Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрытие понятий бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение Республики Беларусь на современном этапе экономического развития.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Исследовать проблемы, которые возникают в процессе исполнения государственного бюджета, и как эти проблемы влияют на экономику.
Выявить, каким образом бюджетный дефицит и государственный долг влияют на развитие экономики страны.
Исследовать проблему бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.
Определить пути сокращения государственного долга

Содержание

Введение…..………………...........……………………………………… 5

1.Бюджетный дефицит и его понятие, классификация, финансирование……7

1.1Бюджетный дефицит: понятие, причины возникновения………………….7

1.2Виды бюджетного дефицита…………………………………………….......11

1.3Источники финансирования бюджетного дефицита…………………...….13

2.Государственный долг и его регулирование………………………………...16

2.1Сущность, виды, причины возникновения и последствия государственного долга………………………………………………………………………..…….16

2.2Способы сокращения государственного долга…………………………….20

3.Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь……22

3.1Динамика бюджетного дефицита в Беларуси………………………………22

3.2Государственный долг Республики Беларусь………………………………25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит.docx

— 81.51 Кб (Скачать файл)

     Государственные долговые обязательства могут погашаться за счёт бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник  оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.

     При управлении государственным долгом могут использоваться следующие  методы:

     Рефинансирование – это погашение старой задолженности путём принятия новых обязательств.

     Реструктуризация - пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга.

     Конверсия – это изменение условий государственных займов в интересах должника.

     Консолидация – это изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения путём перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация может совмещаться с конверсией.

     Аннулирование государственного долга представляет собой отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

     Для того чтобы последствия роста  внутреннего долга не стали слишком тяжелыми правительство страны должно предпринимать определенные меры по управлению этим долгом.

     Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестрование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако это может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.

     Введение  специальных налогов или повышение налоговых ставок  позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы  бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и к уменьшению налоговых поступлений в казну. В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестрования.

     Существуют  также статьи, секвестрование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). Например, в США  все федеральные расходы делятся на две части — прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособие по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным — расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США. По  данным статьям Конгрессом устанавливается ежегодно лимит расходов. Если фактические расходы начинали превышать  лимиты, то в действие вступал механизм секвестрования, что позволяло уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг [3, с. 267].

 

3.Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь

     3.1 Динамика бюджетного дефицита в Беларуси 

     Очевидно, что после распада СССР Беларуси достались практически разваленная  постсоветская экономика, несовершенная  система государственных финансов, в том числе и бюджетный  дефицит, растущий из года в год. Как  следствие, в начале 90-х гг. Республика Беларусь столкнулась с дефицитом  госбюджета. Впервые бюджет был сведён с дефицитом в 1992 году. Размер дефицита составил 2% ВВП. Максимального значения бюджетный дефицит достиг в 1993 году – 5,5% ВВП, или 17% к доходам бюджета.  

     Наиболее приемлемым для Беларуси источником финансирования дефицита бюджета являются государственные ценные бумаги, так как в условиях низкого кредитного рейтинга республики возможности внешнего финансирования ограничены, а эмиссионное кредитование неизбежно порождает инфляцию. Впервые средства от размещения ценных бумаг были привлечены в республиканский бюджет в 1994 году в размере 9,6 млрд. руб., однако это составило лишь 1,3% объема привлеченных средств для финансирования дефицита. В последующие годы удельный вес государственных ценных бумаг в финансировании дефицита увеличивался: 50% - в 1997 году, 88% - в 1998 году, что является свидетельством оптимизации источников покрытия несбалансированности бюджета. Однако в 1999 году доля государственных ценных бумаг в финансировании дефицита снизилась до 39 %, в следующем – до 34% - из-за низкого спроса и недостаточной ликвидности основных инвесторов на рынке ценных бумаг рублевых ресурсов, снижения привлекательности облигаций из-за отрицательных процентных ставок.

     В 1998-2004 гг. покрытие дефицита бюджета было обеспечено за счет внутренних источников, которые не только профинансировали дефицит текущего года, но и погашение внешнего долга прошлых лет.  
Так же развитие рынка ценных бумаг позволила в 2001 г. профинансировать за счет этого источника около 50% от объема дефицита. Неоспоримым достоинством этого источника (наряду с доходами от разгосударствления и приватизации) является безинфляционное финансирование дефицита бюджета. 
 

     Существенным источником покрытия дефицита могли бы стать поступления от приватизации, учитывая количество государственных предприятий, а также тот факт, что это самый безопасный способ финансирования.  
В период 2002-2004 гг. остро стояла проблема приведения всей нормативно-правовой базы бюджетного процесса в соответствие с международными стандартами на основе разработки Бюджетного кодекса Республики Беларусь. В 2002 г. было принято решение об увеличении дефицита бюджета.

