Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:35, контрольная работа
Возьмем потребителя, располагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Используем метод научной абстракции и предположим, что он покупает только два товара: Х и Y. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя. Например, набор А, включающий ХA товара Х и YA товара Y, имеет такую же общую полезность, как и набор В, в который входят ХB товара Х и YB товара Y и т.д. Отказ от определенного количества одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. Значит, для потребителя безразлично, какой набор этих товаров покупать. Поэтому кривую безразличия называют по-другому линией равной полезности.
Основная часть
Бюджетные линии и кривые безразличия 3
Эластичность предложения 7
Задача 12
Список используемых источников.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Факультет дополнительного профессионального образования
Кафедра антикризисного управления, финансов и кредита
Контрольная работа
По дисциплине «Микроэкономика»
Вариант № 10
Выполнил ст.гр. ЭКБдо-14
Кожевникова М.С.
Проверил преподаватель кафедры
АУФиК
Капитонова Н.В.
Краснокаменск
2014
Содержание
Основная часть
Список используемых источников.
Основная часть.
1.Бюджетные линии и кривые безразличия.
Кривая безразличия представляет собой множество точек, отражающих разный набор двух товаров, имеющих для потребителя совершенно одинаковую полезность. Она показывает, что в каждой точке есть набор товаров, обеспечивающий одинаковый уровень удовлетворения потребностей покупателя. Поэтому потребитель безразличен к выбору наборов.
Возьмем потребителя, располагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Используем метод научной абстракции и предположим, что он покупает только два товара: Х и Y. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя. Например, набор А, включающий ХA товара Х и YA товара Y, имеет такую же общую полезность, как и набор В, в который входят ХB товара Х и YB товара Y и т.д. Отказ от определенного количества одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. Значит, для потребителя безразлично, какой набор этих товаров покупать. Поэтому кривую безразличия называют по-другому линией равной полезности.
Если эти комбинации товаров мы покажем графически, то получим плавную кривую безразличия U1 (рис. 1).
YA A C U3
U2
YB B U1
0
XA XB
Рис. 1Кривые безразличия
Если с точки зрения данного потребителя наборы А и В равноценны, то точки А и В лежат на одной кривой безразличия. Кривые безразличия, лежащие выше и правее данной кривой (U1), показывают более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Так, набор С содержит такое же количество товара Х, что и набор В, но большее количество товара Y. Следовательно, набор С более предпочтителен, чем набор В.
Все наборы на кривой безразличия U1 равноценны. То же относится к наборам на кривых U2,U3 и т. д. Поскольку кривая U2 находится правее кривой U1, то любой набор, лежащий на кривой безразличия U2, предпочтительнее любого набора на кривой безразличия U1, а соответственно, любой набор, лежащий на кривой U3, предпочтительнее набора товаров X и Yна кривой U3.
Кривые безразличия могут быть проведены через любую точку пространства совокупности товаров, однако все они имеют отрицательный наклон и никогда не пересекаются. Совокупность всех кривых безразличия, каждая из которых отражает различный уровень полезности, образует карту безразличия.
Кривые безразличия позволяют выявить предпочтения потребителя и возможность замены одного блага другим. Но они не показывают, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее предпочтительным.
Естественно потребитель стремится приобрести товарный набор, расположенный на наиболее удаленной от начала оси координат кривой безразличия. Но он ограничен в средствах. Не всякий товарный набор ему доступен. Для изображения множества доступных товарных наборов используется бюджетная линия, которая графически показывает множество наборов двух продуктов, приобретение которых требует одинаковых затрат. С помощью бюджетной линии можно увидеть, какой набор товаров может купить потребитель, исходя из имеющегося у него количества денег.
Формально бюджетное ограничение может быть записано следующим образом:
I = Рх × Х + Ру × Y,
где I – доход потребителя;
Рх, Ру – цены товаров Х и Y.
График бюджетной линии представлен на рис. 2.
Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, по стоимости равны доходу и являются доступными для потребителя. Все наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, стоят дороже и поэтому недоступны для него.
Y
X
Рис. 2. Бюджетная линия
Все наборы товаров, расположенные ниже и левее бюджетной линии, не являются оптимальными, так как имеется неизрасходованный доход. Таким образом, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя наборов.
Для определения равновесия (оптимума) потребителя перенесем бюджетную линию на карту безразличия (рис 3).
Y
A
Оптимум потребителя
YE E U3
0
XE X
Какой набор товаров выберет потребитель? Тот, который наиболее удален от начала координат, при условии, что его доход позволяет ему это сделать. Потребитель не выберет точку А, в которой бюджетная линия пересекает некоторую кривую безразличия U1, также как и точку В, поскольку они расположены на более низкой кривой безразличия. Он выберет точку Е, в которой бюджетная линия лишь касается кривой безразличия U2. Таким образом, потребитель максимизирует свою полезность, получаемую от покупки двух товаров Х и Y, при имеющемся у него бюджете в точке Е. Это графическая интерпретация положения равновесия потребителя, т.е. такого состояния, в котором потребитель покупает товары в таких объемах, что расходует весь свой доход и максимизирует полезность.
Теория предельной полезности объясняет, как ведет себя на рынке экономический субъект, почему он будет готов купить дополнительное количество товара, приносящее ему все меньшее удовлетворение лишь при условии снижения цены этого товара. Эта теория позволяет провести более точный анализ спроса и влияния его количественных изменений на рыночное равновесие.
Изменение цены одного из продуктов приводит к смещению бюджетной линии и выявлению нового положения равновесия. Нисходящая кривая спроса может быть построена путем нанесения на график комбинаций цены и количества спрашиваемой продукции, соответствующего старому и новому равновесию.
2.Эластичность предложения.
Эластичность предложения по цене – это процентное изменение объема предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены, при неизменных прочих факторах, влияющих на предложение.
«Эластичность» в русском языке обозначает гибкость, плавность. Необходимость использования этого термина в экономической теории обусловлена тем, что экономический анализ удобнее вести не на основе показателей в физических единицах, имеющих количественные ограничения, а на основе показателей, устанавливающих зависимость между относительными, процентными изменениями параметров, исключающих такие ограничения.
Термин «эластичность» в экономической науке используется для измерения соотношения взаимообусловливающихся переменных: цен и количества (объема) проданных или купленных товаров. Например, если цена на телевизор возросла на 5%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или, как изменится спрос на телевизоры, если доходы населения возрастут на 10%?
Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения - в деньгах, тоннах, штуках, метрах. В предпринимательской практике чаще всего используют процентное изменение одной переменной в результате; 1%-ного изменения другой.
Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:
Измерив, эластичность предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.
Измерив, эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения.
P P
S1 S1
P1
P2 S2 P2 S2
Q Q
Q1 Q2 Q1 Q2
Рис.4 Эластичность предложения и ее изменения
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.
Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров.
При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.
В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.
При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
Виды эластичности предложения
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода:
Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции.
Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей.
Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего.
Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением.
Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. Здесь предложение не изменяется от того, что возрастает цена. Например, кривая предложения картины Шишкина "Утро в лесу" является совершенно неэластичной, так как в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена. Эластичность предложения обычно бывает больше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене. Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.