Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……....3
1. Бюджетный дефицит и профицита….………………………………………......5
1.1. Понятия бюджетного дефицита и профицита, причины их возникновения и экономические последствия……………………………...……………………… 5
1.2. Виды бюджетного дефицита и профицита…………………………………...8
1.3. Концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита……………………………………………………………………..……10
2. Государственный долг……………………………...………………………......12
2.1. Сущность и причины возникновения государственного долга…………..12
2.2. Виды государственного долга и его последствия..........................................13
2.3. Способы управления государственным долгом ……..…………………....17
3. Проблемы бюджетного дефицита, профицита и государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………...……......20
Заключение……………………………………………………..…………………...29
Список использованных источников……..……………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

дефецит бюджета.docx

— 55.71 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ   РЕСПУБЛИКИ   БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

 

 

 

 

Кафедра экономической теории и истории экономических учений

 

 

                      

 

 

  

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Бюджетный  дефицит и профицит. Проблемы государственного долга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ВШУБ, 3 курс, ВВЛ-4  _______ «__» _______2012г.      

 

 

 

 Руководитель 

                                  _______ «__»__________2012г.       _____________

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 32 страницы, 2 рисунка, 1 таблица, , 1 приложение, 21 источник.

 

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ, ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

 

Объект исследования – бюджетный дефицит, профицит, государственный долг.

Предмет исследования – проблемы бюджетного дефицита, профицита, государственного долга в Республике Беларусь

Цель работы:  раскрытие понятия  бюджетного дефицита  и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими   финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

Методы исследования:  анализ и синтез, обобщение, метод экспертных оценок, сравнительный анализ.

Исследования и разработки: на основе анализа  динамики и структуры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь, определены оптимальные источники его финансирования, а также выявлены возможные пути преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса, изучены проблемы государственного долга и их влияние на экономику.

Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………...……....3

1. Бюджетный дефицит и профицита….………………………………………......5

1.1. Понятия бюджетного  дефицита и профицита, причины их возникновения и экономические последствия……………………………...……………………… 5

1.2. Виды бюджетного дефицита и профицита…………………………………...8

1.3. Концептуальные  подходы к  регулированию бюджетного дефицита и профицита……………………………………………………………………..……10

2. Государственный долг……………………………...………………………......12

2.1. Сущность и причины возникновения  государственного  долга…………..12

2.2. Виды государственного долга и его последствия..........................................13

2.3. Способы  управления государственным  долгом ……..…………………....17

3. Проблемы бюджетного дефицита, профицита и государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………...……......20

Заключение……………………………………………………..…………………...29

Список использованных источников……..……………………………………….31

Приложение А Параметры консолидированного бюджета РБ………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий его существования финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетный фонд, обеспечивают государственным, территориальным и местным органам власти выполнение возложенных на них функций.

В настоящее время значительно возрастает роль бюджетной системы при осуществлении государственного регулирования экономики. Она позволяет управлять экономическими и социальными процессами в интересах членов общества. От того, насколько эффективно формируется, утверждается и исполняется бюджет, от правильного использования налоговых поступлений зависит экономическое развитие предприятий и организаций, снижение социальной напряженности в стране.

Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации. Через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Внимание к проблеме бюджетных дефицитов в последнее время постоянно повышается, в том числе из-за возникновения серьезных проблем в странах Европейского союза, связанных с государственным долгом и бюджетным дефицитом. Знакомы с этой проблемой и другие развитые и развивающиеся страны, в том числе первые экономики мира.

В Республике Беларусь значительная часть национального дохода перераспределяется через бюджетную систему, а статус переходной экономики и социально-ориентированного государства свидетельствует об огромных объемах государственных расходов, снижение которых связано со значительными социальными и экономическими издержками. В связи с этим власти и экономисты Беларуси также уделяют значительное внимание проблемам бюджетного дефицита и его финансирования. Еще более значимым это направление становится в условиях локального валютно-финансового кризиса, который наблюдался в РБ на протяжении  2011 года.

Целью данной работы является раскрытие понятия  бюджетного дефицита, профицита  и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение Республики Беларусь на современном этапе экономического развития.

