ВТО для Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:53, доклад

Краткое описание

Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) бесспорно является логическим шагом по дальнейшей интеграции нашей страны в мировое хозяйство. Лишь дальнейшее открытие экономики России способно вывести развитие страны на качественно новый уровень. Тем не менее, однозначно оценить те эффекты, которые произведет в российской экономике вступление в ВТО, достаточно сложно.

Вложенные файлы: 1 файл

Значение вступления России в ВТО для организаций Свердловской области.docx

— 22.90 Кб (Скачать файл)

Значение  вступления России в ВТО для организаций  Свердловской области

Вступление России во Всемирную  Торговую Организацию (ВТО) бесспорно является логическим шагом по дальнейшей интеграции нашей страны в мировое хозяйство. Лишь дальнейшее открытие экономики России способно вывести развитие страны на качественно новый уровень. Тем не менее, однозначно оценить те эффекты, которые произведет в российской экономике вступление в ВТО, достаточно сложно.

В последнее время в  России проведен ряд исследований, которые подчеркивают, что страна обладает рядом конкурентных преимуществ - обеспеченность ресурсами, научный  потенциал, квалифицированная рабочая  сила, уникальное географическое положение  страны. По оценкам экспертов Всемирного экономического форума и Гарвардского университета Россия имеет очень  сильные международные позиции  в черной металлургии, сильные - в  цветной металлургии, электроэнергетике, нефтехимии, лесной и оборонной промышленности. Посредственные - в химии, авто- и судостроении, общем машиностроении, приборостроении. Слабые - в авиапромышленности, электронике и текстиле. Международная Торговая Палата отмечает, что в условиях износа основных фондов конкурентоспособными остаются лишь отрасли, производящие продукцию низших переделов.

По результатам исследования, проведенного Институтом ИММО, среди  отечественных предприятий только 34% считают себя конкурентоспособными на .отечественном рынке, 24% - на рынках СНГ и лишь 7% - на рынках дальнего зарубежья. По информации ТПП либерализация рынков в сфере услуг особенно сильно скажется на банковском, фондовом, страховом и транспортном секторах, связи, трубопроводном транспорте, оптовой торговле и торговле землей.

В связи с этим, считаю, что дальнейшие уступки в ходе переговоров по условиям вступления в ВТО со стороны российских переговорщиков вряд ли допустимы, тем более что  ряд условий применяется исключительно  к России. Так условие сближения  внутренних цен на энергоносители с  мировыми, является не стандартным  условием вступления в ВТО. Повышение  же внутренних цен на энергоресурсы  недопустимо, поскольку энергетическая составляющая в стоимости российских товаров является одним из основных факторов их ценовой конкурентоспособности. Дальнейшее снижение тарифных барьеров сегодня уже невозможно, так как  оно достигло того порога, за которым  может наступить угроза существования  отечественных производителей.

Вступления России в ВТО  внесет диспропорции не только в развитие отраслей, но и может усугубить  неравномерность регионального  развития страны.

По оценкам конъюнктурного института лишь 8 регионов России обладают ярко выраженными конкурентными  преимуществами, среди которых Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская, Самарская, Челябинская  и Ростовская области. Еще у пяти регионов эти преимущества сравнительные, у 14 -ограниченные, у оставшихся 62 они практически отсутствуют.

Несмотря на то, что Свердловская область обладает конкурентными  преимуществами, она не полностью  готова к вступлению России в ВТО. Требованиям, которые выдвигают  странам-членам ВТО, соответствует  лишь треть промышленных предприятий  области - в основном это металлургические предприятия.

Металлургия является одной  из базовых отраслей Среднего Урала, где она обеспечивает почти 53% промышленного  производства и составляет 44% экспорта.

Сегодня действие благоприятных  для отрасли внешних факторов практически исчерпало себя, и  перед отраслью стоит дилемма  экстенсивного или интенсивного развития. С одной стороны возможно наращивание производства продукции  низких переделов, что сильнее поставит отрасль в зависимость от мировой  конъюнктуры. С другой стороны возможен вариант расширения производства высококачественной продукции более высоких переделов.

В любом случае, сегодня  металлургическая отрасль все больше ориентируется на внутренний рынок  России и СНГ, где ее продукция  является достаточно конкурентоспособной. А это означает, что если вступление в ВТО негативно скажется на автомобильной  и машиностроительной отрасли, в  конечном итоге это также окажет негативное влияние и на металлургическую отрасль.

