Бюджетный дефицит: сущность, причины и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 16:56, реферат

Краткое описание

Государственные финансы - важная сфера финансовой системы страны. Благодаря ей идёт обеспечение государства денежными средствами для выполнения экономических, политических и социальных функций. Сущностью государственных финансов являются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использование государственных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетный дефицит.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра экономической теории и маркетинга

 

 

 

РЕФЕРАТ

по макроэкономике

 

на тему: «Бюджетный дефицит: сущность, причины и виды»

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                              Студентка  гр. ЗЭ-91в

Горнак Ю.С.

 

 

Приняла:                                                                                     Трацевская Л.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИТЕБСК

2014

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственные финансы - важная сфера финансовой системы страны.  Благодаря ей идёт  обеспечение государства денежными средствами для выполнения экономических, политических и социальных  функций. Сущностью государственных финансов являются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использование государственных средств.

Как известно в состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий, государственный кредит.

Как мы знаем, государственный бюджет состоит из расходов и доходов. В том случае если расходы превышают доходы, то наступает бюджетный дефицит. Или же наоборот , при превышении доходов над расходами наступает бюджетный профицит. Существуют различные концептуальные подходы к бюджету, рассказывающие каким способом должен быть сбалансирован бюджет или должен  быть сбалансированным вообще. Накопленные в предшествующих периодах  суммы бюджетных дефицитов образуют государственной долг, который может быть как внутренним, так и внешним. Причинами государственной долга могут служить войны и циклическое развитие экономики. Государство может противодействовать этому явлению путем:

    • Налогов
    • Дополнительной эмиссией денег
    • Выпуском и реализации государственных обязательств.

Так же не следует забывать о экономических последствия государственного долга: во-первых правительство  должно только рефинансировать долг (а не погашать), во-вторых правительство имеет право взимать налоги.

Таким образом, темой курсовой работы является: «Бюджетный дефицит и профицит в контексте проблем государственного долга». Актуальность обусловлена тем, что государственный бюджет оказывает регулирующее воздействие на развитие экономических процессов.

Целью  работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы, анализ особенностей бюджетной системы в Республике Беларусь и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита, профицита и государственного долга.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • раскрыть понятие, сущность бюджетного дефицита и государственного долга;
    • рассмотреть структуру бюджетной системы;
    • выявить основные функции бюджетной системы;

определить роль и место бюджетной системы в экономике страны;

    • проанализировать развитие бюджетной системы в экономике Республик Беларусь;
    • охарактеризовать современное состояние бюджетной системы в Республике Беларусь;

При написании курсовой работы были использованы следующие источники литературы: учебная литература, научные экономические издания, журнальные и газетные статьи, законодательные акты Республики Беларусь, статистические материалы.

 

 

 

 

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, И ВИДЫ

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами.

Дефицит государственного бюджета - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Причинами образования бюджетного дефицита могут выступать:

• рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличения инвестиций;

• чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие рост непредвиденных расходов на их покрытие;

• кризисные явления в экономике, развал и неэффективность финансовой системы.

Таким образом, бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное,  эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. [1]

По видам возникновения бюджетный дефицит можно разделить на следующие категории:

    • циклический
    • структурный
    • операционный
    • первичный
    • квазифискальный

Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства, называется циклическим дефицитом.

Дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом.

В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры. [3]

Операционный дефицит  - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов. [7]

Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.

Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.

Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции. [2]

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка.

В то же время в таких странах, как, например Чехия, Словакия и т.д., где к началу переходного периода не наблюдалось значительного нарушения рыночного равновесия, а правительство имеет твердое намерение осуществлять рыночные реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого источника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларуси, России и других государствах бывшего СССР, где ощущается резкий недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних источников.

Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы. [4]

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит

- существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного  бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

· финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

· накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;[4]

Выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.

Внутренние источники финансирования дефицита бюджетов бывают следующих видов:

• государственные займы и муниципальные займы;

• бюджетные кредиты;

• кредиты, полученные от кредитных организаций;

• поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

• изменение остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета и бюджетов субъектов Республики.

К внешним источникам финансирования дефицита бюджетов относятся:

• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг;

• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть только внутренние источники.

Мнения экономистов о важности бюджетного дефицита расходятся.[5]

Некоторые из них считают, что эти проблемы столь серьезны, что существующий способ измерения бюджетного дефицита почти непригоден. Большинство разделяет эту точку зрения, но одновременно считает, что при оценке эффективности бюджетно-налоговой политики экономисты и политики должны принимать во внимание не только статистический показатель бюджетного дефицита. Что они обычно и делают. Бюджетные документы ежегодно подготавливаемые Департаментом Управления и Бюджета, содержат много детальной информации о государственных финансах, включая данные о капитальных затратах и программах кредитования. Ни один показатель экономической статистики не совершенен. Всякий раз, когда в средствах массовой информации встречаются количественные оценки, важно знать, что они измеряют, и что не учитывают. В особенности это относится к оценкам государственного бюджетного дефицита.[6]

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ — положительное бюджетное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами. Профицит может использоваться на: сокращение привлечения доходов от продажи государственного или муниципального имущества; направление средств на погашение дополнительных обязательств; увеличение расходов, в т. ч. за счет передачи части доходов бюджетам других уровней; уменьшение налоговых доходов путем внесения изменений в налоговое законодательство. Если при осуществлении бюджетного процесса обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, то следует осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности:

• сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной

собственности (для федерального бюджета – сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);

• предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

• увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если вышеперечисленные меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Республики Беларусь.[8]

Государственный долг и бюджетный дефицит тесно связаны. Во-первых, государственный заём – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, установить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без тщательного анализа величины государственного долга. Для оценки же величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Информация о работе Бюджетный дефицит: сущность, причины и виды