Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:52, курсовая работа
Налоговая политика – это область экономики, непосредственно связанная с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, налоговая политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Налоговая политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы налоговая политика никогда не применялась.
Введение 1
Глава 1. Бюджетно-налоговая (фискальная)
политика государства 2
1.1 Понятие фискальной политики 2
1.2 Сущность фискальной политики 3
1.3 Инструменты и цели бюджетно-налоговой политики 4
1.4 Виды фискальной политики 5
Глава 2. Налоги
2.1 Понятие, функции и виды
2.2 Структура и классификация налогов
Глава 3. Государственные расходы
3.1 Государственные расходы и совокупный спрос
3.2 Воздействие фискальной политики на уровень ВНП
Заключение
Список используемой литературы
Налоговая политика – это область экономики, непосредственно связанная с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, налоговая политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Налоговая политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы налоговая политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране налоговая политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять налоговую политику в здоровом, а не в пагубном направлении. Каждое правительство всегда проводит некоторую налоговую политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
В России в период экономических преобразований сложно переоценить значимость налоговой политики как одного из важнейших факторов нормального функционирования экономики.
Актуальность темы. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.
В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.
Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Одной из главных проблем бюжетно-налоговой системы является ее излишняя централизация (при формальной децентрализации) и фискальная направленность. Межбюджетное распределение доходных источников бюджетов, должно оказывать позитивное влияние на формирование бюджетов всех уровней. Оно должно базироваться на следующих критериях: стабильность, экономическая эффективность, территориальная мобильность налоговой базы и равномерность ее размещения и социальная справедливость.
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства.
Объектом курсовой работы является бюджетно-налоговая политика.
Предметом - особенности функционирования бюджетно-налоговой политики в России.
Задачи данной курсовой работы:
1. рассмотреть теоретические
основы бюджетно-налоговой
2. проанализировать
современное состояние
3. определить механизм
реализации бюджетно-налоговой
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
При раскрытии предметной базы применялась учебная и периодическая литература.
1.Бюджетно-налоговая политика государства
1.1 Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики
Фискальная политика
– важнейший элемент экономической политики
государства. Она включает в себя меры,
осуществляемые государством, направленные
на формирование государственного фонда
средств, необходимого для обеспечения
нормальной жизнедеятельности общества.
В рыночной экономике госбюджет выполняет
важные макроэкономические функции: обеспечение
создания общественных благ; создание
материальной базы для управления рыночными
процессами с помощью государственного
фонда средств; формирование основы для
решения задач роста благосостояния населения,
для решения социальных вопросов.
Госбюджет построен на соотношении доходов
и расходов. Теоретически наиболее оптимальным
является бюджет, который предполагает
нулевое сальдо. Однако, если экономика
развивается, то она должна решать все
большие по объему задачи и средств на
их реализацию хватать не будет.
Бюджетный дефицит – превышение расходов
над доходами. Профицит бюджета – превышение
доходов над расходами.
Причины возникновения бюджетного дефицита:
спад производства, выпуск «пустых» денег,
значительные социальные программы, возрастание
роли государства в различных сферах жизни,
расширение его экономических и социальных
функций.
Способы покрытия бюджетного дефицита:
государственные займы, ужесточение налогообложения,
производство денег – сеньора. В настоящее
время сеньораж не означает печатание
денег, так как это способствует росту
инфляции, но реализуется посредством
создания резервов коммерческих банков.
Первоочередной задачей государственного
сектора является стабилизация экономики,
которая реализуется, как правило, средствами
фискальной политики, т.е. через манипулирование
государственными расходами (G) и налогообложением
(T) с целью увеличения производства, занятости
и снижения инфляции.
Дискреционная фискальная политика –
сознательное регулирование государством
уровня налогообложения и государственных
расходов с целью воздействия на реальный
объем национального производства, занятость,
инфляцию. При дискреционной фискальной
политике в целях стимулирования совокупного
спроса (AD) в период спада целенаправленно
создается дефицит госбюджета вследствие
увеличения G или снижения T. В период подъема
создается бюджетный излишек.
Фискальная (или бюджетно-налоговая)
политика, как и монетарная политика, –
это разновидность антициклической (стабилизационной)
политики, направленной на сглаживание
циклических колебаний экономики, т. е.
стабилизацию экономики в краткосрочном
периоде. Целью фискальной политики являются
стабильный экономический рост, полная
занятость (отсутствие циклической безработицы)
и стабильный уровень цен (отсутствие
инфляции).
Фискальную политику проводит правительство.
Ее инструменты воздействуют как на совокупный
спрос (на величину совокупных расходов),
так и на совокупное предложение (величину
издержек фирм). Инструментами фискальной
политики выступают расходы и доходы государственного
бюджета, а именно: государственные закупки,
налоги и трансферты.
Не дискреционная
фискальная политика предполагает использование
автоматических стабилизаторов, которые
без частого вмешательства реагируют
на изменение макроэкономической ситуации.
К основным встроенным стабилизаторам
относится изменение налоговых поступлений
в различные периоды экономического цикла.
При этом ставки налогов действуют достаточно
долго, не изменяя свою величину. Поэтому
в период подъема налоговые поступления
автоматически возрастают, что обеспечивает
снижение покупательной способности населения
и сдерживание экономического роста. К
встроенным стабилизаторам также относятся:
пособия по безработице; соц. выплаты;
программы по поддержанию малоимущих
слоев населения.
В системе финансовых отношений немаловажную
роль, с точки зрения пополнения доходной
части бюджетов различных уровней и возможности
воздействия на национальную экономику,
играют налоги.
Налоги – обязательные платежи, взимаемые
государством с юридических и физических
лиц на основе специального налогового
законодательства.
1.3 Инструменты бюджетно-налоговой политики
1.3 Виды фискальной политики
В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном - снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.
В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.
Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки могут изменяться вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы разделить эти причины и иметь возможность оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки. (рис.1.2)
Налоги, государственные расходы
Доход, выпуск
Q1 Qe Q2
Рисунок 1.2.- Бюджетные дефициты, излишки. Бюджет полной занятости
Предположим, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при объеме выпуска Qe. Фактический объем производства Q1, а потенциальный (при полной занятости) - Q2.
Существующий при фактическом объеме производства Q1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако на самом деле никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает то, что при полной занятости и тех же фактических государственных расходах и налогах (линии G и Т остаются на прежних местах) бюджет полной занятости имеет излишек МN. Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей и отчасти поэтому уровень производства в стране был ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, т.е. в стимулировании совокупного спроса.[152,c.130]
Изменение бюджета полной занятости показывает, как влияет проводимая фискальная политика на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствуют о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса. Наоборот, сокращение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой - сокращение совокупного спроса. [14, с.24]
2. Налоги
2.1 Понятие, функции и виды
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями. Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... ".1 В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.