Снижение ввозных пошлин на продукцию металлургического  комплекса может негативно сказаться  на отрасли, так как увеличит импорт высококачественной продукции более  высоких переделов из Германии, Финляндии, Словакии. Пока ценовое преимущество остается на стороне отечественных  производителей, что позволяет удовлетворить  потребности металлопотребляющих отраслей страны поставками с российских металлургических предприятий (на долю импорта продукции черных и цветных металлов в общем объеме импорта в 2001г. в стоимостном выражении приходилось менее 4%).

Таким образом, главной задачей  для металлургического комплекса  остается борьба за сокращение издержек и приведение цен на продукцию  на уровень мировых. Для обеспечения  конкурентных цен нужно создать  возможность для конкуренции поставщиков энергии, с этой целью следует обеспечить металлургическим предприятиям беспрепятственный выход на федеральный оптовый рынок энергетических мощностей. Необходим пересмотр системы транспортных тарифов на экспортных направлениях. Доля транспортных расходов по некоторым основным позициям нашего экспорта достигает 30% от конечной стоимости товара.

Другой важной для экономики  Свердловской области отраслью является химическая промышленность. На сегодняшний  день производство химической промышленностью  Свердловской области достаточно диверсифицировано. Также налажено производство высокотехнологичной  продукции - например, продукция Уральского электролизно-химического комбината. Также химическая промышленность занимает высокую долю в структуре экспортных поставок Свердловской области - более 20%. Именно благодаря высокой экспортной составляющей удалось сохранить химическую промышленность, направить в нее инвестиции и начать развитие производственного потенциала.

Однако сегодня из-за высокой  степени морального и физического  износа оборудования (до 83 процентов), а также удорожания энергетических ресурсов и тарифов на перевозку  продукция химической отрасли обладает низкой ценовой конкурентоспособностью.

Вследствие этого идет расширение импорта даже тех товаров, для производства которых есть необходимый  производственно-технический, сырьевой и кадровый потенциал. Не выдерживая конкуренции, российские производители  вынуждены сокращать загрузку своих  мощностей.

Если резко снизить  ввозные тарифы на продукцию химической промышленности, то ввоз продукция  химической промышленности только увеличится. Причем ввозиться будет не только продукция, не производящаяся на предприятиях страны, но и более конкурентоспособная  и качественная продукция, для производства которой в России имеются все  возможности.

С целью подготовки химической промышленности к вступлению России в ВТО следует в первую очередь  решить задачи, стоящие перед отраслью, которые заключаются в повышении  конкурентоспособности, сокращении издержек, прекращения антидемпинговых разбирательств за рубежом и обновление основных фондов.

Машиностроительная отрасль  Свердловской области является второй после металлургии по объемам  промышленного производства - более 20% промышленного производства. В  структуре экспорта, доля машиностроения составляет около 20%.

Сегодня машиностроительная отрасль Свердловской области может  считаться конкурентоспособной  в части производства вооружений и военной техники, оборудования для тепловых, гидро- и атомных электростанций. По остальным позициям товаров, производимых отраслью, наблюдается технологическое отставание от зарубежных аналогов, низкое качество и, как следствие, не конкурентоспособность.

Многие специалисты утверждают, что быстрое и непродуманное  вступление в ВТО может привести к исчезновению российского машиностроения, поскольку Россия не сможет конкурировать  с такими гигантами, как Дженерал Электрик, Сименс, Альстом, Митсубиси.

Считаю, что главными задачами, стоящими перед отраслью, являются содействие интеграции машиностроительных заводов в финансово-промышленные группы с целью обеспечения их финансовой устойчивости и повышения  уровня инвестиций; содействие сертификации продукции и процессов; внедрение  основ корпоративного управления; развитие рыночно ориентированного подхода.

С целью скорейшей подготовки отраслей к вступлению России в ВТО, предлагаю обозначить следующий  комплекс мер, реализация которого должна являться первоочередной задачей государственной  власти на всех уровнях. Комплекс мер  можно разделить на три категории: разработка стратегических направлений  развития, содействие бизнесу в преодолении  внутренних проблем, приведение законодательства в соответствие с нормами ВТО.

В разработке стратегии и  направлений развития России предлагаю  акцентировать следующие важные моменты.

Правительству Российской Федерации  совместно с регионами следует  немедленно начать разрабатывать комплексную  программу развития промышленности всей страны на долгосрочный период и  руководствоваться ей при согласовании условий вступления в ВТО. В Свердловской области уже несколько лет  существует стратегия развития промышленности на долгосрочный период. Это схема  развития и размещения производительных сил в Свердловской области до конца 2015 года.

