Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 16:56, реферат
Государственные финансы - важная сфера финансовой системы страны. Благодаря ей идёт обеспечение государства денежными средствами для выполнения экономических, политических и социальных функций. Сущностью государственных финансов являются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использование государственных средств.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории и маркетинга
РЕФЕРАТ
по макроэкономике
на тему: «Бюджетный дефицит: сущность, причины и виды»
Выполнила:
Горнак Ю.С.
Приняла:
ВИТЕБСК
2014
ВВЕДЕНИЕ
Государственные финансы - важная сфера финансовой системы страны. Благодаря ей идёт обеспечение государства денежными средствами для выполнения экономических, политических и социальных функций. Сущностью государственных финансов являются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использование государственных средств.
Как известно в состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий, государственный кредит.
Как мы знаем, государственный бюджет состоит из расходов и доходов. В том случае если расходы превышают доходы, то наступает бюджетный дефицит. Или же наоборот , при превышении доходов над расходами наступает бюджетный профицит. Существуют различные концептуальные подходы к бюджету, рассказывающие каким способом должен быть сбалансирован бюджет или должен быть сбалансированным вообще. Накопленные в предшествующих периодах суммы бюджетных дефицитов образуют государственной долг, который может быть как внутренним, так и внешним. Причинами государственной долга могут служить войны и циклическое развитие экономики. Государство может противодействовать этому явлению путем:
Так же не следует забывать о экономических последствия государственного долга: во-первых правительство должно только рефинансировать долг (а не погашать), во-вторых правительство имеет право взимать налоги.
Таким образом, темой курсовой работы является: «Бюджетный дефицит и профицит в контексте проблем государственного долга». Актуальность обусловлена тем, что государственный бюджет оказывает регулирующее воздействие на развитие экономических процессов.
Целью работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы, анализ особенностей бюджетной системы в Республике Беларусь и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита, профицита и государственного долга.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить роль и место бюджетной системы в экономике страны;
При написании курсовой работы были использованы следующие источники литературы: учебная литература, научные экономические издания, журнальные и газетные статьи, законодательные акты Республики Беларусь, статистические материалы.
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, И ВИДЫ
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами.
Дефицит государственного бюджета - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Причинами образования бюджетного дефицита могут выступать:
• рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличения инвестиций;
• чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие рост непредвиденных расходов на их покрытие;
• кризисные явления в экономике, развал и неэффективность финансовой системы.
Таким образом, бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное, эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. [1]
По видам возникновения бюджетный дефицит можно разделить на следующие категории:
Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства, называется циклическим дефицитом.
Дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом.
В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры. [3]
Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов. [7]
Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.
Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.
Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции. [2]
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка.
В то же время в таких странах, как, например Чехия, Словакия и т.д., где к началу переходного периода не наблюдалось значительного нарушения рыночного равновесия, а правительство имеет твердое намерение осуществлять рыночные реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого источника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларуси, России и других государствах бывшего СССР, где ощущается резкий недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних источников.
Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы. [4]
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит
- существующий наряду с
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
· финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
· накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;[4]
Выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.
Внутренние источники финансирования дефицита бюджетов бывают следующих видов:
• государственные займы и муниципальные займы;
• бюджетные кредиты;
• кредиты, полученные от кредитных организаций;
• поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
• изменение остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета и бюджетов субъектов Республики.
К внешним источникам финансирования дефицита бюджетов относятся:
• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг;
• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть только внутренние источники.
Мнения экономистов о важности бюджетного дефицита расходятся.[5]
Некоторые из них считают, что эти проблемы столь серьезны, что существующий способ измерения бюджетного дефицита почти непригоден. Большинство разделяет эту точку зрения, но одновременно считает, что при оценке эффективности бюджетно-налоговой политики экономисты и политики должны принимать во внимание не только статистический показатель бюджетного дефицита. Что они обычно и делают. Бюджетные документы ежегодно подготавливаемые Департаментом Управления и Бюджета, содержат много детальной информации о государственных финансах, включая данные о капитальных затратах и программах кредитования. Ни один показатель экономической статистики не совершенен. Всякий раз, когда в средствах массовой информации встречаются количественные оценки, важно знать, что они измеряют, и что не учитывают. В особенности это относится к оценкам государственного бюджетного дефицита.[6]
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ — положительное бюджетное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами. Профицит может использоваться на: сокращение привлечения доходов от продажи государственного или муниципального имущества; направление средств на погашение дополнительных обязательств; увеличение расходов, в т. ч. за счет передачи части доходов бюджетам других уровней; уменьшение налоговых доходов путем внесения изменений в налоговое законодательство. Если при осуществлении бюджетного процесса обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, то следует осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности:
• сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной
собственности (для федерального бюджета – сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);
• предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
• увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
Если вышеперечисленные меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Республики Беларусь.[8]
Государственный долг и бюджетный дефицит тесно связаны. Во-первых, государственный заём – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, установить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без тщательного анализа величины государственного долга. Для оценки же величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
Информация о работе Бюджетный дефицит: сущность, причины и виды