     Программой  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы определено: бюджетная  политика будет направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры  национальной экономики, реализацию социально-экономических  приоритетов и государственных  программ, проведение активной социальной политики при одновременном ужесточении  контроля за целевым исполнением  запланированных расходов.

     Дефицит республиканского бюджета в 2005 году сформировался в размере 432 млрд. руб., или 0,7 % ВВП, что соответствовало  параметрам Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 гг. В 2005 году, как и годом раньше, не привлекались к финансированию бюджетного дефицита кредиты Национального банка. Внутренние источники финансирования бюджета составили около 45%. Положительное сальдо внутреннего финансирования образовалось в основном за счёт размещения государственных ценных бумаг и поступлений от реализации принадлежащего государству имущества.

     По  данным Национального банка консолидированный  бюджет Беларуси за январь-июнь 2009 года исполнен с дефицитом 895,2 млрд. бел. руб., или 1,5% к ВВП. За аналогичный  период 2008 бюджет был исполнен с профицитом в 3064,0 млрд., или 5,5% к ВВП.

     В 2010 году дефицит консолидированного бюджета Беларуси составил 2,6% ВВП. По словам замминистра, сложившийся дефицит  бюджета не превышает экономически безопасного предела, установленного пятилетней программой (не более 3% ВВП).

     На 2011 год дефицит консолидированного бюджета планируется обеспечить на уровне не более 1,5% от ВВП, как заявил первый заместитель председателя правления Национального банка Николай Лузгин. В соответствии с планом Министерства финансов на 2011 год показатели республиканского бюджета по итогам года должны составить: доходы – 33,6 трлн.; расходы – 39,8 трлн.; дефицит – 6,2 трлн. (порядка 3% от ВВП).

     Доходы  республиканского бюджета в январе 2011г. составили 2,34 трлн. (7% от годового плана), расходы же за первый месяц 2011 года достигли 2,14 трлн. (5,3% от годового плана).[19] 

Таблица 1 - Консолидированный бюджет РБ за 2005-2011 гг.

  2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Доходы  консолидированного бюджета 30825 38391 48049 65663 62808 48800 54530
Расходы консолидированного бюджета 31257 37256 47627 63811 63766 53000 60530
Дефицит(-), профицит(+)

консолидированного  бюджета

-432 +1135 +422 +1852 -958 -4200 - 6000

Примечание  – Источник [18] 

     Кредиторская  задолженность по консолидированному бюджету на 1 января 2011 года составила Br 621 млрд. и сохранилась на уровне начала 2010 года. По итогам июля-декабря прошлого года республиканский бюджет Беларуси оказался дефицитным: правительство резко увеличило расходы на национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство. 
 

     3.2 Государственный долг Республики Беларусь 

     Современный этап новейшей истории Республики - период трансформации экономического курса с целью вывести из кризиса  финансовую систему страны и придать  новый импульс экономическому развитию. На сегодняшний день нет страны в  мире, в которой бы имелась совершенная  финансовая система: у каждого государства  имеются свои проблемы. Беларусь не является исключением: среди прочих проблем управления государственными финансами, возникающих в связи  с переходом к рыночным взаимоотношениям. Правительство страны решает проблемы обслуживания государственного долга.

     Государственный долг страны определяется как совокупность долговых обязательств Республики Беларусь, возникших в результате внешних  и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным  гарантиям, представленным Республикой  Беларусь и предъявленным к оплате.

     Государственный долг Республики Беларусь полностью  и безусловно обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными  находящимися в собственности республики имущественными ценностями.

    Государственный долг подразделяется на:

     - внутренний,

     - внешний;

     Внутренний  государственный долг в Беларуси может выступать в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг  от лица Совета Министров Республики Беларусь; кредитов Национального банка  Республики Беларусь; других долговых обязательств, гарантированных Советом  Министров Республики Беларусь. Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов.

    Долги местных органов власти не входят в состав внутреннего долга Республики Беларусь, а порядок управления им и их обслуживание регулируются решениями  местных Советов депутатов. Законом  о бюджете страны устанавливается  определённый лимит (предельный размер) прироста внутреннего государственного долга, в процентах к валовому внутреннему продукту. 

     Для внешнего государственного долга это  мероприятия по получению и возврату внешних кредитов. Управление государственным  долгом осуществляет Совет Министров  Республики Беларусь или по его поручению  Министерство финансов. Темпы увеличения государственного долга необходимо ограничить, прежде всего, путем сокращения бюджетных расходов на управление, оборону, поддержку слабых предприятий  и роста налоговых поступлений [4, с.152].

     Управление  внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в  соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3 и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. [12]

     До  2008 г. основными документами, регулирующими сферу внешней задолженности, являлись Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998 г. № 170-З “О внешнем государственном долге Реcпублики Беларусь”, Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 “Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)”. В связи с принятием Бюджетного кодекса Республики Беларусь названные документы были признаны утратившими законодательную силу с 1 января 2009 г.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита