Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 08:57, реферат
Главной целью данной работы является исследование бюджетных расходов с точки зрения заявленных и фактических приоритетов. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Раскрыть понятие "расходы бюджета";
Изучить классификации бюджета;
Проанализировать заявленные приоритеты расходования бюджетных средств;
Проанализировать фактические приоритеты расходования бюджетных средств;
ВВЕДЕНИЕ
Бюджет регулирует многие
аспекты жизни страны. С ним
связаны практически все
Актуальность данной темы
заключается в том, что именно
благодаря расходам развиваются
те или иные отрасли; поддерживаются
субъекты Республики Беларусь, которые
не могут решить все навалившиеся
на них проблемы только за счет собственного
бюджета. Благодаря расходам бюджета
населению предоставляется
Но структура расходов, их планирование, а также исполнение не являются простым делом. Для наибольшей эффективности, они требуют к себе персонального подхода и изучения.
Главной целью данной работы является исследование бюджетных расходов с точки зрения заявленных и фактических приоритетов.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
При написании данной работы использовались государственные законы и нормативные акты Республики Беларусь, учебная литература, справочно-правовые системы и интернет-источники.
Глава 1. Общее положение по государственному бюджету и его расходам
1.1 Расходы бюджета
Проблема управления расходами
бюджета является одной из важнейших
проблем в каждом государстве
независимо от развитости государства
и поступлений в казну
Управление расходами
строится адекватно растущим задачам
государства и его бюджета. В
современных условиях управление расходами
осложняется ограниченностью, а
порой и недостатком ресурсов
на всех стадиях принятия государственных
решений - от определения всего объема
расходов до их распределения и
Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов.
Независимо от источников поступления средств все расходы государства имеют одни и те же принципы их использования. Они распределяются в соответствии с социально-экономическими программами правительства, а размер государственных расходов определяется задачами и потребностями, выраженными в этих программах.
Бюджетные расходы покрываются за счет сбора налогов, неналоговых поступлений, займов и выпуска денежных знаков. Внутренние и внешние займы выпуска денежных знаков не являются источниками доходов бюджетов, а лишь источниками покрытия их дефицитов.
Расходы государственного бюджета
представлены в виде денежных средств,
направляемые на финансирование задач
и функций государства и
Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:
Одной из важных функций государства является определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств. Они отражаются в государственном законе, законах и иных нормативно-правовых актах субъектов РБ.
Все бюджетные расходы, производимые государством, можно условно разделить на несколько направлений. Так, расходы, производимые в сфере материального производства, жилищно-коммунальных услуг, относятся к расходам на финансирование реального сектора экономики страны.
В данном направлении бюджетные средства выделяются министерствам, ведомствам и предприятиям на затраты по расширению производства, обеспечение простого воспроизводства, операционные и прочие расходы.
Основная часть денежных средств в данном направлении выделяется таким приоритетным отраслям народного хозяйства как: энергетика, топливная промышленность, сельское хозяйство и транспорт.
Необходимо выделить такое направление как расходы на социальные нужды. Они связаны с выполнением государством социальных функций. К данному направлению относятся расходы на образование, культуру, кинематографию, на средства массовой информации, на здравоохранение, спорт, социальную политику и т.д.
Расходы на социальные нужды определяются на основе принципов сметного планирования. Смета является финансовым планом бюджетных учреждений. На основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социальные нужды, который включается в состав бюджета на текущий год.
Также выделяется такое направление как расходы на национальную оборону. Объем данных расходов зависит от ряда внутренних и внешних факторов: международной обстановки; размера территории страны; технической оснащенности армии; уровня социального положения военнослужащих; экономических возможностей страны.
К расходам на оборону можно отнести: расходы на содержание армии, на закупку вооружений и военной техники, на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты.
Также к основным направлениям расходования бюджетных средств можно отнести расходы на управление.
В состав данного направления входят такие расходы как: расходы на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры, на содержание органов государственной власти, на проведение выборов и референдумов, и т.д.
1.2 Классификация расходов бюджета
Разработка политики в
области государственных
Разнообразие видов бюджетных расходов продиктовано целым рядом факторов:
Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
В соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь выделяют:
1) функциональную классификацию расходов бюджета;
2) программную классификацию расходов бюджета;
3) экономическую классификацию расходов бюджета;
4) ведомственную классификацию расходов бюджета.
Функциональная классификация бюджетных расходов отражает распределение бюджетных средств по основным разделам деятельности органов государственной власти в различных сферах жизни общества:
- общегосударственная
- национальная оборона;
- судебная власть, правоохранительная
деятельность и обеспечение
- национальная экономика
(Расходы на национальную
- охрана окружающей среды;
- жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство;
- здравоохранение;
- физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации;
- образование;
- социальная политика;
- расходы на государственные
инвестиционные программы и
Программная классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам.
Экономическая классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию.
Текущие расходы бюджета
являются частью расходов бюджета, обеспечивающей
текущее функционирование бюджетных
организаций, оказание поддержки другим
бюджетам, организациям и физическим
лицам, отдельным отраслям экономики
на текущее функционирование, а также
включают в себя другие расходы бюджета,
не увеличивающие стоимости
Капитальные расходы бюджета
являются частью расходов бюджета, обеспечивающей
инновационную и инвестиционную
деятельность, включающей в себя расходы,
предназначенные для инвестиций
в действующие или вновь
Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета и местных бюджетов является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов соответственно.
В расходной части
Общий размер резервных фондов
в республиканском бюджете не
может превышать 2 процентов доходов
республиканского бюджета без учета
государственных целевых
Средства резервных фондов
Правительства Республики Беларусь
и местных исполнительных и распорядительных
органов расходуются на проведение
аварийно-восстановительных