающих
прогнозы социально-экономического
развития страны на предстоящий период,
направления бюджетной и налоговой
политики, федеральные целевые программы
и т. п. Одновременно в
Государственную Думу вносятся проекты
федеральных законов о бюджетах
государственных внебюджетных фондов.
Следующая стадия бюджетного процесса
- его рассмотрение и утверждение в
законодательных органах: Федеральном
Собрании (Парламенте) РФ,
представительных органах субъектов
Федерации и местных самоуправлениях.
Проект Федерального бюджета и сопутствующие
документы направляются в Комитет
по бюджету, налогам, банкам и финансам
Государственной Думы для принятия
бюджета к рассмотрению Государственной
Думой. Все материалы передаются
Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам
Думы и в Счетную палату.
Получив заключения от комитетов, Государственная
Дума начинает рассмотрение
бюджета в нескольких чтениях (так, бюджет
на 1997 г. принимался в четырех
чтениях). Принятый Госдумой бюджет по
Конституции в течение пяти дней
передается на рассмотрение Совета Федерации.
В случае его отклонения
Федеральным Собранием бюджет передается
в Госдуму для повторного голосования
и считается принятым, если при повторном
голосовании за него проголосовало не
менее 2/3 от общего числа депутатов (ст.
105 Конституции РФ) [4, стр. 217].
Принятый Федеральный закон о бюджете
в течение пяти дней направляется
Президенту РФ для подписания. После
этого начинается непосредственное
исполнение бюджета, организуемое Кабинетом
министров РФ по согласованию с
нижестоящими исполнительными органами.
Важнейшая задача исполнения бюджета
- обеспечение полного и своевременного
поступления налогов и других платежей
и доходов в целом и по каждому
источнику, а также финансирование мероприятий
в пределах утвержденных по
бюджету сумм и в течение того финансового
года, на который утвержден бюджет.
Непосредственная работа по исполнению
федерального бюджета РФ проводится
Минфином РФ, его подразделениями и органами,
а также Государственной
налоговой службой РФ и Государственным
таможенным комитетом РФ и их органами
на местах. Правительство РФ ежемесячно
предоставляет в Государственную Думу
информацию о ходе исполнения текущего
федерального бюджета,
консолидированного бюджета РФ и бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
Важнейшее значение в бюджетной системе
играет не так давно созданная новая
структура Минфина - Федеральное казначейство
РФ, состоящее из Главного
управления Федерального казначейства
и подчиненных ему территориальных
органов на местах. Казначейство непосредственно
организует исполнение
бюджета, а так же внебюджетных фондов:
его органы управляют зачислением
доходов и проведением взаиморасчетов
между бюджетами, осуществляют контроль
за исполнением федерального бюджета
РФ. Казначейство регулирует финансовые
отношения между федеральным бюджетом
РФ и государственными внебюджетными
фондами, обеспечивает финансовое исполнение
этих фондов. В функции
Казначейства входит краткосрочное прогнозирование
объемов государственных
финансовых ресурсов, а также оперативное
управление этими ресурсами в
пределах установленных на определенный
период государственных расходов;
именно Казначейство проводит сбор, обработку
и анализ информации о состоянии
государственных финансов, предоставляет
высшим органам государственной власти
отчетности о финансовых операциях Правительства
РФ по федеральному бюджету, о
государственных внебюджетных фондах,
а также о состоянии всей бюджетной
системы. Наконец, именно Казначейство
осуществляет управление и обслуживание
совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными
банками государственного
внутреннего и внешнего долга РФ.
В своих действиях по обслуживанию бюджетных
финансов Казначейство в первую
очередь исходит из единства кассы. Переход
от банковской к казначейской
системе исполнения бюджета означает,
что Казначейство должно осуществлять
и
учитывать все операции со всеми государственными
федеральными ресурсами,
находящимися в ведении правительства.
С созданием казначейской системы все
платежи из федерального бюджета или
централизованных государственных
финансовых ресурсов должны осуществляться
с единого (главного) счета
Федерального казначейства, и тем самым
быть ему полностью подконтрольны. Все
остальные счета, которые опосредуют
движение средств федерального бюджета,
открытые в учреждениях банковской системы,
должны быть транзитными, то есть
не иметь переходящих остатков. По существу,
это означает закрытие счетов
бюджета в банках и открытие их в системе
Казначейства с перечислением средств
непосредственно на расчетные счета
хозяйствующих субъектов, выполнявших
работы или оказывающих услуги для бюджетных
единиц, финансирующих за счет
федерального бюджета.
Казначейство, опираясь на Центробанк
и его систему, освобождает его от функций
ведения детального учета средств федерального
бюджета и контроля за их целевым
использованием. Одновременно осуществляется
внедрение учета операций по
фиксации денежных средств на каждой
стадии исполнения бюджета.
[1]
Таким образом, вновь созданная система
позволит на основе четко определяемых
объемов реальных потребностей наиболее
рационально проводить оптимизацию
бюджетных потоков, сделать процесс исполнения
бюджета более плавным,
обеспечив учет и контроль каждого этапа
исполнения федерального бюджета, а не
только объема бюджетных назначений
и сумм платежей.
Заключительным этапом бюджетного процесса
является составление отчета об
исполнении бюджета и утверждение его
в законодательных органах власти. Вся
работа по составлению отчетов возложена
на Министерство финансов РФ и его
финансовые органы, Государственную
налоговую службу и налоговые инспекции,
Государственный таможенный комитет
и его органы. Эти отчеты направляются
соответствующим органам государственной
власти. Отчет о федеральном бюджете
РФ докладывается Федеральному Собранию
РФ, которое его утверждает. Для
осуществления контроля за исполнением
федерального бюджета существует Счетная
палата, состав и порядок деятельности
которой определяется федеральным
законом.
* * *
Таким образом, бюджетная система Российской
Федерации чрезвычайно сложна, как
сложны и все ее составляющие: федеральный
бюджет, бюджеты субъектов
Федерации, местные бюджеты. Федеральный
бюджет балансирует доходы и расходы
государства в целом, осуществляет необходимое
перераспределение доходов между
социальными группами, между регионами.
Территориальные же бюджеты
способствуют осуществлению конкретных
программ на местах. И то, и другое
жизненно важно для функционирования
экономики страны и успешного ее развития.
И налицо вывод - оптимальное функционирование
бюджетного механизма возможно
лишь при двух основополагающих условиях:
правильного построения межбюджетных
отношений между бюджетами различных
уровней и четкого, справедливого баланса
его доходов и расходов. Именно тогда
возможно говорить о стабильной и
быстрорастущей экономике, эффективной
бюджетной политике, ибо только тогда
в
полной мере проявятся основные принципы
бюджета: единство, полнота,
реальность, гласность и самостоятельность.
1.2. Бюджетный
федерализм: проблемы и перспективы.
Развитие демократических принципов
в государственном устройстве и управлении,
происходящее в последние годы в России,
сделало обязательным компонентом
системы государственного управления
органы местного самоуправления,
наделенные народом управленческими
и финансово-бюджетными правами. Резко
возросла и продолжает расти роль территориальных
финансов в
общегосударственной финансовой системе.
Соответственно, возрастает и роль
местных бюджетов. Величина местных финансов
растет во многих странах: они
становятся превалирующей частью финансовых
ресурсов государства.
Но здесь же возникает множество проблем.
Как осуществить справедливое
распределение доходов и расходов между
бюджетами различных уровней? Как
определить приоритетность целей бюджетного
регулирования, проводимого на
одном из уровней? И главное - как добиться
одинаковой направленности
бюджетной политики всех уровней?
Одной из основных характеристик федеративного
государства является
соответствие базовых направлений экономической
политики как в действиях
федерального правительства, так и в
действиях правительств субъектов
Федерации. Другими словами, если, например,
действия центра направлены на
сокращение государственных расходов,
то и вся региональная политика должна
быть направлена на стимулирование сокращения
расходов на уровне субъектов
федеративного государства. Но добиться
такой сбалансированности, особенно в
российских кризисных условиях, - задача
более чем непростая. Необходимо найти
единственно верный компромисс между
подлинно рыночными федеративными
тенденциями и стремлением к централизации
в условиях глубокого кризиса. Тем
не менее именно в становлении новых
межбюджетных отношений, основанных на
принципах бюджетного федерализма, -
ключ к успеху проводимых преобразований,
именно это - важнейшее условие создания
в России истинно рыночного бюджетного
устройства.
Важной проблемой развития бюджетного
устройства Российской Федерации является
пересмотр сложившихся отношений между
бюджетами различных уровней. Будучи
федеральным государством с трехуровневой
бюджетной системой, для России
чрезвычайно актуальна проблема построения
бюджетного устройства, основанного
на принципах бюджетного федерализма,
под которым понимается система налогово-
бюджетных взаимоотношений органов власти
и управления различных уровней на
всех стадиях бюджетного процесса, основанная
на следующих основных принципах:
1. Самостоятельность
бюджетов разных уровней (закрепление
за каждым
уровнем власти и управления собственных
источников доходов, право
самостоятельно определять направления
их расходования, недопустимость изъятия
дополнительных доходов и неиспользованных
или дополнительно полученных
средств в вышестоящие бюджеты, право
на компенсацию расходов, возникающих
в
результате решений, принятых вышестоящими
органами власти и управления, право
предоставления налоговых и иных льгот
только за счет собственных доходов и
т.
д.);
Информация о работе Бюджетное устройство РФ