Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:55, реферат
С 1993 г., согласно новой Системе национальных счетов, Валовый национальный продукт переименован в валовой национальный доход (ВНД). Однако национальные статистики некоторых стран продолжают придерживаться прежней терминологии. Валовой национальный продукт (ВНП) — это произведенный в течение года совокупный объем конечных товаров и услуг, выраженный в деньгах. Определение ВНП можно сформулировать и иначе: ВНП — это рыночная стоимость совокупного объема конечных товаров и услуг, произведенных в течение календарного года.
Валовый национальный продукт (макроэкономика)
С 1993 г., согласно новой Системе национальных счетов, Валовый национальный продукт переименован в валовой национальный доход (ВНД). Однако национальные статистики некоторых стран продолжают придерживаться прежней терминологии.
Валовой национальный продукт (ВНП) — это произведенный в течение года совокупный объем конечных товаров и услуг, выраженный в деньгах. Определение ВНП можно сформулировать и иначе: ВНП — это рыночная стоимость совокупного объема конечных товаров и услуг, произведенных в течение календарного года.
Прежде всего, ВНП — это сумма конечных товаров и услуг. Следовательно, есть и «неконечные», «промежуточные», которые при расчете ВНП не учитываются
«Конечный» продукт — это товар, который покупается для конечного использования. «Промежуточный» продукт — это товар, который покупается с целью его дальнейшей обработки или перепродажи. Именно поэтому при расчете ВНП используется только конечный продукт.
Национальный продукт включает в себя:
а) все товары и услуги для рынка, произведенные частными и государственными предприятиями, включая услуги некоторых потребительских благ длительного пользования, таких как, например, жилые помещения;
б) все услуги, предоставляемые
правительственными органами для коллективного
использования, хотя услуги вооруженных
сил стали считаться
в) все товары и услуги, производимые организациями не извлекающими прибыль, например, церкви, учебные заведения, для общего пользования, или для индивидуального пользования своих членов;
г) некоторые товары и услуги, произведенные членами домашних хозяйств для своих собственных нужд или для какого-либо другого использования, минуя механизмы рынка.
ВНП, наряду с валовым внутренним
продуктом, является базовым, наиболее
целостным и обобщающим макроэкономическим
показателем, поскольку объёмы производства
позволяют оценить
Для измерения Валового национального продукта используют три способа:
Полученные значения при расчете валового продукта любым из этих методов одинаковы. То, что затрачено потребителем на приобретение продукта, получено в виде дохода теми, кто участвовал в производстве.
Метод конечного использования
При расчете валового национального продукта по расходам суммируются затраты всех экономических агентов на приобретение конечной продукции, а именно расходы на потребление, инвестиции, государственные закупки товаров и услуг и чистый экспорт.
Расходы на потребление — включают расходы домашних хозяйств на различные виды потребительских товаров и услуг.
Расходы
на инвестиции
— это расходы на инвестиционные товары,
к которым относят оборудование, станки,
производственные здания, материально-технические
запасы (при этом станки, оборудование,
производственные здания называют капитальными товарами
Различают инвестиции:
Государственные расходы — расходы государства на производство товаров (электроэнергия, больницы, школы, библиотеки, парки) и услуг. Услуги, как правило, оцениваются по издержкам, а не по рыночной стоимости.
Чистый экспорт — это весь экспорт за вычетом импорта. То есть учитываем то что было произведено в нашей стране, но реализовано за рубежом (расходы на реализацию (не путать с производством) учитываться в стране реализующей товар — то есть не нашей). Например, если в США продается автомобиль, выпущенный в Японии, то все затраты связанные с производством, следует отнести к затратам Японии, а затраты на доставку и реализацию — к расходам США. Или, например, отдельные комплектующие изделия для производства автомобиля поставляются из Японии в США. Расходы на эти комплектующие изделия исключаются из расходов США, так как они не произведены в США. В то же время произведенные в Америке продукты и услуги, но проданные за ее пределами должны давать доход именно этой стране, а не той, в которой они реализуются. Поэтому, чтобы исчислить суммарную величину расходов на национальный объем производства США, необходимо учитывать экспорт.
Распределительный метод
ВНП определяют как сумму всех первичных, еще не перераспределенных доходов, которую получают домашние хозяйства, предприятия и государственные учреждения.
Различают четыре компонента пофакторных доходов:
Сумма всех доходов по пофакторым затратам представляет собой чистый национальный доход. То есть это еще не все факторы входящие в состав ВНП.
Оценивая весь объем произведенной продукции с точки зрения потока доходов, мы не учти ту часть стоимости которая пойдет на возмещение потребленных в процессе производства капитальных товаров, другими словами, амортизационные отчисления. Они как доход не принадлежат никому из собственников факторов производства.
Добавляя амортизационные отчисления к чистому национальному продукту, мы получаем валовый национальный продукт.
Метод добавленной стоимости
Анализ валового
продукта методом добавленной стоимости
позволяет выявить степень
Метод добавленной стоимости предполагает сложение стоимости, добавленной на каждой стадии производства продукта. Добавленная стоимость равна стоимости произведенной продукции за вычетом стоимости промежуточной продукции.
Например если фермер выращивает пшеницу и продает её фирме за 10 рублей, а фирма создаёт из этого объема пшеницы хлеб и продаёт его за 35 рублей, то в данном случае в ВНП учитывается только стоимость хлеба (35 рублей) так как стоимость пшеницы уже включена в стоимостсь хлеба. При методе добавленной стоимости мы складывает расходы фирмы на приобретение пшеницы (10 рублей) и расходы на производство хлеба (заработная плата) и прибыль.
Недостатком валового национального продукта является то что он не учитывает:
И не отражает:
Поэтому, иногда,
для расчета общественного
Россия 3,261 триллиона долларах по ППС (2012 г.)
Паритет покупательной
способности (англ. purchasing power parity) — соотношение двух или нескольких денежных
единиц, валют разных стран, устанавливаемое
по их покупательной способности применительно
к определённому набору товаров и услуг.
Валовой национальный доход в долларах по ППС в других регионах
Соединённые Штаты Америки |
15,89 триллиона долларах по ППС (2012 г.) |
|
Китайская Народная Республика |
12,44 триллиона долларах по ППС (2012 г.) |
|