При вступлении России в ВТО  следует ожидать усиления региональных диспропорций вследствие неравной вовлеченности  регионов во внешнеэкономическую деятельность. Таким образом, необходимо создать, на базе зарубежных аналогов, механизмы  временной государственной поддержки  предприятий и регионов, на которые  негативно повлияют резко возросшие  поставки импортной продукции.

К тому же, Правительству  России совместно с регионами  необходимо провести всесторонний секторальный анализ на предмет выявления отраслей, являющихся определяющими для каждого  конкретного региона и обеспечить ограничение деятельности иностранных  компаний в этих отраслях.

При вступлении России в ВТО  необходимо сделать упор на защиту традиционного экспортного комплекса (нефть, металлы, древесина), который  составляет основу как внешнеэкономической  деятельности России и многих регионов, так и их экономической безопасности. Следует обеспечить защиту от антидемпинговой  политики отдельных государств и  гарантии добросовестной конкуренции  для продукции традиционного  экспортного комплекса.

Дальнейшее развитие российской экономики невозможно без изменения  структуры экспортных поставок с  увеличением доли наукоемкой продукции. Следует разработать механизмы  приоритетного привлечения инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные  направления деятельности.

При вступлении в ВТО России необходимо выработать механизмы по сохранению приоритетной торговли России со странами СНГ. Основными предпосылками  для этого являются некогда общая  производственная инфраструктура и  встроенность в единую экономику бывшего Советского Союза, близость уровня конкурентоспособности продукции, проведение во всех странах СНГ социально-экономических реформ в направлении рыночного хозяйствования.

Меры содействия бизнесу  должны включать следующее.

Важным шагом в подготовке предприятий к конкуренции с  иностранными компаниями является сертификация конечной продукции и процессов  производства в соответствии с мировыми стандартами качества ИСО 9000-9002. Задача государственных структур - оказывать  содействие открытию центров сертификации и способствовать скорейшему переходу организаций на международные стандарты  качества производства продукции.

Сегодня в России и многих регионах образовался информационный вакуум в области внешнеэкономической  и инвестиционной деятельности. Выход  на зарубежные рынки для многих предприятий  самостоятельно осложнен отсутствием  специалистов в области международного маркетинга и бизнеса. Органам государственной  власти совместно с отраслевыми  союзами следует разработать  единую информационную систему по внешнеэкономической  деятельности, осуществлять ее регулярное обновление и поддержку и использовать ее ресурсы для создания пула бизнес предложений. В Свердловской области  такая система существует - это  экспортная карта Свердловской области.

Невозможно выйти на высокие  темпы роста внешнеторгового  оборота, используя только мотивационные  меры стимулирования внешнеэкономической  деятельности. Важно создать всероссийскую и региональные государственные системы поощрения промышленного экспорта, в том числе в форме госкредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров и их маркетинговой деятельности. Правила ВТО определяют разрешенные формы такой поддержки. Данная мера возможно приведет к некоторому увеличению расходов бюджета в краткосрочном периоде, но при условии создания четких механизмов субсидирования экспорта в среднесрочном периоде можно ожидать активизацию внешнеторгового обмена и как следствие увеличение таможенных и других сборов.

Для более эффективного и  оперативного решения вопросов, а  также выработке рекомендаций на основе диалога между предпринимателями  игосу дарственной властью, необходимо расширить круг полномочий торгово-промышленных палат, союзов промышленников и предпринимателей, союза металлургов и др., способных представлять интересы бизнеса перед властью и иностранными партнерами.

Без решения кадрового  вопроса и привлечения специалистов мирового класса в области мировой  экономики и внешнеэкономической  деятельности невозможно обеспечить высокую  эффективность вхождения России в ВТО. Для этого следует активизировать подготовку специалистов в отраслях экономики, связанных с внешнеэкономической  деятельностью, способных обеспечить защиту экономических интересов как России, так и отдельных регионов.

Важной для страны задачей  остается вопрос приведения российского  и регионального законодательства в соответствие с нормами ВТО. С целью всесторонней подготовки России и регионов к вступлению в  ВТО следует провести анализ действующей  нормативной базы и унифицировать  действующие подзаконные акты на территории России, обеспечив их соответствие нормам ВТО.

Вступление России в ВТО  является важным шагом на пути дальнейших рыночных преобразований в стране. Свердловской области, как и другим регионам Российской Федерации необходима четкая программа действий для реализации вышеуказанных мер и усиления позиций всех отраслей экономики  с целью выведения хозяйствующих  субъектов на уровень, на котором  они смогут достойно конкурировать  с иностранными компаниями.

Информация о работе ВТО для Свердловской области