В первой главе рассматривается  сущность бюджетного дефицита и профицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности страны. Во второй главе дается характеристика государственного долга  и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на  определение данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности государства и основные пути  покрытия этой задолженности. Третья глава рассматривает, проблемы  бюджетного дефицита и  государственного долга в Республике Беларусь, какая  нынешняя ситуация на рынке государственного долга. Также анализируется показатель бюджетного дефицита РБ  за последние годы и определяются основные  источники  его покрытия.

При написании курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, материалы периодической печати, посвященные данной проблеме, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Бюджетный дефицит и профицит

 

1.1  Понятие бюджетного  дефицита и профицита, причины их возникновения и экономические последствия

      

Бюджет – важнейший финансовый документ страны – в широком смысле представляет собой баланс, в одной стороне которого находятся все доходы, а в другой – расходы. Как и любой баланс в экономическом смысле слова, бюджет должен «сходиться», то есть его левая и правая части должны быть равны между собой, а иначе говоря, доходы должны равняться расходам. В экономической науке такое состояние бюджета считается наиболее благоприятным, идеальным (отвечающим принципу сбалансированности бюджета)  [1, c. 520].

Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит.

Профицит государственного бюджета – превышение суммы доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов над расходами и чистым кредитованием.

Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов.

Такой концептуальный подход к понятию профицита и дефицита позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты за счет доходов, официальных трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объема ликвидных средств. Исходя из этого принципа, профицит равен доходам и официальным трансфертам минус расходы на товары, услуги, трансферты и минус чистое кредитование; а дефицит – расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит – с отрицательным. Дефицит покрывается за счет финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет противоположной знак [2, c. 166].

Для понимания проблемы бюджетного дефицита и профицита в первую очередь нужно определить причины их появления. Они возникают вследствие многих объективных  и субъективных причин.

Бюджетный профицит возникает в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, вследствие экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов. Опыт крупнейших стран мира показывает, что значительная профицитность бюджета имеет свои недостатки -- дополнительные деньги расходуются менее прозрачно.

Причины возникновения бюджетного  дефицита:

1. Дефицит может быть  связан с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений  в развитие экономики. В этом  случае он отражает не кризисное  течение общественных процессов, а государственное регулирование  экономической конъюнктуры, стремление  обеспечить прогрессивные сдвиги  в структуре общественного производства. Еще Дж.М.Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества.

2. Дефициты возникают в  результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных стихийных бедствий  и т.п., когда обычно резервов  становится недостаточно и приходиться  прибегать к источникам особого  рода.

3. Дефицит может отражать  кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово–кредитных  связей, неспособность правительства  держать под контролем финансовую  ситуацию в стране. В этом случае  он – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только  срочных и действенных экономических  мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства  и т.п.), но и соответствующих  политических решений  [3, c.17] .

4. Наконец, политический популизм, выражающийся в росте социальных  программ, не обеспеченных финансовыми  ресурсами, в преддверии выборной  части политического цикла также  является весьма распространенной  причиной возникновения краткосрочного  бюджетного дефицита [4, c. 208].

Отсюда вытекает, что бюджетный дефицит — это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжелым бременем на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не более 2—3%.

Основными методами покрытия бюджетных дефицитов служат выпуск государственных займов и эмиссия кредитных денег. В целях сбалансированности бюджетов правительства могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Среди конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует назвать такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов, а именно:

• изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью повышения эффективности производства;

• более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих экономический рост;

• резкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования;

• снижение военных расходов;

• сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ, мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

• запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.

Помимо этого, в мировой практике для снижения бюджетного дефицита широко используется система мер, стимулирующих привлечение в страну иностранного капитала. При этом решается сразу несколько задач как фискального, так и экономического характера. Сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных  вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, улучшается состояние платежного баланса [5, с.73].

Таким образом, бюджетный дефицит – это не показатель плохого хозяйствования. Когда в экономике высока безработица, увеличение государственных закупок создает рынок для предпринимательской активности, порождая доход и стимулируя повышение потребительских расходов. Это стимулирует дальнейший экономический рост (эффект мультипликатора), что повышает реальный ВВП и занятость населения и, в конечном итоге, снижает уровень безработицы. Связь между спросом на внутреннем рынке и безработицей называется законом Оукена, который описывает эмпирически наблюдаемую обратно-пропорциональную зависимость ВВП от уровня безработицы.

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы государственного долга