Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:10, реферат

Краткое описание

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятия, значения, состав и структура бюджетной системы РФ……….4
2. Бюджетное устройство РФ…………………………………………….…...9
Заключение…………………………………………………………………...14
Список использованной литературы…………………………………….....15

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Понятия, значения, состав и  структура бюджетной системы  РФ……….4

2. Бюджетное устройство  РФ…………………………………………….…...9

Заключение…………………………………………………………………...14

Список использованной литературы…………………………………….....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная  система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех  экономического реформирования в нашей  стране в большой степени зависит  от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

 

 

 

 

 

1. Понятия,  значения, состав и структура  бюджетной системы РФ

 

Центральное место в  финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»1. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Бюджет как экономическая  категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

Сущность бюджета, как  и любой другой экономической  категории, проявляется в ее функциях. Общественное предназначение бюджетных отношений заключается в:

образовании основного  общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции  обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе  государства);

использовании средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств);

осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, и на этой основе — за динамикой  экономического развития, за ходом  социально-экономических процессов в целом.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему государства.

БК РФ дает следующее  определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»2.

По степени распределения  власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – этот форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция и единые органы власти. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство – этот постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы.

До 1991 г. бюджетная система  страны была единой.

В последние годы в  условиях создания Российского государства  развития рыночных отношений, многообразие форм собственности, усиления самостоятельности  регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований.

Самостоятельность бюджетов — это наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого  уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством  РФ, и самостоятельное определение  направления расходования средств соответствующих бюджетов. К собственным источникам доходов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти в составе РФ, местными органами управления.

В связи с изменениями  в бюджетном законодательстве в  основу бюджетного планирования положен  метод "скользящей трехлетки", при  котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.

Как известно, любой бюджет имеет расходную часть и доходную часть.

Доходы бюджета любого уровня включают абсолютно все доходы, поступающие в бюджет данного уровня, узаконенные действующими нормативными актами. Доходы бюджетов делятся на ряд групп:

Налоговые доходы – это  введенные Налоговым кодексом РФ налоговые платежи:

- налог на прибыль;

- налог и взносы  на социальные нужды; налоги  на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в том числе акцизы;

- налоги на товары, ввозимые на территорию Российской  Федерации, в том числе акцизы

- налоги на совокупный  доход;

- налоги на имущество;

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; государственная пошлина, сборы. При этом выделяются прямые и косвенные налоги.

Неналоговые доходы –  это доходы, не имеющие формы налогов: доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; прочие неналоговые доходы; доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет; безвозмездные поступления; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; доходы от рыночной продажи товаров и услуг; целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

К группе доходов в  форме безвозмездных отступлений  относятся, прежде всего, доходы, получаемые их бюджетов других уровней бюджетной системы, то межгосударственных объединений.

Любой поступающий в  бюджет доход имеет закрепленного  за ним администратора. Коды бюджетной  классификации доходов в виде двадцатизначного числа содержат исчерпывающую  информацию об администраторах доходов, дают представление о группе доходов и о бюджете, в который они поступают, а также о том, срочный это платеж или просроченный с уплатой пени, штрафов и т.п.

Все расходы располагаются в  бюджетах по единой бюджетной классификации, предоставляющей собой группировку расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Функциональная классификация  расходов бюджетов РФ является группировкой на выполнение основных функций государства.

Что касается расходов отдельных  звеньев бюджетной системы, то основная их часть осуществляется из федерального бюджета. Из этого бюджета полностью финансируются расходы на оборону, значительная часть затрат на финансирование государственных программ и инвестиций, предоставляются дотации отдельным отраслям народного хозяйства, а также крупные средства бюджетам территорий.

Расходы бюджетов всех уровней подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития входят ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.

Таким образом, бюджетная система разделена на три уровня и каждый уровень бюджета имеет свои характеристики, выраженные в их расходах и доходах.

2. Бюджетное  устройство РФ

 

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства.

Под бюджетным устройством  принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Построение бюджетной  системы РФ основано на конституции  РФ и конституциях республик в  составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

Федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

Местных бюджетов.

В настоящее время  бюджетная система РФ включает: федеральный  бюджет, 21 республиканский бюджет республик  в составе РФ, 55 краевых и областных  бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджет Еврейской Автономной области, десять окружных бюджетов и бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

В состав федерального и территориального бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющих целевое расходование средств. В числе таких фондов – дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджеты, входящие в бюджетную  систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.

Кроме федерального и  территориальных бюджетов (региональных и местных), в бюджетную систему  входят государственный внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, а в настоящее время имеется явная тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет.

Данную структуру уровней  бюджетной системы можно представить  на следующем рисунке:

 

Рис. 1. Уровни бюджетной системы.

Функционирование бюджетной системы основано на следующих основополагающих принципах:

Принцип единства бюджетной системы РФ — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